Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 26.11.2024, 16:41:08
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок «Путешествие в мир неизвестных явлений» Испарение и конденсация
28.12.2010, 20:44:15

Образовательные цели урока: сформировать понятия «испарения» и «конденсация»; раскрыть причины, от которых зависит скорость испарения (с помощью опытов); выяснить роль явлений испарения и конденсации в жизни человека.

Оборудование: баночки со спиртом, маслом, водой и эфиром; опорные конспекты; деревянный брусок; металлическая крышка; медицинская груша; веер; магнитофон; кассета; стенгазеты; весы; горячая и холодная вода; пипетка; компьютер; мультимедийный проектор; виртуальная лаборатория «Физикона»; презентация.

Ход урока

I. Организационный этап

ІІ. Целевая установка

Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие в мир неизвестных явлений – испарения и конденсации. нам необходим экскурсовод. Начать экскурсию хочется словами А.С.Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных...» Этими прекрасными строками поэт выразил процесс познания природы. На экскурсии мы познаем и откроем для себя такие явления природы, как испарение и конденсация, побывав на четырёх станциях. Первая остановка – «Познавательная», – где узнаем, что такое испарение и конденсация, чем они сопровождаются. Вторая остановка – «Экспериментальная», – где с помощью опытов выясним, от чего зависит интенсивность испарения. Третья остановка – «Лирическая», – где узнаем о связи физики с лирикой. Четвёртая остановка – «Практическая», – где познаем роль испарения и конденсации в жизни человека.

У каждого ученика есть план нашего путешествия – это опорный конспект. Над нами голубое небо и яркое приветливое солнышко.

III. Объяснение нового материала

Станция «Познавательная»

Демонстрация 1: на весах уравновешиваются холодная и горячая вода равной массы.

Учитель. Останутся ли в равновесии весы через некоторое время?

Ученик. Равновесие весов нарушается, т.к. масса горячей воды через некоторое время становится меньше массы холодной воды из-за испарения.

Учитель. Испарение – это парообразование, происходящее при любой температуре со свободной поверхности жидкости. Вспомним основные положения молекулярно-кинетической теории: 1) все вещества состоят из мельчайших частиц (молекул и атомов), которые разделены промежутками; 2) молекулы находятся в беспрерывном хаотическом движении; 3) между молекулами существуют силы взаимодействия: притяжения и отталкивания.

Таким образом, все молекулы воды непрерывно движутся с разными скоростями. Если какая-нибудь достаточно «быстрая» молекула воды окажется у поверхности, то она может преодолеть притяжение соседних молекул и вылететь из воды. И такой процесс происходит с поверхностью жидкости при любой температуре. В каком стакане – с холодной или с горячей водой – испарение происходит быстрее?

Ученик. В стакане с горячей водой.

Учитель. Мы выявили одну из причин, от которой зависит скорость испарения: чем выше температура жидкости, тем быстрее испарение. Почему скорость испарения зависит от температуры?

Ученик. Чем выше температура, тем молекулы движутся быстрее и тем больше молекул, способных преодолеть силу притяжения со стороны других молекул и вырваться с поверхности жидкости.

Учитель. Обратите внимание на весы: теперь чётко видно, что масса горячей воды стала меньше массы холодной воды. Что произошло бы, если бы мы накрыли стаканы крышками?

Ученик. Масса вода в каждом стакане не изменилась бы.

Учитель. Почему? Какое явление мы бы с вами наблюдали? Явление конденсации, обратное испарению, т.е. явление превращения пара в жидкость.

Демонстрация 2: учитель наливает в металлический колпачок немного эфира, ставит на влажный деревянный брусок и с помощью резиновой медицинской груши продувает воздух над поверхностью эфира.

Учитель. Что произойдёт с металлическим колпачком после испарения эфира? Для чего я использую грушу?

Ученик. Медицинская груша используется для увеличения скорости испарения эфира.

Учитель. Посмотрите: колпачок примёрз к деревянному бруску и покрылся инеем. Это свидетельствует о понижении температуры испаряющейся жидкости. Какой делаем вывод?

Ученик. Испарение жидкости сопровождается понижением температуры.

Учитель. Если конденсация – обратный процесс испарению, то чем она сопровождается?

Ученик. Конденсация сопровождается выделением энергии.

РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА «Охлаждающие кувшины». Пейте воду в жаркий летний день из кувшинов из слабообожжённой глины! Вода в таких кувшинах на 1–2 °С ниже температуры окружающего воздуха.

(Учащиеся с помощью наводящих вопросов учителя приходят к выводу, что вода в кувшинах из слабообожжённой глины просачивается на поверхность кувшина и быстро испаряется, а испарение сопровождается понижением температуры, поэтому температура воды в таком кувшине будет ниже температуры воды в обычном кувшине.)

Станция «Экспериментальная»

Учитель. Мы уже знаем, что скорость испарения зависит от температуры жидкости. Проведём опыт (задание даётся двум группам).

Группа 1: проверка зависимости скорости испарения от наличия ветра.

Приборы и материалы: баночка со спиртом; кисточка; два чистых листа бумаги, на которые наносятся мазки; веер.

Задание. Опустите кисточку в спирт и нанесите мазок на один лист бумаги, а второй, приблизительно такой же, – на другой лист бумаги. Первый отложите в сторону, а второй интенсивно обмахивайте веером, стараясь, чтобы ветер не попадал на первый лист. Пронаблюдайте, какой из двух мазков испарится быстрее, и сделайте вывод.

(Учащиеся делают вывод: чем сильнее ветер, тем быстрее испаряется спирт, т.к. ветер уносит испарившиеся молекулы и они не возвращаются.)

Группа 2: проверка зависимости скорости испарения от рода жидкости.

Приборы и материалы: лист чистой бумаги (с надписью, где какой мазок делать); подписанные кисточки; баночка со спиртом; баночка с водой; баночка с подсолнечным маслом).

Задание. Нанесите на белый лист бумаги в указанные места с помощью кисточек мазки жидкостей в следующем порядке: подсолнечное масло, вода, спирт. Каждый мазок наносите отдельной кисточкой, чтобы не допустить смешивания жидкостей. Пронаблюдайте, какой мазок испарится быстрее всего, а какой – медленнее, и сделайте вывод.

(Учащиеся делают вывод: интенсивность испарения зависит от рода жидкости, т.к. между молекулами различных веществ существуют разные силы притяжения. Вещество, у которого сила притяжения между молекулами наименьшая, испаряется быстрее – это спирт. А вещество, у которого сила притяжения между молекулами наибольшая, испаряется медленнее – это подсолнечное масло.)

Учитель. Выясним последнюю причину, влияющую на скорость испарения. Почему в деревне пьют чай так: наливают его в блюдце и дуют, держа блюдце на кончиках пальцев?

Ученик. У чая в блюдце большая поверхность соприкосновения с воздухом, поэтому вода интенсивно испаряется и быстро остывает. Для ускорения процесса на поверхность чая дуют. Площадь соприкосновения кончиков пальцев и блюдца мала, поэтому руке не так горячо.

Учитель. Давайте пронаблюдаем за процессами испарения и конденсации в виртуальной лаборатории.

РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА «Охлаждающий веер». Берите с собой, идя в общественные места, веер! Обмахивайтесь им – вам будет прохладнее!

(Учащиеся с помощью наводящих вопросов учителя приходят к выводу, что при обмахивании веером женщины непрерывно удаляют от своего лица нагретый воздух и заменяют его ненагретым.)

Станция «Лирическая» (звучит фрагмент из цикла «Времена года» П.И.Чайковского).

Учитель. Вот какие чувства вызывало созерцание природы у нашего великого композитора Петра Ильича Чайковского. Владимир Солоухин в одном из произведений писал: «Раннее утро… Стоит густой туман, воздух влажный. И вдруг показалось солнце. Его первые лучи пронзили облако тумана, и стало сразу ясно. Трава, деревья, кусты покрылись капельками сверкающих бриллиантов». Какое явление описано в произведении? Что вы скажете об этом описании, какие чувства пробудило в вас описание утренней росы?

Ученик. Природа прекрасна, надо её любить, восхищаться ею, отдыхать у неё в гостях, но и беречь её, защищать, ведь обидчиков у неё много.

Учитель. Отгадайте загадку: «Заря-заряница, красная девица по миру ходила, слёзы обронила; месяц видел – солнце скрало». Почему «месяц видел – солнце скрало»?

Ученик. Роса выпадает к утру, когда воздух становится прохладнее, поэтому месяц её ещё видел, а как только солнышко взошло, роса испарилась.

Учитель. Послушаем сказку «Хитроумный Иван» (читает ученик).

Захотел Иван жениться на красавице-царевне. Он знал, что многие сватались к ней, но никто не мог решить задачи, которые она задавала каждому жениху. А всех, кто не справлялся с задачами, выгоняли из царства вон. Иван решился и пришёл к царевне. Красавица говорит: «Вот тебе первая задача: сделай так, чтобы то, что тебя окружает, но невидимо, стало видимым».

«Это пара пустяков, – отвечает Иван. – Дай-ка зеркальце, я сделаю так… А ты посмотри в него».

Учитель. Что сделал Иван? И что могла увидеть царевна?

Ученик. Иван подышал на холодное зеркальце, и царевна увидела дотоле невидимые капельки воды, находившиеся в окружающем воздухе, – они сконденсировались на стекле.

Удивилась царевна и молвила: «Хорошо ты справился с первой задачей, посмотрю, что будет со второй. Вот тебе кувшин с водой. Сделай так, чтобы через пять минут вода испарилась».

«Нет ничего проще, – ответил Иван. – Это часто делают слуги в вашем дворце».

Учитель. Что имел в виду Иван?

Ученик. Иван предложил разбрызгать воду по полу.

«Умён ты и образован, добрый молодец! Видно, судьба выйти мне за тебя замуж», – молвила напоследок царевна.

Станция «Практическая»

Учитель. В двух одинаковых тарелках поровну налиты жирные и постные щи. Какие быстрее остынут?

Ученик. Постные, потому что жировая плёнка на поверхности жирных щей препятствует испарению.

Учитель. Оставаясь продолжительное время в мокрой одежде и обуви, можно простудиться. Почему?

Ученик. Вода с мокрой одежды и обуви испаряется, а испарение сопровождается понижением температуры, поэтому можно быстро замёрзнуть.

Учитель. Почему в доме, автобусе или трамвае на стёклах окон при сильных морозах лёд появляется с внутренней стороны?

Ученик. Водяной пар, который мы выдыхаем, попадая на внутренние стенки стёкол окон, сначала конденсируется, а затем замерзает, поэтому лёд появляется с внутренней стороны окон.

Учитель. Скорость испарения также зависит от того, какой воздух – сухой или влажный, – т.е. от влажности воздуха. Влажность воздуха напрямую воздействует на самочувствие человека... Если влажность высока, то говорят, что воздух влажный и удушливый. Высокая влажность действует угнетающе, поскольку испарение происходит очень медленно. При этом организм может перегреться, т.к. нарушается теплорегуляция, поэтому следует в жару больше пить воды.

На карнавале в Бразилии произошёл несчастный случай с «золотым» мальчиком, который был покрыт золотой краской, – она закупорила поры, испарение с поверхности кожи не происходило, мальчик перегрелся и умер.

IV. Подведение итогов

Учитель. Итак, закончив путешествие в мир неизвестных явлений, мы узнали, что все явления испарения и конденсации нам стали понятны. Вспомним, от чего зависит скорость испарения?

Ученик. Скорость испарения зависит от рода жидкости, от наличия ветра, от температуры и от площади поверхности, с которой испаряется жидкость. В своей практической деятельности будем использовать эти правила.

Учитель. Спасибо вам за это путешествие, за вашу любознательность, активность, приветливость. Запишите задание на дом.

ДЗ. По учебнику А.В.Пёрышкина «Физика-8»: § 17, 18 (вопросы); упр. 10 (устно); задание 4 на с. 41 (письменно). Для желающих – творческая задача: на раскалённую пластинку, плиту или сковороду брызните каплю воды и пронаблюдайте за скоростью её испарения. Объясните, почему при очень высокой температуре пластинки капля держится неожиданно долго, не испаряясь?

Категория: ФИЗИКА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, урок физики, учителю физики, формулы, конспект урока, физический опыт, методическая копилка, физика в школе, законы физики
Просмотров: 1736 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0