Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 30.10.2024, 21:38:33
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок-путешествие "Удивительные книжные тайны"
[ Скачать с сервера (2.45 Mb) ]24.10.2010, 21:17:07

Цель мероприятия:

  1. привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки;
  2. привлечение детей к чтению;
  3. знакомство с историей создания письменности и книги;
  4. воспитание бережного отношения и любви к книге.

Семь чудес света создали люди в древности: пирамида Хеопса, висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк.

Есть и ещё одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветоваться, ободрить, рассказать. Это – книга.

Приложение - скачивай вверху страницы

С момента появления на свет человек начинает учиться. Он учится ходить, говорить, понимает мир и людей. Его учат – солнечный луг и пролетевшая мимо бабочка, смешная картинка и добрая песня, веселая игра и любимая книга.

Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.

Книга, как птица,-
Может весь мир облететь.
Книга – царица;
Может сердцами повелеть,
Книга – богиня;
Чудо свершает порой,
Книга – рабыня;
Часто проходит сквозь строй.
Е Баратынский.

А как к нам книга пришла, кто её придумал в старину и сколько она претерпела изменений, вот обо всем этом и пойдет наш сказ.

Приглашаем Вас, друзья, с нами в удивительное путешествие в глубь тысячелетий.

Книги у людей появились очень давно. Но далеко не сразу приобрели они привычный для нас вид.

Нас заинтересовал вопрос. Какая самая древнейшая книга? На чем она была написана?

Мы решили разобраться в этом и старательно изучили удивительные книжные тайны с помощью различных источников информации.

Первая книга была совсем не похожа на современные книги. Она не лежала на полке, а еще она умела говорить и петь. Это была живая книга – человек-книга. В стародавние времена, когда люди не умели еще писать и читать, все старинные предания, законы, обычаи хранились в человеческой памяти. Одно поколение людей сменяло другое, а предания оставались. Они передавались от одного человека другому, поэтому их и назвали «преданиями».

Знаний становилось все больше и больше, запомнить все было сложно. Пришлось людям призадуматься. Как же поступить дальше?

Сначала люди, вместо того, чтобы писать, рисовали. Первые рисунки делали на стенах пещер, на скалах…

Прошло много лет, пока люди не додумались звуки человеческой речи записывать с помощью значков. Сначала картинки превратились в иероглифы, а потом уже в буквы.

Люди пытались делать записи на всем, что на глаза попадалось. Камень, баранья лопатка, глиняный черепок, лист пальмы, звериная шкура, кусок коры. А у нас в России на бересте писали. А потом листы скручивали в рулончики. Они назывались «берестяные грамоты». Некоторые из них сохранились, их ученые нашли при раскопках.

Давайте перенесемся в давние времена. Была одна необычная библиотека ассирийского царя. Все книги в ней были из глины. Вот писец слепил из глины большую и толстую плитку и принялся чертить на ней с помощью трехгранной заостренной палочки разные значки. Потом ее сушили на солнце и обжигали в печи. Книга становилось прочной, как камень. Она не портилась от сырости, не сгорала во время пожара.

Продолжим наше путешествие. Сорок веков назад египтяне использовали для письма болотное растение – папирус. Он похож на камыш. Растет на болотах. Процесс изготовления папируса был довольно сложным.

Срезали листья растения. Стебель папируса разделяли иголкой на полоски. Вымачивали полосы в воде. Затем их приклеивали одну к другой. Получалась страница. Потом их сушили на солнце.

 Когда листы были готовы, их склеивали в большие полосы длиной от 40 до 100 метров. Писали там столбцами, чтобы удобнее было читать. Затем ленту скручивали в трубку. Держать такую книгу было неудобно, так как ее держать надо было двумя руками за специальные палки.

Много веков человечество пользовалось папирусом. Когда заросли тростника оказались вырублены, папирус сменил более прочный и долговечный материал – пергамент. Жил такой царь города Пергама. Он старался всевозможными способами пополнять свою библиотеку. Своим мастерам приказал приготовить материал для письма из овечьих и козьих шкур.

Сырую шкуру вымачивали сначала в воде, чтобы она стала мягче. Потом соскабливали ножом мясо и клали шкуру в воду с золой. После такой обработки шерсть легко снималась. Получалась желтоватая кожа, гладкая и чистая. Ее края обрезали так, чтобы получился большой кожаный лист. Его складывали пополам.

Первые книги из пергамента похожи на тетрадки. Несколько таких тетрадок помещали между двумя дощечками. Позже переплет стали обтягивать кожей.

Так появилась книга, сшитая из отдельных листов. Книги были рукописные. Трудился над каждой не один человек, а шестеро или семеро. Кто страницы подготавливал, кто писал, кто заглавные буквицы вырисовывал, кто картинки рисовал. Такая книга стоила дорого. В библиотеке эти книги к столам железными цепями приковывали, чтобы читатели не украли.

Древние книги, написанные на пергаменте в 20-40 страниц, весили несколько килограммов. На одну книгу требовалось от 10 до 20 шкурок, поэтому стоила она дорого. Для лучшей сохранности книги одевали в обложку их двух тонких дощечек, каждую из которых оклеивали кожей, бархатом или серебряной тканью, украшали полудрагоценными камнями и эмалевыми иконками. Так, старинная книга 12 века, которая ныне хранится в историческом музее, стоила в те далёкие времена дороже 2-х этажного дома. Книга считалась семейным сокровищем и передавалась от отца к сыну и внукам. В случае пожара наши предки выносили из горящего дома детей, иконы и книги.

Папирус был побежден пергаментом, а пергаменту пришлось уступить место вашей хорошей знакомой – бумаге. Изобрели ее китайцы. Они долго держали в секрете способ изготовления бумаги. За разглашение тайны грозила смертная казнь.

Славянскую азбуку придумали для болгар два греческих монаха Кирилл и Мефодий. А так как древнеболгарский язык близок к русскому, то и азбука, придуманная для болгар, нам подошла. У нас её назвали в честь её создателя кириллицей. На ней были написаны первые русские книги. Кирилл и Мефодий, создавая славянскую азбуку, брали за образец свою, греческую, но многое им пришлось придумать и самим.

Через 200 лет после принятия христианства Русь уже имела богатую и разнообразную письменную литературу. Это были первые исторические сочинения – летописи. По каждому году велись записи о событиях в стране. О том, кто и где построил новый город, кто в нём княжил, с кем воевал, удачно ли. До нас дошла такая летопись, написанная монахом Киево-Печёрской лавры Нестором, называется она «Повесть временных лет». Это первая история нашей страны была написана от руки, писал её монах Нестор в течение 5 – 7 лет. 

Сначала эти книги тоже писали от руки гусиным пером. Чернила делали из сажи и чернильных орешков (нарост на листьях дуба), а гусиное перо перед письмом особым ножиком заостряли и расщепляли на конце. Гусиными перьями люди пользовались не одно столетие. Даже в 19 веке А.С. Пушкин и М.Ю Лермонтов писали свои произведения гусиными перьями.

И лишь в 15 веке немец Иоганн Гуттенберг напечатал на бумаге 150 экземпляров Библии. За немцами стали печатать книги итальянцы, французы, англичане.

В России первые печатные книги появились при царе Иване Грозном в 16 веке. Царь был человеком образованным, любил книги. Он приказал на государственные деньги в Москве в Китай-городе на Никольской улице создать первую типографию. Туда были приглашены печатники: дьякон церкви Николы Иван Фёдоров и его друг Петр Мстиславец. Первая книга, набранная в 1564 г. на Печатном дворе, называлась «Апостол», на ее создание ушел целый год. Этот год и считается началом всего русского книгопечатания.  За две недели они напечатали 200 экземпляров книги «Апостол». Она была украшена рисунками, буквицами. Стоила она много дешевле, чем рукописная.

Книга – окно в мир. Откроешь страницу – станет видно далеко-далеко, услышишь голоса тех, кто жил давным-давно. Перелистываешь страницы, и поведает книга обо всем на свете. Протяни руку, и книга заговорит, она радуется и печалится вместе с тобой, она – надежный друг, верный товарищ.

Книжки – лучший друг ребят,
Все об этом говорят,
Книжки обо всем на свете
С радостью расскажут детям.
Тот, кто много книг читает,
Время даром не теряет,
Потому что знаний новых
Дать всегда они готовы.

А сейчас я попрошу вас ответить на несколько вопросов.

Какой была первая книга? Человек-книга.

Чему сначала научились люди: писать или рисовать? Рисовать.

На чем люди пытались делать записи? Камень, глина, лист пальмы, звериная шкура, кусок коры.

Что такое папирус? Болотное растение, использующее для письма.

Какой народ изобрел бумагу? Китайцы.

Какой инструмент использовали при написании свитков? Перо. Высший шик – лебяжье перо.

Кто такие Кирилл и Мефодий и чем они прославились? 2 греческих монаха. Создали славянскую азбуку.

На этом наше путешествие заканчивается, спасибо тем, кто активно принимал в нем участие.

Категория: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА | Добавил: tineydgers | Теги: младшая школа, открытый урок, поурочные планы, учителю начальных классов, начальные классы, конспект урока, педсовет, методическая помощь
Просмотров: 984 | Загрузок: 86 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0