Цель: расширять представление об общечеловеческих
ценностях, о стремлениях человека и его возможностях.
Задачи:
- раскрытие значения высоких помыслов человека в процессе познания
самого себя и способов их претворения в жизнь;
- развитие позитивных качеств характера учащихся, навыков
их самооценки;
- воспитание целеустремлённости, чувства собственного
достоинства, веры в свои силы.
Методы: упражнения, игры, творческая деятельность,
беседа.
Ресурсы: цитата, воздушный шарик, фломастеры, листы
для рисования, аудиоматериалы, фигурки голубей, выставка рисунков «Моя
страна мечты».
Круг радости
1. Добрый день, ребята. Начнём наш урок с Круга радости. Войдите
в круг. Передавая по кругу воздушный шарик, объясните, какой подарок
вы хотели бы подарить своему другу. Представьте, что подарки находятся
в волшебной комнате у Доброй Феи, и она любезно вам их предоставит.
2. Исполним первый куплет песни «Наша школьная страна» (слова
К. Ибряева):
Не крутите пёстрый глобус,
Не найдёте вы на нём
Той страны, страны особой,
О которой мы поём.
Наша старая планета
Вся изучена давно,
Но страна большая эта
Вечно «белое пятно».
Отправимся сегодня в путешествие в эту страну, назовём её страной
Мечты.
Тема нашего урока: «От мечты к открытию».
Беседа
Встречает нас добрая Фея, которая просит ответить на вопросы, чтобы
лучше узнать нас.
— О чём вы мечтаете? Расскажите о своих мечтах.
— Как вы планируете осуществить свою мечту?
— Что вы хотите достигнуть?
— О чём мечтаете, что хотите иметь?
— Объясните выражение «недосягаемая мечта».
— Сформулируйте определение мечты.
Упражнение «Азбука добродетелей»
1. Прежде чем сформулируете определение, прочитаем выдержки
из школьных сочинений, приведённых в учебнике в рубрике «Выполняем
задание». (Учебник, стр. 18)
Мечты — это то, что «сидит» в нашей голове и не даёт нам спокойно
жить.
Мечты есть желания человека.
Мечты — это самые невероятные фантазии.
2. Самостоятельное формулирование своего определения мечты, запись
его на фигурках голубей. Записать и своё сокровенное желание.
(Учащиеся зачитывают работы, прикрепляют на доске).
Из толкового словаря: Мечта — это мысли и желания, создаваемые
в воображении.
Шкатулка мудрости
Фея дотронулась до шкатулки палочкой, и она открылась. Добрая Фея
предлагает нам прочитать афоризм, цитату А. Франса, начертанную
на свитке. Вы знаете, что в афоризмах содержится истина.
Задание: прочитайте изречение и объясните его смысл.
Мечты придают жизни интерес и смысл. (учебник,
стр. 19)
Запомните эту фразу.
В стране Мечты и игры интересные. Игра «Закончите предложения…»
Если бы вы стали волшебником в стране Мечты и могли всё изменять
по своему желанию, то (закончите, пожалуйста, эти предложения):
Если бы я мог изменить свои оценки, я бы…
Если бы я мог изменить школьные предметы, я бы…
Если бы я мог изменить мою внешность, я бы…
Если бы я мог изменить мои таланты, я бы…
Если бы я был добрым волшебником, я бы…
Если бы я имел власть над всем миром, я бы…
А теперь перечислите, чего бы вы не стали изменять.
Слушаем — размышляем
Фея дарит нам книгу «Нравственные ценности». Послушайте притчу
из этой книги и объясните её главную мысль.
Счастье человека в его руках
В давние — давние времена, когда на земле ещё не было современных людей,
жил на свете волшебник. Вот однажды взял он в руки пластилин и сделал
из него человека, но остался у него лишний маленький кусочек. И спросил
тогда волшебник:
— Что ещё слепить тебе?
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил волшебник и только положил человеку в ладонь
оставшийся кусочек пластилина.
Вывод: мы должны признавать решающую роль человека
в своей судьбе.
Все вы помните слова А. Суворова: «Плох тот солдат, который
не мечтает стать генералом». Вы в будущем получите признание, займёте
должное место в обществе. Перенесёмся в это время.
Творческая деятельность. «Волшебное зеркало»
В стране Мечты есть и волшебные предметы. Предлагаю вам посмотреть
в волшебное зеркало и сказать, каким вы видите своё будущее, кем
вы стали в будущем, почему вы сделали такой выбор, что вы делали для
исполнения своей мечты. Будущее представьте в виде рисунков.
Звучит песня «Дорогою добра».
(Из рисунков детей составить выставку «Моя страна мечты. Знакомьтесь,
это я в будущем»).
При презентации работ учащиеся отвечают на вопросы:
— Что нужно делать для исполнения мечты?
— Как вы думаете, почему надо мечтать о будущем?
— Можно ли человека считать хозяином и создателем своего счастья?
— Что нужно сделать, чтобы состоялись в жизни эти события?
Упражнение — мозговой штурм. В форме Цзацзуани.
(Первая строка — слово или ситуация, три последующие — её
продолжение. Рифма не требуется.)
Ваши мечты — ваши цели. Предложите и обсудите качества, необходимые
(мешающие) для достижения ваших целей, запишите их на фигурках голубей.
(Работают в парах). В чём вам необходимо измениться, чтобы достичь своих
целей?
Например:
Выработать: быть работоспособным радостно
относиться к труду ответственность |
Исключить: недобросовестность неумелость неисполнительность |
Повторяй: смогу надо научусь |
Избегай: невозможно трудно потом |
Презентация работ
(прикрепляют на доске).
Вывод: надо быть настойчивым, трудолюбивым
в достижении своих целей и, раньше или позже, вы их обязательно
достигнете. Помните: человек — хозяин своей судьбы, кузнец своего
счастья.
Чтение
Выразительное чтение учащимися стихотворения Е. Григорьева «Мечта»
(учебник, стр. 20)
Мечта
Слово «мечта»
На «мачту» похоже.
А может быть, это
Одно и то же?
Когда я мечтаю,
То вижу всегда,
Как разливается в брызги вода.
Вижу себя я
На быстром корвете,
Бьёт в паруса мои
Яростный ветер!
Спешу я на помощь —
Не знаю к кому,
Спешу я на помощь —
Сквозь ветер и тьму!
И держится мачта,
Не гнётся мечта.
Я знаю, что общее в них — высота!
Е. Григорьев
— С чем автор сравнивает мечту? Почему?
Вывод: важно, чтобы у человека были заветные мечты,
которые облагораживали бы его внутренний мир. Мечта помогает нам
поверить в себя, становится путеводной звездой в достижении целей.
Домашнее задание
(на выбор)
1. Выполните коллаж по теме «Моя заветная мечта». Из имеющихся
материалов (старых журналов, открыток, фотографий, цветной бумаги,
фломастеров) создать коллаж, в котором желательно отобразить свою самую
заветную мечту.
2. Расскажите о своих мечтах и напишите сказку «Три заветных
желания».
Круг «От сердца к сердцу»
1. Предлагаю вам сделать собственные выводы по теме урока.
2. Фея отправляет наших голубей в полёт, вместе с ними устремляются
ввысь и наши мечты. Давайте попрощаемся с голубями и проговорим
следующие слова вместе:
Прощайте, голуби
М. Матусовский
… Мы сегодня своих голубей
Провожаем в прощальный полёт.
Пусть летят они, летят,
И нигде не встречают преград.
…Наступай, наше завтра, скорей,
Распахнись, небосвод!
Мы гоняли вчера голубей —
Завтра спутники пустим в полёт.
Пусть летят они, летят,
Пусть друзья на полёт их глядят.
Слово учителя. Всех благодарю за урок. Сегодня
вы рассказали о ваших секретах — мечтах. Мечтайте всегда. Если у вас
есть мечта, вы можете достичь многого в своей судьбе. Пусть все ваши
мечты осуществятся!
|