Цель:
- Формирование у учащихся нравственной категории — красота души,
богатство души человека, доброты.
- Накопление опыта в приобретении качеств, свойственных добру.
- Воспитание желания совершать «красивые поступки».
Ход урока:
1. Орг. момент
Круг радости
Я рада видеть вас на уроке Самопознания. Желаю вам мира, добра,
любви. Возьмите в свои руки ладонь соседа и передайте ему частичку
своего доброго тёплого сердечка. И глядя в глаза, скажите друг другу слова-комплименты.
2. Позитивный настрой
Учитель рассказывает притчу «Колодец у дороги»
— Как вы, ребята, думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
3. Основной этап
— Как понимаете слово «доброта»? (Добро, доброта — это слова, близкие
друг другу по смыслу)
— Какому человеку они присущи?
— А у вас в классе живёт доброта?
— А в классе может жить доброта?
Игра «Словарь вежливых слов»
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо)
Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости, пожалуйста)
Составление коллажа со словом доброта.
Как понимаете слово красота?
— Какие поступки людей называются красивыми?
— Что означает выражение «красивый поступок человека»?
— Какие красивые поступки совершали ваши близкие, знакомые, друзья?
— Совершали ли вы в своей жизни какой-нибудь поступок,
который можно назвать красивым?
— Как понимаете выражение «красивая душа»?
Красота души — это положительные внутренние качества
человека.
Красоту души можно сравнивать с самым драгоценным камнем, грани которого
безграничны, если они состоят из хороших мыслей, чувств, помыслов,
поступков.
Давайте поиграем. Игра называется «Расскажи мне обо мне»
Дети пишут как можно больше хорошего о каждом. Зачитываем.
Минутка Тишины. Звучит спокойная мелодия.
Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце.
Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад- сад
вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты.
Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево
доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви
и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой.
Наше творчество «Сад души»
Попробуем воплотить сад души, рожденный чувствами и мыслями,
на бумаге, на выбор.
1 группа — чувствами.
2 группа — поступками.
Каждый ученик делает презентацию своего рисунка.
У нас получился великолепный сад души.
— Какие чувства вы бы взяли с собой в дорогу? А какие нет? Почему?
— Какие поступки человек должен стараться не совершать?
Чтение рассказа «Осколки доброты». На какие
размышления он вас наводит?
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили
замки в песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые
волосы развевались по ветру. Она что-то бормотала про себя,
подбирая какие-то предметы и перекладывала их в сумку.
Родители подозвали детей и велели держаться подальше от старушки. Когда
она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то
поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
Много недель спустя они узнали, что эта маленькая старушка постоянно
подбирала с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе
ноги.
— Знаете ли вы в жизни людей с большим добрым сердцем?
— Трудно ли быть добрым?
— А часто ли вы делаете добро?
— Говорят: добрый человек всегда окружён настоящими друзьями.
Согласны ли вы с этим утверждением?
Что вы можете пожелать своему классу, каждому в отдельности?
Рассказ учителя «Оставить себя в человеке»
Беседа по вопросам:
- Сбылись ли мечты двух матерей? Как?
- Можно ли считать, что «счастье обошло» Чернокосую мать? Почему?
- В чём состояла мудрость воспитания Чернокосой матери?
- Как помочь Белокосой матери?
Запись в тетради
«Собирайте камни знаний, укрепляйте каплями терпения, дарите капли
любви, ищите капли мудрости, ловите капли радости, храните капли
надежды. Пусть из этих капель собираются реки и моря вашего духовного
благополучия.» Астрогор
— Как понимаете смысл изречения?
— А теперь поиграем. Игра называется «Продаём — покупаем»
На полученных листочках напишите под словом ПРОДАЁМ все те качества,
от которых вы хотели бы избавиться, а над словом ПОКУПАЕМ — те,
которые бы вы хотели приобрести.
— Пройдёмся по кругу и попробуем «ПРОДАТЬ и КУПИТЬ»
— Трудно ли было «ПРОДАВАТЬ», а «ПОКУПАТЬ»?
— От каких качеств вы бы хотели избавиться, а какие приобрести?
— Как стать добрее?
Дети самостоятельно делают вывод по теме урока.
Круг «От сердца к сердцу»
Заключение
Позитивный настрой
Учитель благодарит учащихся за участие в уроке и предлагает всем
улыбнуться и пожать друг другу руку со словами, например: Я счастлив
дарить улыбки окружающим. Я люблю делать людям приятное. |