Первая часть посвящена проблеме «Человек и его
призвание» в повести «Пастушья звезда». К
выступлению ребята подобрали название и эпиграф:
«Найти свою звезду...»
Ту назови своей звездой,
Что с думою глядит,
И взору шлёт ответный взор,
И нежностью горит.
Е.Баратынский
Старый пастух Тимофей после смерти жены поехал
в подмосковный город, где жили его сыновья.
Хатёнку в родном посёлке продал: думал рядом с
детьми век доживать, но через год вернулся. В
городе "он томился, рано ложась в постель. Но
спалось ему плохо. Детям он не жаловался, но за
весь год добром так и не выспался". Весной
Тимофей и вовсе потерял покой. Неудержимо тянуло
его в родные места, к привычному делу.
– Прочитайте, как писатель изображает
переживания героя и внезапность его решения
вернуться?
"Когда же пришла весна и грачи, прилетев,
стали расхаживать у домов... Тимофей и вовсе покой
потерял. Он глядел на чёрных птиц, и казались они
ему роднёй. В посёлке сейчас солнышко, первая
зелень, грачиный гвалт, скворцы заливаются – всё
вспоминалось... Тимофей терпел, терпел, а потом
решился".
Сестра, у которой остановился Тимофей, не может
понять его, подозревает, что случилась беда, а
брат просто не хочет открыться ей.
– Найдите в тексте объяснение Тимофея.
"– Чего ты ревёшь? – укорил её Тимофей. – Нет
беды, так давай кличь её. Тебе русским языком
говорю: занудился я там. Думаешь, это легко –
чужая сторона? Побуду лето".
Гостить у сестры Тимофей не стал, потому что
хотел поскорее "прибиться к делу". В родном
посёлке скота почти не держали теперь, и старый
пастух отправился "по хуторам поспрошать".
Казалось бы, старик заслужил покой, пора ему
отдохнуть, намаялся за долгую трудовую жизнь.
Ведь пастушить Тимошка начал в десять лет. Время
было голодное, военное. Отец вернулся из
госпиталя еле живой от ран, а ребятишек в семье
четверо. Вот и пришлось старшему сыну помогать
матери. Хотелось Тимоше учиться, но пришлось
оставить школу, и с рассвета до заката шагал он со
стадом. Трудностей в пастушьей жизни было немало.
Писатель не старается скрыть их от нас:
"Тимошка еле живой домой добирался к вечеру. А
в непогоду и вовсе... Весенняя промозглая слякоть,
дожди, одежда никакая: на плечах – старенький
пиджачишко, на ногах – чирики раскисшие да мешок
на голову вместо плаща. Промокало всё насквозь. В
осеннюю пору Тимофей приходил чёрный,
продубевший от холода".
– Докажите текстом, что маленький пастух с
достоинством переносил выпадавшие на его долю
испытания.
"Мать сдирала с него прилипшую ледяную
одежду... и плакала. Тимошка молчал. Поднимется
утром, оденется, поставит в сумку банку кислого
молока да пяток желудёвых лепёшек сунет – и
пошёл". Жизнь Тимофея связана со стадом
настолько, что даже "женихаться" времени не
оставалось: уходил рано, приходил поздно ночью
усталый. Его невесте пришлось вместе с
наречённым отправляться по выходным в зелёные
луга, где он пас скотину. Над девушкой смеялись
односельчане, но она никого не слушала. Чем же так
приворожила Тимофея, а с ним и невесту его,
нелёгкая пастушья доля? Борис Екимов объясняет
это так: "...весь день пели для них голосистые
жаворонки, взлетая из-под ног в поднебесье и
падая вниз. Скрытая кукушка тихим ныряющим лётом
подбиралась близко и долго считала их счастливые
года. Важный удод, хвалясь, распускал нарядный
гребень. Все птицы гостили у них. И целый день
светила им серебряная Пастушья звезда, никому
больше не видимая".
Мы понимаем, что писатель видит истоки
характера героя именно в естественном, с ранних
лет воспитанном чувстве ответственности за своё
дело. Буквально с молоком матери впитал Тимофей
высшие нравственные ценности, идеалы
"простоты, добра и правды". Он по-настоящему
красив душою, потому что нашёл свою звезду,
которая была и путеводной, и "звездой любви
заветною".
Известный русский философ В.Розанов съязвил
однажды: "Русские все живут не на тему",
говоря тем самым, что любят русские заниматься не
своим делом. Повесть «Пастушья звезда» знакомит
нас с человеком, сыскавшим в жизни правильное
занятие, нашедшим свою звезду.
Вторая часть посвящена проблеме «Человек и
природа на страницах повести Б.Екимова».
Ученики, рассматривавшие эту проблему, тоже
подобрали название и эпиграф выступления:
«Явление сущности единой сокровенной»
...Чувств лишены и травы, и деревья,
Но в них сокрыта истинная сущность,
Что недоступна взору...
Дзентику. «Басё»
С большой любовью описывает Б.Екимов красоту
родной земли. И мы верим, что человек, с
малолетства вдохнувший этот вольный воздух,
чабрецовый и полынный дух, пьянящий голову,
навсегда прикипел душой к этим краям. Сроднился
Тимофей и с просторными долинами, и с крутыми
холмами, и с далёкими песками за Доном. В первый
же день возвращения из города выходит герой во
двор и любуется душистым разливом цветущих
садов, а над ним в небе сияют "сады небесные,
распуская цветок за цветком".
– Прочитайте, как описано в повести
"волшебное разноцветье" небосвода. Какие
строки великого русского поэта вам вспоминаются?
"Светила земля, а над ней, отвечая весеннему
часу, сияли сады небесные, распуская цветок за
цветком и роняя лишние. Там, наверху, было
торжественней и краше, чем на земле. Небосвод
горел не только белью простой, но играл, маня
волшебным разноцветьем. Там было краше. Краше, но
холодней".
Читая эти строки, нельзя не вспомнить
лермонтовские:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
В конце повести снова появится этот мотив
одиночества и ничтожности человека перед
вечностью: "Вдруг повеяло холодком. И
почудилось, что кто-то... великий... склонился над
людской кучею, наблюдая её... все в заботах, в
суете муравьиной, голову некогда поднять: дела и
дела. А кто-то склонился, глядит..." Писатель
заставляет нас поднять голову, задуматься о
вечном.
Становится ясно, отчего Тимофей тосковал в
городе. После унылой серости городских улиц он
отдыхает душой, любуясь милыми сердцу русского
человека сельскими пейзажами. А любовь к природе,
как известно, один из важнейших признаков любви к
Родине. Эту сокровенную суть предельно ясно
выразил Н.Рубцов в стихотворении «Тихая моя
родина»:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
"Смертная связь" героя повести Б.Екимова с
каждой былинкой, с каждым цветком, с каждой
птахой и определяет лирический пафос
произведения. Именно в такие моменты единения с
природой, со всем мирозданием рождается и
полнится красотой и добротой человеческая душа.
Именно поэтому в повести так много пейзажных
зарисовок. Мы вместе с Тимофеем любуемся земной
зеленью и небесной синью, вслушиваемся в пенье
птиц и наблюдаем за повадками животных. Никто не
может понять, почему пастух не скучает один в
степи. Алик предлагает старику свой приёмник, но
Тимофей отказывается: "Когда-то сыновья... на
первые заработки купили и подарили отцу
приёмник, им тоже казалось, что день-деньской в
одиночестве в степи скучно. Подарку Тимофей был
рад, но на пастьбе приёмник не пригодился... в
степи... своих новостей хватало..."
Таким предстаёт перед нами герой повести,
обладающий чувством сопричастности природе,
одно прикосновение которой, как сказал Шекспир,
"роднит весь мир".
Третья часть – сообщение группы ребят о том,
как решена в повести проблема «Человек и власть»:
«Что ж это сделали с народом?..»?
Благонамеренный
И грустный анекдот!
Какие мерины
Пасут теперь народ!
В.Соловьёв
Сыновья привезли в город оставшегося бобылём
отца, чтобы он мог пристроиться на какую-нибудь
посильную работёнку да заработать хоть
маленький стаж. "Всю жизнь он пастушил, этим
семью содержал, детей поставил на ноги, но добрые
люди говорили, что пенсии ему не видать", – с
горечью отмечает автор. Действительно, многие
старые люди, за долгие годы изломанные тяжким
трудом, вынуждены продолжать работать из-за
нехватки денег. А сколько таких, кто уже и
работать не в силах! Страшные сцены из фильма
Э.Рязанова «Небеса обетованные» изображают
бездомных стариков и калек, которые живут и
кормятся на... свалке, просят подаяние, выстаивают
длиннейшие очереди в благотворительные
столовые. Это наша реальность. И Екимову она
хорошо знакома, иначе не сумел бы он с такой
пронзительной силой нарисовать бедолаг, за кусок
хлеба вынужденных гнуть спину на "хозяина".
У "немолодого усатого кавказца" вместе с
Тимофеем работают Чифир и Зинаида. Чифир –
человек без паспорта, без имени, без семьи, боль
от разлуки с которой он изливает в стихах.
Зинаида – привлекательная молодая женщина с
несчастливо сложившейся жизнью. Эти двое
вынуждены во всём подчиняться хозяину, даже
терять честь и достоинство ему в угоду, потому
что больше им некуда податься. Чифира не только
используют на самой грязной работе, но и
бессовестно обсчитывают, пользуясь тем, что он не
имеет документов и боится милиции. Зинаида
трудится не только на пастьбе, но и в доме:
готовит еду, стирает, убирает, огородничает.
Хозяин по ночам уводит её к себе, а когда
появляются гости, заставляет и им оказывать
"знаки внимания". Гостей у кавказца бывает
много, и всё больше из районного начальства,
директор совхоза, милиция. Это "нужные" люди,
им оказывается всяческий почёт, удовлетворяются
любые, даже самые странные или непристойные
желания. Их не только хорошо угощают, но и с собой
немало дают. Такие "неформальные" отношения
с власть имущими позволяют усачу рассчитывать на
полную безнаказанность и относиться к рабочим
как к личным рабам.
Когда хозяйское стадо забрело в зеленя, коровы
потравили хлеб, кавказец даже не сразу понимает,
отчего беспокоится Тимофей. "Здесь из хлебов
не вылазят... Наш чабан с начальством хорошо
живёт, ему позволяют", – объясняет Зина.
Откровенный подкуп "чиновных и
должностных" сейчас, к сожалению, не редкость.
Сначала из рассказа Алика мы узнаём, что к его
отцу на хутор "все за мясом ездят", а потом
становимся свидетелями отвратительной сцены:
"Директор совхоза... не просто брал птицу или
ещё чего, а стрелял из ружья, не покидая машины...
подкатывали машину к индюкам ли, гусям ли, курам,
и директор стрелял их, словно дичину... У вольеров
летали перо да пух, кровью была обрызгана
земля". Вельможные гости затевают пьяную
гульбу, которая превращается в настоящую оргию и
заканчивается бедой: одно за другим вспыхивают
хуторские подворья, в пламени гибнет Чифир. Но
хозяина это не пугает. Он уверен, что благодаря
своим покровителям и своим деньгам выйдет сухим
из воды. Обгоревшее тело работника хозяин
оставляет в яме на пепелище, а Тимофею заявляет,
что Чифира никакого и не было.
Уродливые взаимоотношения, господствующие в
современном мире, развращают, к сожалению, очень
и очень многих. Но выбор – как жить, каким быть –
есть у каждого из нас.
Обсуждению проблемы «Человек и его
нравственный выбор» была посвящена
заключительная часть урока.
«Свет незакатный»
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают, –
Значит – это кому-нибудь нужно?
В.Маяковский
Тимофей производит на нас впечатление очень
честного, порядочного человека. Это
подтверждается всем ходом повествования. Эпизод
с чужими баранами, отбившимися от стада, говорит
о том, что Тимофей всегда готов прийти на помощь,
не рассчитывая извлечь выгоду из чужой беды.
Когда хозяин предложил ему деньги, он
отказывается от них.
– Как он объясняет свой отказ?
"Мне чужого и на дух не надо, – отстранил он
деньги. – Сколько пас, слава Богу, не польстился.
А как же... Люди где-то плачут, а мы кукарекать
будем от счастья, – говорил он слабо, но всё же
надеясь убедить. – На чужих слезах не
расцветёшь".
У немолодого кавказца другие жизненные
принципы. Он не только не гнушается сам
поживиться чужим добром, но и приучает к этому
сына. При подготовке к уроку мы много спорили о
таком "умении жить". Да, кавказец
действительно живёт богато, однако не только
"дальним", но и близким его от этого лишь
хуже. Сын Алик, например, не хочет учиться.
Мальчик, видя, что при помощи денег отец
добивается любых поблажек и привилегий, уверовал
во всесилие денежного мешка. Алик мечтает только
о том, чтобы больше зарабатывать. "Без денег,
конечно, нельзя. Но и на них лишь надежду иметь
тоже опасно", – возражает ему Тимофей.
Сначала мальчишка кажется точной копией своего
отца. Нас отталкивают его циничные рассуждения.
Но постепенно мы понимаем, что Алик очень одинок:
отец, хотя и научил заботиться о хозяйстве,
думать о заработке, не стал ему другом. Старый
пастух Тимофей вскоре становится более близок
мальчику, чем родной отец. Нам вспомнились
строчки Н.Рубцова о русском огоньке, который
"среди тревог великих и разбоя" горит,
"как добрая душа". Именно к свету души
Тимофея и потянулся хозяйский сын Алик. Старик
понял его и пожалел, а вместе с ним жалеет
мальчика и читатель. Екимов взывает к нашим
чувствам милосердия и сострадания. Он не судит
своих героев, предоставляя читателю право самому
делать выводы. Сила нашего народа всегда была в
том, что он имел великие духовные ценности; это
помогало ему выстоять в самых тяжёлых
испытаниях. Этот приоритет духовного над
материальным всегда утверждала и наша
литература. Готовясь к уроку, мы невольно
вспоминали лучшее из прочитанного нами,
задумывались о своих одноклассниках, многие из
которых свою информированность выдают за
глубокие знания, а отсутствие идеалов прикрывают
модной одеждой. Духовное отступило на задний
план... Но Екимов не был бы Екимовым, если бы не
оставлял читателю надежды. В своих повестях и
рассказах он рисует людей, может, и не всегда
живущих по законам высшей нравственности, но
всегда стремящихся к тому, "чтобы обязательно
была звезда".
– Какие ещё эпизоды повести подтверждают, что
Тимофей именно такой человек?
Тимофей не только Алика обогрел. Он и пропойце
Чифиру пытается подсказать выход из его
бедственного положения: "Мы с совхозом
договоримся, возьмём свою отару и будем жить.
Оформим тебе документ... И пойдёт дело".
Тимофей ещё в детстве стремился помочь тем,
кому трудно. Мы уже говорили, что он после ранения
отца взваливал на себя заботу о семье. Но есть и
ещё один потрясающий эпизод: "У Подольцевых
четверо ребятишек росли без отца. Держались на
Рябухе своей... Однажды... Рябуха пропала. Тимофей
сбился с ног, изодрался среди кустов и наконец к
вечеру наткнулся. Рябуха тонула в грязи
прибрежной бочажины. Он сам чуть не потонул с
нею... ломал хворост, ветки, мостя грязь. Тащил за
рога, звал, упрашивал... Выбрались они ночью".
Тимофей не мог допустить, чтобы хозяйская
скотина паслась в озимых. Хлеб для него – святое:
"Хлеб потравить – это великий грех". Он
рассказал Алику, что из-за потерянных хлебных
карточек едва не повесилась сестрёнка Тимофея.
Не нотациями, не руганью, а тёплыми и
проникновенными словами убеждает пастух
мальчишку сделать правильный выбор.
После гибели Чифира Тимофей не может остаться
на хуторе. Но Алик уже не может расстаться с ним.
И, спеша вслед, тоже делает свой выбор...
Дома ученики написали рецензию на повесть.
Группа "лексикографов" составила
небольшой словарик диалектных и
малоупотребительных слов, встретившихся в
повести:
Баз – крытый двор.
Балка – овраг.
Баранта – часть отары.
Бочажина – глубокая лужа.
Буерак – овраг.
Вечерять – ужинать.
Галда – шум.
Гутарить – говорить, рассказывать.
Дрючок – палка.
Дули – груши.
Дулины – грушевые деревья.
Задонье – местность за рекой Дон.
Занудиться – истосковаться.
Зелёнка – ограда.
Колдобина – яма.
Кошара – помещение для скота.
Лафтак – лоскут.
Наблизу – рядом.
Натурная – капризная.
Привада – приманка.
Приглядный – красивый.
Увал – пригорок.
Шлях – дорога.