Цели:
Подвести учащихся к пониманию необходимости читать
книги и узнавать новое, развивать представление о жанрах литературы, развивать
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать, высказывать суждения,
воспитывать талантливого читателя.
Оборудование:
Выставка художественной и справочной литературы:
детские журналы и газеты, грамзапись, фрагменты из мультфильмов (кинофильмов).
ХОД УРОКА
Слово учителя
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в
путешествие по Читай-городу. Мы перелистаем страницы тех книг, которые вы
прочитали в этом учебном году, и познакомимся с новыми. Они помогут в огромном
океане книг отыскать те, которые
сделают ваш летний отдых еще интереснее. Ведь вместе с
героями этих книг вы сможете совершать удивительные путешествия, делать
открытия, научитесь любить и беречь все, что нас окружает. Прочитав их, вы
станете добрее. А во многих героях книг вы, наверняка, узнаете себя или своих
знакомых. Они такие же девчонки и мальчишки, как и вы. И их волнуют те же
вопросы, что и вас.
Во время нашего путешествия вы будете делать в
читательском дневнике путевые заметки.
Итак, добро пожаловать в Читай-город!
Учитель
Мы посетим страничку сказок. Звучит мелодия «В гостях
у сказки». Учитель
Ребята, вы любите сказки? Сказок очень много. А чем
они отличаются от других произведений?
(В сказках могут говорить и звери, и растения, с ними
происходит необыкновенные приключения.)
Учитель
А кто пишет сказки?
(Сказки складывает народ — народные — или придумывают
авторы — литературные.) Учитель
Итак, наша первая остановка на площади Сказок. Сколько
здесь сказок! Среди них есть и наши старые знакомые.
Давайте поучаствуем в викторине «Сказочный калейдоскоп»
.
1) Упала стрела в болото,
и кто-то сбросил зеленую кожу и сделался красивой.
(Василиса Премудрая.)
2) В кого превращался Людоед из сказки Ш. Перро «Кот в
сапогах»? *
(Во льва, в мышь.)
3) Как начинается «Сказка о царе Салтане» A.C.
Пушкина? (Три девицы под окном.
Пряли поздно вечерком...)
4) Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра
Карабас-Барабас?
(Доктор кукольных наук.)
5) Какие чудеса видели купцы на острове Буяне? (Новый
город со дворцом, белка ручная, 33 богатыря, дядька
Черномор, Царевна-Лебедь.)
6) Какие волшебные слова говорила девочка, когда
отрывала лепестки цветика-семицветика в сказке В. Катаева?
(«Лети, лети, лепесток...»)
7) Как позвать Сивку-Бурку? (Сивка-Бурка, вещая
каурка, Стань передо мной,
Как лист перед травой!)
Но среди героев сказок есть и незнакомцы. Ведь сколько
сказок еще не прочитано?
Появляется ученик с бородой в роли Пети. Он стреляет
из рогатки и на вопрос: «Дедушка, чем это ты занимаешься?» — отвечает, что он
не дедушка, а ученик третьего класса, и что злые волшебники заколдовали его и
еще трех ребят из-за потерянного ими времени.
Учитель
А что будет дальше, мы узнаем прочитав «Сказку о
потерянном времени Е. Шварца».
Учитель
Скажите, а кто из вас был в Стране Невыученных Уроков?
Так называется одноименная сказка Л. Гераскиной. Послушайте отрывок из нее.
Ученик читает отрывок из сказки.
Учитель
Каждая новая встреча со сказкой — это праздник.
Читайте сказки А. Пушкина и С. Аксакова, П. Бажова и
К. Паустовского, Г.-Х. Андерсена и Ш. Перро, р. Киплинга и Л. Кэролла.
Следующая остановка — проспект Доброты. Здесь живут
книги о животных. Рассказы каких писателей вам запомнились? Чем? Для чего
авторы их пишут?
Ответы детей.
Учитель
Нельзя остаться равнодушным, читая книги о живой природе
Е. Чарушина, В. Чаплиной, В. Бианки, Б. Житкова. Обязательно прочитайте
рассказы А.П. Чехова «Белолобый», Л.И. Куприна «Белый пудель», Ф. Кнорре
«Солнечный пес», Б. Дижур «Жалобная книга Природы». И помните, что «мы в ответе
за тех, кого приручили».
А теперь мы на улице Почемучек — они очень любят научно-популярную
литературу для детей. С какими детскими энциклопедиями вы уже познакомились во
время подготовки к урокам?
Рассказы детей о справочниках «Что такое? Кто такой?»,
«Я познаю мир» и др.) Учитель
Тысячи ответов на свои «почему» вы сможете найти в
«поче-мучкиных книжках».
А это Журнальный переулок. Нас встречают здесь старые
знакомые: «Мурзилка», «Веселые картинки».
Давайте перелистаем страницы этих журналов.
Итак, журнал «Мурзилка». Какие из его рубрик вам
особенно нравятся? Почему? ,
(Зеленый мир, Учимся рисовать, Галерея искусств,
Головоломки, Веселая математика, Это интересно. Поздравляем юбиляра.)
Учитель
Рубрики эти есть в каждом номере, но меняется их
содержание. Потому под одной обложкой каждый раз собираются новые авторы.
Журнал «Веселые картинки» — это веселые стихи, рассказы,
шутки, ребусы, игры, — все, что необходимо для веселого отдыха. Давайте и мы
отдохнем. Вы любите отгадывать ребусы?
Тогда проведем конкурс по материалам журнала «Веселые
картинки».
Дети отгадывают ребусы.
Итоги урока
Учитель
Наше путешествие подходит к концу. Мы на перекрестке.
Любимых книг. Любимая книга... Она есть у каждого: у взрослых и у детей. Именно
она затрагивает в наших душах самые тонкие струны. Мы читаем и перечитываем ее
страницы. Мы рассказываем о ней своим друзьям. Среди книг, прочитанных в этом
году, появилась ли у вас такая книга?
Рассказы детей.
Учитель
А сейчас мы побываем на площади Приключений. Это любимая
площадь многих читателей.
Герои приключенческих книг очень разные, но со всеми
происходят удивительные события. Знакомьтесь с их авторами: Д. Дефо «Жизнь и
удивительные приключения Робинзона Крузо», Ж. Берн «Таинственный остров», Л.
Кэролл «Приключения Алисы в Стране чудес», К. Булычев «Фантастические повести»
и др.
Просмотр отрывков из мультфильмов и кинофильмов.
|