Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 10:31:37
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок-путешествие "Значение листьев"
29.01.2011, 13:13:05

Оборудование: таблица «Клеточное строение листа», рисунок корня со стеблем, результаты проделанных опытов, магнитофон, костюмы (зеленый плащ, черный плащ с надписью «Углекислый газ», полоска голубой ткани с надписью «Вода» и зеленой с надписью «Сахар», высокий зеленый колпак, колпачки со словами «Углерод», «Кислород», «Водород», карнавальные очки, конфетти), рисунки, дудочка, музыкальные записи.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Попросите самого лучшего повара приготовить вам сахар, крахмал, жиры и зерно из свежего воздуха, солнечного света и чистой воды – он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, постоянно совершается в зеленых листьях растений.
В очень далекие времена люди считали, что растение – это перевернутое вниз головой животное. В корне, думали они, имеется желудок и рот, и растение, заглатывает и переваривает пищу, добывая ее из земли. На страницах старинных книг вместо корней рисовали маленьких человечков, из голов которых росли зеленые побеги. В то время еще ничего не было известно о воздушном питании растений.
Как же питается зеленое растение, есть ли у него рот, дышат ли растения и почему в зеленом лесу всегда свежий воздух? Чтобы ответить на все эти вопросы, поспешим на бал в страну Зеленого Листа.
Все, наверное, читали сказку финской писательницы Туве Янсон «Шляпа волшебника»? В этой сказке живут забавные симпатичные существа. С ними случается множество увлекательных приключений. Однажды трое из ее героев, Муми-Тролль, Снусмумрик и Снифф, нашли черный шелковый цилиндр. Эта старинная шляпа оказалась волшебной. С теми, кто надевал ее или попадал в нее, происходили удивительные вещи.
Вот и мы воспользуемся волшебной шляпой и станем маленькими-премаленькими, так что сможем оказаться внутри листочка, например растения, которое стоит на окне класса.

Представление начинается...

Ах, что делается, что творится в стране Зеленого Листа! Все несется, все кружится, все вертится колесом. Нас тут же затолкали. Здесь гремит ежедневный праздник – бал и карнавал!
Смешные существа, взявшись по трое за руки, несутся в пляске, у каждого на платьице написано имя, чтобы все знали, кто это так хорошо танцует.

Вот рядом с нами три плясуна. На их платьицах написано «Углерод», «Кислород» и еще «Кислород». И смотрите: на всех троих накинут карнавальный черный плащ с ярко-желтой надписью: «Углекислый газ». И всем ясно: они сейчас не просто углерод и два братца-кислорода, а вместе они уже «Углекислый газ». Попал он сюда на праздник из воздушного океана, через ворота-устьица в стенах страны Зеленого Листа. (Демонстрируется таблица с изображением устьица.)
Эти ворота распахиваются специально для него каждый раз к началу бала. А начинается бал, как только первый солнечный луч зажжет розовый фонарик в капле утренней росы.

Включаются освещение и музыка.

Раз-два, раз, пляшет Углекислый газ! А вот к нам приближается другая танцующая группа. Смотрите в ней уже только один кислород, зато два близнеца-водорода. И все трое тоже крепко держат друг друга за руки, и тоже все накрыты одним карнавальным плащом, но голубым. На плаще надпись «ВОДА», и всем ясно: кислород и два водорода вместе образуют воду.
На праздник в страну Зеленого Листа она попала совсем через другой вход – через корни и длинные коридоры стебля. (Демонстрируется рисунок корня со стеблем.)
Раз-два, раз, пляшет Углекислый газ! Раз-два, раз-два, плавно кружится Вода! И мелькает, и кружится бесчисленное множество черных и голубых плащей. Но вдруг все останавливаются и замирают... Раздаются торжественные звуки труб. Они играют гимн: «Хлорофилл здесь правит бал…».

Звучит дудочка.

Под эти звуки на площадь выходит Великий Магистр Хлорофилл. Его длинный зеленый плащ расшит золотыми молниями. На высоком колпаке – золотые стрелы.
Великий Магистр говорит: «Светозарное Солнце вселило в меня свою ослепительную силу и передало власть золотого луча!» С этими словами Великий Магистр дотрагивается волшебной палочкой до голубого плаща Воды, и плащ исчезает (снимается). А два Водорода-близнеца и Кислород, поклонившись, потряхивая колпачками, раходятся на три шага друг от друга.
Вот Великий Магистр дотронулся до черного плаща Углекислого газа. И этот плащ исчез, а Углерод и два Кислорода-близнеца, поклонившись, разошлись на три шага друг от друга. После этого Хлорофилл взмахнул рукой, и из нее посыпались густым дождем золотые кружочки конфетти, каждый кружочек сиял, как маленькое Солнце. По этому сигналу все, пританцовывая, потряхивая колпачками, двинулись со своих мест.
Близнецы-Водороды из каждой группы Воды, перебегают к Углероду и Кислороду Углекислого газа, а Хлорофилл на каждую такую новую четверку тотчас накидывает новый плащ, наряднее прежних, – шелковый светло-зеленый с надписью: «Сахар».
И, став друг другу в затылок, крепко держась друг за друга, новая четверка пустилась танцевать «Летку-Енку».

Включается музыка.

Но ведь из каждых трех партнеров, образующих воду, один близнец-Кислород остается свободным. Перед ним Великий Магистр снимает свой колпак, расшитый золотыми стрелами и говорит: «Ваш танец закончен, досточтимый Кислород! Вы можете возвратиться в свой родной Воздушный океан. Без вас там нельзя, без вас ни люди, ни звери дышать не могут…».
Когда же последний луч солнца зажигает лиловый фонарик в капле вечерней росы, тогда закрываются ворота-устьица в стенах страны Зеленого Листа и до следующего утра затихает бал.

Освещение и музыка выключаются.

Комментарий учителя

Долгое время люди вообще не задавались вопросом, отчего это природа, так пестро раскрасившая цветы и плоды, оказалась скупой и однообразной в расцветке листьев. Почему у самых разных растений, выросших в различных условиях, листья отличаются лишь оттенками зеленого цвета?
Теперь-то известно: лист потому зелен, что его тонкая пластина густо набита мельчайшими, микроскопическими, зернами, поистине необычного вещества. Называется оно «хлорофилл». В переводе с греческого «хлорос» означает зеленоватый, а «филлон» – лист, поэтому «хлорофилл» означает «листозелень».
Посмотрите на листья цветка, стоящего на окне. Сейчас, в этот самый момент, в их зеленых недрах бесшумно и незримо совершается один из величайших актов в природе – неживое превращается в живое.

Подведение итогов

В сказочном обличье маленьких существ выступали химические элементы, или атомы («атомос» по-гречески – неделимый), – углерод, кислород, водород. По-разному сочетаясь, атомы разных элементов образуют разные молекулы. Молекула – наименьшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами, состоит из атомов, соединенных химическими связями.
В молекулах многих веществ атомы прочно связаны между собой. Например, чтобы разложить воду на водород и кислород, нужны очень высокие температуры. А вот хлорофилл легко проделывает все это. Зеленый лист к тому же обладает и удивительной способностью соединять атомы. Такие процессы именуют синтезом. Слово это в переводе с греческого означает «соединение», «составление», «сочетание». А так как новые молекулы составляются с помощью света, то и работу зеленого листа называют фотосинтезом (по-гречески «фос» означает «свет», а «фотос» – принадлежащий свету).
Выдающийся американский астроном Харлоу Шепли почтительно назвал фотосинтез процессом, «перед которым мы в вечном долгу». Действительно, ведь зеленый лист поглощает из воздуха углекислый газ. Тот самый, который и мы – люди, и все животные выдыхают, тот самый, которым загрязняют атмосферу фабрики и заводы, автомобили и самолеты, тепловозы и теплоходы. Углекислый газ образуется после сжигания в их топках и двигателях дров и угля, нефти и газа. Этот газ ядовит и для людей, и для всех животных. Из него да еще из воды зеленый лист строит молекулы сахара. А он необходим и для нас, людей, и для всех животных.
В процессе фотосинтеза воздух нашей планеты получает свободный кислород. Не будь этого, всему живому просто нечем было бы дышать, не загорелся бы ни один костер, не заработала бы ни одна печь, ни один двигатель.
Теперь мы с уверенностью можем сказать: фотосинтез – самый важный процесс, происходящий в природе. Все живущие на Земле существованием своим обязаны зеленой былинке, зернышку хлорофилла. Поэтому и в нашей сказке хлорофилл назывался Великим Магистром.
«Луч солнца, – говорил ученый-ботаник К.А. Тимирязев, – приводит в движение и чудовищный маховик гигантской паровой машины, и кисть художника, и перо поэта». Все это происходит благодаря зеленому листу растения. Зеленые растения земного шара в год создают около 380 млрд т белков, жиров, углеводов, поглощая около 400 млрд т углекислого газа и выделяя в воздух около 300 млрд т кислорода.

(На магнитную доску прикрепляется рисунок с изображением стеклянных колпаков. Под одним – веточка мяты в воде и мышь, а под другим – только мышь, без растения.)

Вопрос: Будут ли под колпаками жить мыши?

(Далее разбираются результаты опыта, поставленного заранее. Ученики предлагают варианты ответов.)

Под каждым из двух стеклянных колпаков находятся веточка растения в стакане с обычной водой и стаканчик с известковой водой. Один колпак стоял в темноте, другой – на свету. Известковая вода под колпаком, который стоял в темноте, помутнела. Мы знаем, что это происходит под действием углекислого газа. Откуда же взялся углекислый газ?
У растений в темноте фотосинтез не идет, а дыхание интенсивнее, чем днем, поэтому растение поглотило кислород и выделило углекислый газ. На свету в результате фотосинтеза растение поглотило углекислый газ и выделило кислород. Таким образом, опыт доказывает, что листьями растений поглощается углекислый газ и выделяется кислород только на свету в процессе фотосинтеза.

Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: Вилли | Теги: биология в школе, урок биологии, зоология, учителю биологии, конспект урока, ботаника, скачать бесплатно
Просмотров: 1108 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0