На работу по пьесе я
отвожу два урока, третий — обобщающий
урок-размышление. На первых уроках идёт
подробная работа над текстом пьесы, чтение по
ролям.
В процессе подготовки к итоговому уроку ребята
были поделены на творческие группы с заданиями:
группа «Актёры» готовила к инсценировке третью
сцену второго акта «Богемские леса»; группа
«Художники-оформители» готовила афишу пьесы,
портреты главных героев — Франца Моора и Карла
Моора; группа «Исследователи» работала над
романом А.С. Пушкина «Дубровский»; группа
«Искусствоведы» работала над историей создания
9-й симфонии Л.В. Бетховена.
Оформление: театральная ширма, портрет
писателя, афиша к драме, иллюстрации к
произведению.
Музыкальное сопровождение: Л.В. Бетховен.
9-я симфония, ода «К радости».
Эпиграф: "Я и вправду могу вызвать
изумление” (Карл Моор).
Вступительное слово учителя
На предыдущих уроках мы познакомились с вами с
прославленной классической драмой немецкого
поэта и драматурга Фридриха Шиллера (1759–1805)
«Разбойники», писателя, которого А.С. Пушкин
ставил в ряд с величайшими деятелями различных
эпох — Гомером, Данте, Шекспиром, Расином.
Сегодня перевёрнута последняя страница пьесы,
поэтому в классе импровизированный занавес, так
как разговор пойдёт не просто о литературном
произведении, а о драме, где воедино слито
искусство слова и театра. "Поговорим о бурных
днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви”, —
произнесём мы вслед за А.С. Пушкиным.
Сегодняшний урок — урок-размышление над
прочитанным. Мы постараемся ответить на вопросы: Как
мы, ученики 8-го класса, поняли страницы великого
произведения? Нужны ли нам в современности пьесы
Шиллера или они стали глубокой историей? Что же
такое классика, классическое произведение? Какие
чувства вызвал у вас главный герой пьесы?
Беседа с классом
— Действие пьесы «Разбойники» происходит в
Германии XVIII века. Сюжет её построен на вражде
двух братьев. Что вы можете сказать о главных
героях пьесы?
Ответы учащихся
Главные герои — братья Карл и Франц Мооры. Один
из них — младший брат Франц — человек
бессердечный, лицемерный, низкий. Он делает всё,
чтобы опорочить своего старшего брата в глазах
отца — графа фон Моора. Вероломный, деспотичный,
безобразный внешне Франц преследует лишь одну
цель — власть и деньги.
Другой — благородный, пламенный, героический,
дерзкий Карл Моор волею судьбы оказался
предводителем шайки разбойников.
— Какой художественный приём лежит в основе
построения характеров братьев? Обоснуйте это.
При характеристике персонажей Шиллер
использует приём антитезы. Контрастна
внешность братьев, их внутренний мир, их
поступки.
Один лицемерно прикидывается кротким и любящим
сыном, хотя на самом деле готов на подлость, чтобы
опорочить Карла. Другой — великодушный,
способный на возвышенные чувства. В
характеристике братьев используются антонимы:
подлый — великодушный, бессовестный —
честный, аморальный — благородный.
— Посмотрите на портреты этих героев,
выполненных группой «Художники». Как, по-вашему,
удалось ли им передать основные черты характера
персонажей? Подтвердите ваши ответы цитатами из
текста. (Развёрнутые ответы учащихся.)
"Кто же теперь осмелится прийти и потянуть
меня к ответу или сказать мне в глаза: «Ты
подлец!» Теперь долой тягостную личину кротости
и добродетели! Смотрите на подлинного Франца и
ужасайтесь!.. Гладить и ласкать — не в моих
обычаях. Бледность нищеты и рабского страха —
вот цвет моей ливреи. Я одену вас в эту ливрею!”
(Характеристика Франца; акт 2, сцена 2.)
"Амалия. Блёклые краски не могут повторить
высокий дух, блиставший в его огненных глазах...
Старик Моор. Этот приветливый, ласковый
взор.” (Характеристика Карла; акт 2, сцена 2.)
Учитель. В результате интриги Франца Карл
Моор становится преступником, стремление его к
свободе обращается в ненависть ко всему
человечеству в целом. Желая восстановить
справедливость и отомстить брату, Карл
становится предводителем шайки разбойников.
Однако жизнь разбойников далека от идеала
"нравственного миропорядка”. Одной из ключевых
сцен пьесы является сцена в богемских лесах.
Обратимся к фрагменту 2-й сцены 3-го акта.
Группа «Актёры» представляет фрагмент этой
сцены от слов патера: "Так вот оно — драконово
логовище! С вашего позволения, судари мои, я
служитель церкви, а там вон стоит тысяча семьсот
человек, оберегающих каждый волос на моей
голове...” до слов Моора: "Теперь мы свободны,
друзья...”
Беседа с классом
— Почему в стан разбойников приводят
священника?
Ответ. Драматург проводит своего героя через
испытание совестью.
— Что лучше помогает нам понять характер
главного героя?
Ответ. Шиллер в «Разбойниках» сумел
показать самые сокровенные движения души через
монологи и реплики героя. Монологи Карла Моора
помогают нам понять, какой внутренне
противоречивый путь от ненависти и мести к
осознанию ужаса смерти и покаянию проходит
герой. Он берёт на себя право казнить и миловать,
но злодеяния и бесчинства разбойников не дают
ему возможности стать прежним. Монолог героя
показывает, как глубоко он переживает разлад с
совестью.
"Моор. Откуда ты знаешь, что я не вижу по
ночам страшных снов, что я не покроюсь бледностью
на смертном одре? Много ли тебе приходилось
делать такого, за что бы ты нёс ответственность?
Знай, честолюбивый юноша: не для убийц и
поджигателей зеленеют лавры! Не слава встречает
разбойничьи победы, но проклятия, опасности,
смерть, позор!”
Учитель. «Разбойники» — бунтарская драма, а
её герой — благородный разбойник. Какая богатая
тема! Шиллер не первый её открыл, и в русской
литературе она нашла продолжение в романе
А.С. Пушкина «Дубровский». Я предложила
сравнить героя пьесы Шиллера с известным героем
Владимиром Дубровским группе литературоведов.
— Что можно сказать о жизненных целях этих
героев? Какие качества персонажей кажутся вам
похожими?
Ответ группы «Исследователи». Тема бунта и
благородного разбойника представлена в романе
А.С. Пушкина «Дубровский», написанном в 1832–1833
годах. Владимир Дубровский — русский дворянин,
питаемый чувством мести за оскорбление и гибель
своего отца, вынужден сжечь родовую усадьбу и
уйти в лес предводителем разбойников. Сцена в
богемских лесах напоминает сцену из главы XIX:
"Посреди дремучего леса на узкой лужайке
возвышалось маленькое земляное укрепление,
состоящее из вала и рва, за коими находилось
несколько шалашей и землянок... Разбойники заняли
каждый определённое место. В сие время трое
дозорных прибежали к воротам. Дубровский пошёл к
ним навстречу. «Что такое?» — спросил он их.
«Солдаты в лесу, — отвечали они, — нас
окружают»...”
Дубровский и Карл Моор объединены похожестью
судеб. Карл убивает не для грабежа, а свою
законную часть добычи раздаёт сиротам. К ним
обоим подходит характеристика — благородный.
Поступки Владимира Дубровского, его желание
мести и отказ от неё совпадают с путём героя
Шиллера, только он в отличие от Владимира сдаётся
правосудию, а не скрывается за границу.
Рассматривая эти образы мировой литературы, мы
видим похожесть в изображении героя-бунтаря у
Пушкина и Шиллера. Благородство, честность,
великодушие объединяет этих героев. Их
внутренний мир и характер несовместим с той
средой (шайка разбойников), в которую они оба
попадают: "Я не вор, скажи им, что моё ремесло —
возмездие, мой промысел — месть” (Карл Моор).
Учитель. Уже двести лет финал пьесы толкуют
по-разному. Неизменно встаёт и перед нами главный
вопрос финала:
— За что осудил себя её главный герой? Почему
он сдаётся правосудию?
Опираясь на анализ последнего акта, ребята
показывают осознание главным героем гибельности
своего пути и желание возмездия себе за смерть
Амалии, отца и брата. Человек ответственен за
свои поступки и перед собой, и перед обществом:
"О, я глупец, мечтавший исправить свет
злодеяниями и блюсти законы беззаконием! Я
назвал это мщением и правом!.. Загубленное мною —
загублено. Никогда не восстановить поверженного!
Но я ещё могу умиротворить поруганные законы,
уврачевать израненный мир...” С горечью и стыдом
Карл Моор признал, что пошёл не тем путём. Мечом
он пытался восстановить в мире справедливость,
но его благие намерения сопровождались
бесчестными злодеяниями.
— Почему слова Карла Моора "Да, я и вправду
могу вызвать изумление” мы вынесли эпиграфом к
уроку?
— Вызвал ли изумление у вас главный герой?
Как вы относитесь к его поступку? (Ответы
учеников.)
Учитель. Ф.Шиллер остаётся популярным в
России и в XXI веке, как был он популярен в веке XIX.
Его пьесы не сходят со сцен русских театров:
Московского театра имени А.С. Пушкина, Малого,
БДТ и других. Зрители и читатели современности
продолжают искать ответ на вопрос: можно ли
остаться человеком без покаяния? Поступок
главного героя пьесы Карла Моора до сегодняшнего
дня продолжает вызывать споры и суждения, часть
которых была представлена на нашем уроке. Мысли
великого поэта о мере ответственности человека
за свои поступки были близки великим русским
писателям XIX века (например, А.С. Пушкину и
Ф.М. Достоевскому).
Творчество великого немецкого поэта не
осталось не замеченным музыкантами.
Группа «Искусствоведы». В 1824 году уже тяжело
больной Бетховен пишет последнюю — 9-ю симфонию.
Это была песнь свободы, пламенный призыв,
обращённый к потомкам. Особенно торжественно
звучала заключительная часть симфонии. Музыку
композитор положил на слова оды Шиллера «К
радости». В едином порыве великий композитор и
великий поэт призывали всех: "Обнимитесь,
миллионы!” (Выразительное чтение оды учащимся.)
Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди — братья меж собой.
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
(Звучит 9-я симфония Бетховена, ода «К
радости».)
— Сравните оду-песнь Шиллера с его
«Разбойниками». Могли бы герои драмы принять её? (Ответы
учеников.)
Заключительное слово учителя. Проходят
годы, меняются режиссёрские трактовки и
актёрские костюмы, смещаются те или иные акценты,
но неизменным остаётся пламенный пафос трагедии.
Шиллер и его герой продолжают страстно взывать к
человеческой совести, а читатели и зрители
продолжают поиск истины до сих пор.
Домашнее задание. Написать небольшое
сочинение-размышление на тему «Чем близка
современному читателю драма Ф.Шиллера
"Разбойники”?».
|