Цель:
- помочь усвоить сущность понятий «конфликт»;
- познакомить учащихся с типами и видами конфликтов;
- выработать правила предупреждения конфликтов;
- воспитывать уважение друг к другу, доверие, миролюбие.
1. Приветствие
Добрый день уважаемые гости, дорогие коллеги. Добрый день, мои
любимые ученики. Добрый день, мир, в котором мы живём.
Минутка тишины А сейчас сядьте удобно, закройте
глаза и сделайте несколько глубоких вдохов: расслабьте тело. Через
несколько секунд мы отправимся с вами в необычное путешествие: на дно
моря (Зазвучала музыка)...
Путешествие на дно моря
Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов: расслабьте тело.
Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.
Представьте, что вы идете по берегу моря. Прислушайтесь к мягкому плеску
волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. А расстоянии
вы видите черную точку: когда она приближается, вы видите, что это
дельфин. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко
и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой! Посмотрите
вокруг: сколько здесь ярких красивых рыбок, скользящих как радуга туда
сюда. Опускаясь в глубь моря. Смотрите, как меняется все вокруг, сколько
причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные
попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда.. .это огромный осьминог.
До чего забавный и увлекательный мир. Заметили ли вы одну вещь? Какая
здесь глубокая, полная тишина. Теперь дельфин отправляется в обратный
путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу.
Поблагодарите дельфина за то, что он взял вас в такое интересное
путешествие. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте
сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
Какие чувства вы сейчас испытали? (душевного покоя, доброты, любви,
умиротворения)
2. Работа над темой урока
а) Обращение к эпиграфу
Человек знает, что хорошо,
Но делает чаще то, что плохо.
(Сократ) |
— Как вы понимаете это высказывание? (по кругу)
Все, что вы сейчас перечислили, высказав свое мнение, вызывает
в некоторых случаях конфликты.
б) Так что же такое конфликт?
Мозговой штурм
спор |
Конфликт |
столкновение |
разногласие |
|
инцидент |
По кругу: в) А были ли у вас в классе конфликтные ситуации?
Вывод: Конфликты — это часть нашей жизни. И несмотря
на то, что мы стремимся устанавливать и поддерживать дружеские
отношения с окружающими, нам это не всегда удается.
3. Объяснение опорных понятий
|
Типы конфликтов |
|
конструктивные (полезные) |
|
деструктивные (приносящие
вред) (ссоры, раздоры, разборки) |
Бывают разные виды конфликтов (деловые, производственные, семейные,
политические, социальные)
А какие конфликты бывают в школе?
Конфликты
деятельности |
поведения |
отношении |
(возникает по поводу выполнения учеником учебного задания,
успеваемости, вне учебной деятельности) |
(поступков) возникает по поводу нарушения учеником правил поведения
в школе (чаще на уроке) и вне школы |
(возникает в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся
и учителей, в сфере их общения в процессе деятельности) |
4. Коллективная работа
Смотрим отрывок из известного нам фильма «Бетховен», анализируем
конфликт, определяем своё мнение.
— Кто из вас смотрел этот фильм? По возрасту, эти ребята примерно
ваши ровесники, посмотрев этот фрагмент, что бы вы сказали о Тедди?
{спокойный, выдержанный)
— А что можно сказать о его друзьях? (задиристые, самоуверенные,
невоспитанные, грубые)
— Можно сказать, что между Тедди и его друзьями произошёл конфликт?
Мы с вами только что говорили о том, что в школе бывают 3 вида
конфликтов (деятельности, поведения, отношений).
— О каком конфликте здесь в данной ситуации идёт речь?
— Кто предотвратил конфликт?
— Если бы не Бетховен, что могло бы произойти? (драка)
— А что можно сказать о собаке? (умная, чувствует что хозяину
угрожает опасность, не агрессивная, добрая)
— Можно ли сказать, что конфликт был разрешён? (Тедди оставили в
покое, его «друзья» поняли, что у него сильный защитник, которому
они не могут противостоять)
— Так что же значит разрешить конфликт?
На доске: найти решение приемлемое для обеих сторон (хором).
— Понял ли Тедди, кто его спас на самом деле?
— Можно ли его назвать неконфликтным человеком?
— А что могло бы произойти, если бы Тедди не обладал спокойствием
и выдержкой?
— А как бы вы поступили в данной ситуации?
Благодаря спокойствию и выдержке Тедди и вовремя подоспевшему
Бетховену все закончилось мирно. И любой конфликт, если это возможно,
нужно стараться решить мирным путём. Я думаю, что Тедди тоже было трудно
себя заставить промолчать и не дать волю своим рукам, он оказался выше
мелочных разборок.
5. Старинная индийская шуточная сказка
А сейчас я предлагаю каждому из вас прочитать старинную индийскую
шуточную сказку и попытаться определить причину конфликта.
а) Чтение сказки «Мудрецы и слон».
Каким увидел слона 1 мудрец?
- ухо — веер
- ноги — на дерево
- хвост — на веревку
- бивень на копьё
- бок — на высокую стену
- хобот — на змею.
— Так в чем же дело? Почему у них у всех получились совершенно разные
представления о слоне. Каждый из них мог представить себе то, что могли
чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину
и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
— Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт,
основанный на различиях в восприятии.
— Давайте поможем слепым мудрецам разрешить конфликт и узнать, как
на самом деле выглядит слон.
б) Практическое задание (по группам)
2 группы сочиняют конец сказки.
— Можно сказать, что сейчас мы с вами помогли разрешить конфликт?
{тихая музыка)
Вывод: Нельзя торопиться делать выводы, нужно иметь
терпение и выслушивать всех кто участвует в споре, конфликте, а потом
всё взвесив, обдуманно принять решение, которое устроит всех участников
спора.
6. Игра «Спустить пар»
Я хочу предложить вам игру, которая называется «Спустить пар». Играют
в неё так. Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или
на что он сердится, или какая обида у него осталась. Например:
«Ангелина, у меня остался в душе осадок после одного случая,
ты догадываешься о чем я говорю...» Вы не должны оправдываться, когда
на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что Вам
хотят сказать. По кругу (…)
Я думаю, некоторые, наверное задумались над тем, что вам сказали
и постараются изменить в себе то, что мешает другим. Теперь, ребята,
когда вы поняли, что даже легкие обиды надолго омрачают ваши сердца
и способны рассорить даже близких друзей, я надеюсь, вы будете
сдержаннее и доброжелательнее просто подать другому руку в знак
примирения.
VII. «Цветы примирения»
Именно поэтому я предлагаю вам взять свои листочки и фломастеры
и попытаться нарисовать цветы. Но это будут не обычные цветы. Назовем
их «цветы примирения». Пусть они изгонят из ваших душ остатки обид,
очистят вас и порадуют, ведь нет на нашей Земле ничего прекраснее
цветов Прощения, ибо человек рожден для любви, а не для ненависти.
Вспомните, что и настоящие живые цветы всегда радуют нас, очищают,
заставляют улыбаться и быть добрее.
Ребята рисуют, (звучит музыка)
Молодцы! Теперь, вы должны подарить свой цветок тому, кого
вы простили, а если вам не нужно прощать, то просто обменяйтесь своими
необычными цветами. Ведь дружба — она важнее любых мелких обид
и недостойной вас злости. Посмотрите на цветок прощения, нарисованный
вашим товарищем и улыбнитесь ему.
Практический тренинг.
— А приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию? Как
вы разрешите конфликт? (ситуации на отдельно листочке)
— Вам необходимо занять позицию 1 из участников конфликта и с этой
позиции проанализировать ситуации:
— кто виноват в конфликте?
— кто явился инициатором конфликта?
— на каком этапе его можно было избежать?
1) Девочка смотрит по телевизору любимую передачу. Мама велит
ей немедленно убрать со стола грязную посуду. Девочка просит немного
подождать, но мама не выдерживает и начинает её ругать.
2) Владик с парты скинул ручку соседа. Тот попросил поднять её.
Владик не поднял. Тогда сосед скинул все вещи Владика (пенал, учебник,
тетрадь). Начались взаимные оскорбления.
VIII.
Мир, в котором мы живем — это сложный мир взаимоотношений людей.
И тема конфликтов, которую мы с вами затронули, необъятна, как
сама жизнь, и раскрыть её в течение одного занятия практически
невозможно. Но я думаю, что некоторые полезные вещи вы все-таки для
себя почерпнули. И мне хочется, чтобы сейчас мы коллективно составили
правила, которые могли бы предупредить конфликт.
- Не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком.
- Прежде, чем сказать о неприятном, постарайтесь создать
доброжелателю атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
- Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента,
постарайтесь «встать на его место».
- Не скрывайте доброго отношения к людям, не скупитесь
на похвалу.
- Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой
ссоре, будьте выше мелочных разборок.
IX. Итог
Спасибо, вам ребята за то, что вы были сегодня откровенны и искренни.
Мы говорили сегодня о том, что сильный человек никогда не пойдет
на конфликт, он сумеет найти компромисс. И только по настоящему сильный
человек, ребята, умеет прощать. Сильный человек — это великодушный
человек.
Многие люди задумываются о смысле жизни и не всегда находят его.
А ведь это очень просто — мы рождены, чтобы любить друг друга, любить
людей, совершать добрые дела. И я думаю, что мы не зря изучали 4 года
этот предмет Самопознание. Он обязательно даст свои плоды.
Вы взрослеете, перед вами откроется много дорог, но я думаю, вы пойдете
той дорогой, которой учила вас идти я. Это дорога Добра. И тогда
то ощущение душевного покоя, которое вы испытали вначале урока вас
не покинет никогда. Растите сильными людьми, друзья мои, мне так хочется
гордиться вами!
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой
Куда по свету белому
Отправится с утра?
Иди за солнцем следом
Хоть этот мир неведом
Иди мой друг, всегда иди
Дорогою добра. |