Цели урока: Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи; Обобщить и закрепить знания о самостоятельных и служебных частях речи; Совершенствовать устную и письменную речь; Учить детей логически думать, сравнивать; Развивать речь учащихся, память;
Воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за
выполнение коллективной работы; воспитывать любовь и уважение к
национальным традициям. Задачи урока: Организовать работу в деятельном режиме. Исследовать тему и обосновать выводы. Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации с казахскими орнаментами. Ход урока Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на моем уроке. Организационный момент. Постановка целей и задач урока. 1. Повторение и закрепление. -Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются части речи? -Какие самостоятельные части речи вам известны? Перечислите. -Расскажите , что нужно сделать, чтобы определить часть речи? У нас сегодня необычный урок, все вместе отправимся в путешествие в город Морфологию. (Слайд 1). Мы должны пройти 2 станции. И узнать какие части речи живут самостоятельно, а какие служат для них. - Давайте по карте повторим какие части речи относятся к самостоятельным и служебным частям речи.( слайд 2). - Итак, 1-ая станция - Самостоятельные части речи. Выполнив все задания, мы перейдём к следующей станции. Чтение стихотворения «Мир» Р.Рождественский - Девушка, ты улыбаешься часто, Взор твой открытый мне дорог и мил, Что тебе нужно для счастья? - Мир! Мне нужен мир! -Какие известные части речи употреблены в стихотворении? Назовите их. 2. Письмо по памяти. Взгляните на наш Казахстан Там снежные пики , степной ураган. - назовите самостоятельные части речи. На доске записаны слова степь, радость, ковровщица. (показ слайдов 3 с рисунками) - составить словосочетания с этими словами. ( бескрайняя степь, радость ковровщицы, вселил радость и т.д.)
- А теперь проверим себя. Выясним, насколько верно мы сегодня
рассуждали (слайд 4). Перед вами таблица «Самостоятельные части речи».
Ваша задача – не просто познакомиться, но и вспомнить какие
морфологические, лексические и грамматические значения они имеют.
3. Работа по учебнику. Чтение текста упр223. Сформулировать основную
мысль текста. Выписать в один столбик 9 слов, являющихся
самостоятельными частями речи. (мы, собрались, вечерело, красивый,
водворили, второго, ковёр, стремительное, давно). 4. Чтение стихотворения «Алатау» Т.Молдагалиева.
На Алатау вечен белый снег, Как вечен дней Неторопливый бег. Стоит он в недоступной синеве, Как аксакал С чалмой на голове. К нему на грудь садятся облака. Как с равным, С ним беседуют века. С его необозримой вышины Любые дали явственно видны. Он подпирает солнце в небесах, Он держит звезды На своих плечах, Что освещают нам пути во мгле. Он людям Реки дарит на земле. Казах! Ты знаешь, очень счастлив я. Что мы ему - родные сыновья! Слово Изменяется по Часть речи числам родам падежам временам лицам неторопливый + + + - - Прилагательное аксакал + - + _ - существительное беседуют + - - + + глагол облака + - + - - существительное родные + + + - - прилагательное казах + - + - - существительное - На что указывают плюсы и минусы? - Как изменяются существительные , прилагательные, глаголы? - В чём сходство и в чём различие в изменении существительных и прилагательных? 5. Морфологический разбор существительного. (Он подпирает солнце в небесах.) 6. Закрепление материала. - Как изменяются части речи? г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов. Бумага - белая … руки Высокий – низкий Нож -… …осень Холодный -…
- Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К каким частям речи
относятся слова? Слова, какой части речи вы вставляли? Что вы знаете об
имени прилагательном, глаголе, сущ.? 7.Подберите синонимы к фразеологизмам (записать на доске и в тетради): водить за нос – обманывать (сущ.) засучив рукава - хорошо ( наречие) собаку съел - опытный специалист ( прил.+ сущ.) вставлять палки в колёса - мешать (глагол) в час по чайной ложке – понемногу (наречие) нестись во весь опор - быстро бежать( наречие + глагол). Словарная работа (лощина, примитивный, эпитет, восхищение, соло, польщённый) II Чтение стих. уч-ся . Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет! (2 слайд) 1. Следующая станция, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких? Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные. Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность. 2.Найдите в стихотворении самостоятельные и служебные части речи. (5 слайд) 3. Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»
Предлоги, союзы, частицы – Все встали в один хоровод, Служебные, важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значенье свое принесут, Здесь свяжут, а рядом разделят, Укажут и силу дадут. (8 слайд).
Какую информацию о служебных частях речи оно несёт? Найдите в тексте служебные части речи. Какова их роль в предложении?(8 слайд)
4.Работа по таблице. Ваша задача – не просто познакомиться со
сведениями, которые изложены в таблице, а сравнить, сопоставить с
известными вам сведениями. - Составьте предложения и словосочетания со служебными частями речи. 5. Продолжить работу над упр. 223. - Вот мы и прошли 2 станции, начиная с самостоятельных частей и заканчивая служебными частями речи. 6. Закрепление. Тест В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:
А) предлогом; Б) союзом; В) наречием.
Как правильно написать: А) по вас; Б) по вам; В) по вами. В предложении: Какой сегодня чудесный день! КАКОЙ – это: А) частица; Б) местоимение; В) союз. В предложении: Уж небо осенью дышало. УЖ – это: А) частица; Б) союз; В) наречие. В предложении: Пусть всегда будет солнце. ПУСТЬ – это: А) частица; Б) предлог; В) союз. (оценка письменной работы) (23 слайд)
А) Распределить слова, данные в карточках (чтобы, сад, прекрасный, он,
все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один,
который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя,
вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за,
далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже) на 2 группы 7. Инсценировка . 8. Закрепление материала. 9. Д/з |