Х.П.И.:
«Питает жизнь ключом своим искусство,
Другой твой ключ – поэзия сама.
Заглох один - в стихах не стало чувства.
Забыт другой – струна твоя нема.»
С.Я.Маршак.
Вход: звучит хакасская музыка «Мелодии Шира» С. П. Кадышева.
– Ребята, под какую музыку вы зашли в класс?
– Какого народа?
– Что главное в этой музыке из средств музыкальной выразительности (мелодия, ритм, динамика, тембр, темп)?
– Какая она по характеру? А по движению? Нарисуйте. (Сначала вместе рисуем в воздухе, затем я на доске, а дети в тетрадях).
– Где встречали эти волны в природе?
– Да, в природе нашей малой Родины, Хакасии, есть и широкие степи, и бескрайние просторы, горы и озера.
Слайды 1-3 (природа Хакасии)
– Какое настроение навеяла вам эта музыка?
– А сейчас? (Исполняю хакасскую песню «Кукушка» П. Боргояковой, Н.Тиниковой).
– Что главное, мелодия или ритм? (Ритм)
– Что хочется делать? (Танцевать)
– Давайте потанцуем, стоя за партами. Делайте, как я. (Танцуем 2-3 раза.)
– Что выполняли руками? (Движения.)
– На что похожи?
- Первые – на рамочку, квадрат. (Рисую на доске каждое движение.)
- Вторые – руки поочередно, как отростки вниз.
- Третьи – ручки поочередно вверх, ладошками в стороны.
- Четвертые – ладошки поочередно повернуть к себе, как бы обращение к солнцу.
- Пятые – ручки опускаем, делая круг.
– Что получилось из музыки и танца? (Рисунок, узор, орнамент).
– Что такое орнамент?
Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Хакасское орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую
древность. Люди, помещая орнаменты на свою одежду и предметы быта с
изображениями солнца, древа жизни, птиц, цветов верили, что природа
принесет им в дом благополучие.
(Показ детских рисунков с изображением хакасских орнаментов)
– В долине Июсов – особый отличительный узор. В
центре орнамента –розетки в виде цветка. Этот рисунок несет в себе
древнюю символику Солнца – главного Божества у многих народов мира.
– Музыка и танец исполняемой нами песни, т.е. мелодия и ритм как бы
целиком, едино подчинены поклонению Солнцу и графически изображены нами
в каком орнаменте
(Показать на полученный орнамент, который нарисовала на доске).
– Вы встречали этот орнамент где-нибудь раньше?
Слайд 6 (Показ герба Хакасии).
– В верхней части герба – солярный знак, который символизирует дань
уважения к поколениям людей, живущих на земле Хакасии и использовавших
этот знак на каменных изваяниях, встречающихся только на территории
Хакасии.
Слайд 7
Черный цвет символизирует мудрость людей.
– Что вы еще видите на гербе? (Барс, переплетенные веточки березы.)
– А береза – символ какого государства, народа? (России, русского).
– А почему? (Потому что издревле люди собирались на гуляния, пели песни и водили хороводы вокруг березы).
– Какие песни-хороводы вы знаете? («Во поле береза стояла», «Со вьюном я хожу».)
Заводить хоровод поручалось не каждому, а опытному, который «водил»
не только по кругу, но и узором-змейкой и мог завивать и развивать его.
Исполнение песни «Со вьюном я хожу».
Первый куплет: рисуем мелодию.
– Куда идет музыка? Вверх или вширь?
Второй куплет (исполнение каноном) – рисуем разноцветно два голоса.
Слайд 8: канон - пение двухголосием одной и той же мелодии, но
второй голос вступает петь с опозданием. Голоса как бы разговаривают
между собой (диалог).
Третий куплет (пение с подголосками и каноном). Рисуем ответвления вверх и вниз от волнистой линии в каждом раппорте орнамента.
– Что получилось? (Орнамент)
Слайд 9
– Какой по виду? (Ленточный)
– Где используется орнамент в повседневной жизни? (Вышивание или аппликации на одежде или предметах быта).
Слайд 10: орнамент – это ритмически упорядоченное движение элементов.
– Создайте, пожалуйста, свой орнамент, используя как основу графическое изображение песни « Со вьюном я хожу».
Самостоятельная работа детей: девочки вышивают, мальчики рисуют.
– Кокой шов в вышивании перекликается с главной линией/мелодией? (Шов «шнурок»).
Слайд 10: шов «шнурок».
– Что помогло нам создать этот орнамент? (Музыка).
– Читаю стихи В. Лазарева:
Мне снилась музыка... Во мгле
Такая в ней светилась сила
И все, что было на земле,
Все из нее происходило!
– Прав ли поэт?
– А откуда возникла сама хоровая песня? (Из жизни).
Вывод: жизнь питает все искусство: музыку, литературу, изобразительное искусство.
– А повлияла ли эта музыка на ваше настроение?
– Может быть, вы открыли для себя что-то новое? (Связь музыки,
изобразительного искусства, рождение орнамента, пение каноном,
переплетение голосов в песне и линий в орнаменте.)
– А сейчас послушайте вот эту музыку. Те чувства, что вы испытываете сейчас, сохранятся или изменятся?
Слушание экспозиции (показа тем) Органной фуги соль-минор И.С. Баха.
– Что услышали? (То же переплетение голосов).
– Сколько их было? (4)
– Много голосов, многоголосие, полифония.
– Как они относятся друг к другу? (С уважением)
Слайд 11: полифония – многоголосие.
– Одна и та же тема повторяется многократно в разных голосах, регистрах.
Демонстрация и работа со зрительным рядом.
– Какая картина созвучна прослушанной музыке?
Слайд 12: фуга – музыкальное произведение полифонического склада, в котором как бы происходит музыкальный разговор нескольких голосов.
– Каждая тема развивается и происходит беседа. Движение ширится, растет. Куда ведет нас музыка? (Вверх, в космос, в вечность). Черчу на доске стрелку вверх. Получаются оси координат.
Повторное слушание фуги.
– Как заканчивается фуга? (Мощным аккордом).
– Каким? Мажорным или минорным? (мажорным, светлым).
– Какой инструмент звучал? (орган).
– Где звучит орган? (В церкви).
– В какой? (Католической).
– Кто из композиторов владел в совершенстве органом? (Бах).
– Что вы знаете о Бахе? (рассказы детей).
Читаю:
Мне дорог Бах,
Ну как бы Вам сказать,
Не то, что нынче музыки не стало,
А вот такого чистого кристалла
Природа не являла благодать.
Какое равновесие страстей,
Какая всеобъемлющая совесть,
Какая всеобъемлющая повесть
О брошенной в века душе моей.
(Ушаков.)
– Что делала музыка Баха с человеком? (Уводила вверх, к свету, к свободе).
– Гений Баха улавливал свет Божий в вечность и музыкой уводил
человека к свету, углубление в себя, размышление о вечности, о космосе,
я - частичка всего: (читаю)
Там, над облаками эпох,
С улыбкой на губах
Ведут беседу Бах и Бог,
Седые Бог и Бах.
– А вам когда-нибудь хочется уйти к свободе духа, просто к свободе?
– Какое стихотворение пришло вам на ум?
(«Узник» Лермонтова:
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня…
«Узник» Пушкина:
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай, улетим!
Мы вольные птицы; пора , брат , пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»).
– А вы пробовали сами сочинять стихи? Давайте попробуем.
Творческое задание: моделирование стихов на тему свободы или радости, веселья и счастья.
(заслушивание получившихся детских стихотворений)
Читаю своё:
Мне вырваться бы из плена
В цветущую молодость дня:
Купаться под солнцем нетленным
И жить полной жизнью, любя!
Любить хочу, быть любимой
И радость дарить вокруг.
Как хочется быть счастливой,
Чтоб рядом был верный друг!
– А что такое счастье? (Верный друг, благополучие, много друзей, любовь).
Слайд 13: фрагмент картины Кустодиева «Масленица»
– Давайте внимательно посмотрим на эту
картину и попытаемся войти в неё. Что мы чувствуем? Что происходит
вокруг нас? Что мы слышим? (лай собак, звон бубенцов, смех молодой пары).
Звучит вступление песни Дж. Пирпонта «Бубенцы»
– Что интересного вы уже услышали во вступлении? (Лай собак, звон колокольчиков-бубенцов).
Зрительный ряд: Юон. «Масленичное гуляние», Суриков В. И. «Взятие снежного городка».
– С какой репродукцией картин созвучна музыка?
Слушание песни Пирпонта «Бубенцы» целиком.
– О чем поется в песне?
– Поменялось ли у Вас настроение после прослушанной музыки Баха?
– Почему?
– Какую картину вам нарисовало ваше воображение?
– Как вы это поняли?
– Понравилась ли вам эта песня?
Разучивание песни. Вокально-хоровая работа. Пение хором и соло.
– Есть ли здесь полифония? (Нет).
– А здесь?
Звучит эта же песня в аранжировке а капелла .
(Ответы детей: слышны подголоски, полифония).
– Вы слышали эту песню раньше, когда и где?
Вот так она звучит на английском языке (пою сама припев).
– Какое настроение у вас создалось?
– Как вы думаете, как возникла эта песня? (Из жизни автора).
– А остальные произведения прозвучавшие на уроке? (Из жизни людей).
– В каких странах и в каких эпохах мы сегодня побывали? (В
России, в том числе в Хакасии, в древности, в 19 веке и в настоящее
время, в Германии почти 300 лет назад, в Англии в настоящее время).
– Сколько раз менялось настроение в течении урока? Что повлияло? (Музыка, картины художников, стихи – произведения искусства.)
Вывод: искусство – зеркало жизни.
Луначарский около ста лет назад так писал:
«Настроение меняется, когда человек увлекается, когда он любит,
когда затронуты струны его эмоционального, чувственного существа. И это
делает искусство!»
Таким образом, мы можем сказать, что жизнь питает искусство.
Слайд 14:
Питает жизнь ключом своим искусство.
Другой твой ключ – поэзия сама.
Заглох один – в стихах не стало чувства.
Забыт другой – струна твоя нема.
С.Я. Маршак.
|