"Одна из заслуг литературы, – говорил
И.Бродский, – в том и состоит, что она помогает
человеку уточнить время его существования,
отличить себя в толпе как предшественников, так и
себе подобных, избежать тавтологии, то есть
участи, известной иначе под почетным именем
"жертвы истории”. В нашей частной жизни, так же,
как и в общественной, ситуация выбора существует
постоянно. Мысли, чувства складываются в
прихотливом рисунке культуры, и в этом
разноликом орнаменте бытия мы читаем самих себя.
Ритм жизни сегодня, как никогда ранее, согласуется
с основным формальным показателем поэтического
слова – ритмом речевой формулы для выражения
множественности смыслов (как индивидуальных, так
и присвоенных многими). Русскому поэтическому
языку удалось сохранить те звонкие линии,
которые были разработаны еще в XVIII веке.
Державинская "река времен” оставляет на
берегах ("чрез звуки лиры и трубы”) то, что мы
называем традицией, но постоянно обновляющиеся
воды приносят и новые организмы – порождение
нового времени.
Поэзия вообще, а русская в частности, всегда
оказывалась впереди истории. Только так удается
избежать клиширования, совершить индивидуальный
эстетический (а иногда и этический) выбор. Из уже
далекого серебряного века с читателем ведут свой
частный разговор поэты, которых нет среди живых.
Тепло дыхания ушедших оставило свой отпечаток на
"стеклах вечности”. Живущие сегодня поэты часто
остаются в их тени, не входят своими стихами в
школьные хрестоматии, не издаются массовыми
тиражами, не лежат книгами своих стихотворений в
книжных магазинах.Поэзией интересуются только
лишь любители поэзии. Но кризис общества не
всегда влечет за собой кризис культуры. Век вновь
расшатался, но тихий разговор поэта с читателем
продолжается.
Мы одержимы пеньем.
И вновь, в который раз,
Ты с ангельским терпеньем
Выслушиваешь нас.
О, слушатель незримый,
За то, что ты незрим,
От всей души ранимой
Тебя благодарим.
Чего душа алкала —
Не ведает сама.
От нашего вокала
Легко сойти с ума.
Но ты не устрашился.
И, не открыв лица,
Нас выслушать решился
До самого конца.
(Лариса Миллер)
Сегодня пишут в рифму и без, соблюдая
классические ритмические рисунки и нет, длинно и
коротко, умно и "заумно”, придерживаясь правил
грамматики и без знаков препинания и оглядок на
нормы. Пишут разнообразно, ни одно периодическое
издание не выполняет миссию "законодателя
вкуса”. Тем больше требуется от читателя – стихи
надо уметь читать. Например, такие:
продевая сквозь мир где отсутствует связь и
уток
непомерную эту суровую эту основу
расползается ткань бытия как истлевший
платок как дорожка гнилая но снова и снова и
снова
опускаются весла чтоб воду устало толочь
и тянуть эту нить что одна этот путь искупала
и опять эта флейта пронзительно воет всю ночь
потерялась в пространстве галера и время пропало
(Владимир Строчков)
Как можно понять отказ от знаков?
Непрерывность, взаимозаменяемость в порядке
слов, дискретность, разобщенность внутри языка –
"отсутствует связь и уток”.
Тысячи тонн словесной руды перерабатываются,
прежде чем извлекается драгоценный грамм радия
– соответствие мысли, чувства, впечатления,
мгновения и слова. Стихи Светланы Кековой, Сергея
Гандлевского, Натальи Горбаневской, Игоря
Меламеда, Бахыта Кенжеева, Ольги Седаковой, Олеси
Николаевой, Владимира Строчкова. Ларисы Миллер,
Надежды Павловой, Семена Липкина, Евгения Рейна,
Тимура Кибирова, Д.А.Пригова, Л.Рубинштейна…
Модные и спрятанные в глубине страниц "Звезды”,
"Нового мира”, "Ариона”, других "носителей”
современной словесности. "Хотелось бы всех
поименно назвать…”
Кто поёт в терновнике, кто в овсе,
кто во ржи,
кто кропает эссе
в поле у межи,
но все, все,
как один, виновники…
(Владимир Строчков)
Помогает поэзия задать вопрос? Не ответ найти –
поиски Ответа вечны… Вопросы важнее. В чем
основа для современного человека? В отсутствии
основы? В Боге? В многоликом и лабиринтоподобном
языке культуры? Каждый "виновник” предлагает
свое прочтение времени и вечности.
Завершая земные труды,
я хочу напоследок шепнуть:
"Где оставлены были следы,
там и был твой единственный путь”.
Я уже понимаю с трудом,
что за жилка дрожит на виске,
и зачем твой единственный дом
возведён на сыпучем песке?
… С голубой незабудкой в руке
Ангел твой над землёй пролетит,
и воскреснет вода в роднике —
и в сиянье себя превратит...
(Светлана Кекова)
По-новому выкладывается рисунок в калейдоскопе
из осколков блоковского "Ночь. Улица. Фонарь.
Аптека”. Прерывность и непрерывность бытия
проступает в стихах концептуалистов и
поэтов-"метафизиков”.
То тяготы и тревоги.
То надежды и утешения.
То небо над Аустерлицем.
А тут еще и решение какое-нибудь подоспеет...
То клейкие листочки.
То сопоставь каждое с последующим и предыдущим.
То становится совершенно ясно, что бесконечно
это продолжаться не может.
А тут еще и конца не видно...
(Лев Рубинштейн)
Сегодня нет андеграунда, не нагнетается
гражданский пафос поэзии, публичные выступления
поэтов сменились биеннале. В ОГИ приходит
Кенжеев и читает свои стихи… Не все выходят в
прокуренные кафе с книжными полками и
книгопродавцами с зачитанными глазами.
Современная поэзия стесняется пафоса вообще,
отказывается от открытой эмоциональности.
Нередко визуальный опыт прочтения становится
главным – стихи Рубинштейна пишутся на
каталожных библиотечных карточках. Позже это
становится частью жанра его стиха. У концептуалистов
главным героем становится сам язык, сам текст,
философия жизни считывается с набора жестов,
выпадов, специально выстраиваемых и затем
заполняемых пустот.
Я с домашней борюсь энтропией
Как источник энергьи божественной
Незаметные силы слепые
Побеждаю в борьбе неторжественной
В день посуду помою я трижды
Пол помою-протру повсеместно
Мира смысл и структуру я зиждю
На пустом вот казалось бы месте.
(Д.А.Пригов)
В интервью Инге Кузнецовой (опубликованном в
"Вопросах Литературы”, 2003, № 6) Лариса Миллер так
сформулировала личный опыт поэта: "Чем выше
энтропия, тем сильней у меня потребность в
гармонии. Я настолько боюсь хаоса, я настолько
его чувствую в мире, вокруг… Стихотворение — это
как лодочка, на которой я должна удержаться.
Гармония стиха, даже при трагическом его
содержании, сама является спасательным кругом”.
Кремнистый путь, манивший Лермонтова,
притягивает и наших современников. Каждый
по-своему преодолевает уже не каменья, а каменное
равнодушие со стороны потенциальных
собеседников-читателей. Для Светланы Кековой это
постижение христианского отношения к миру:
"Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все
благодарите”. Человек живет, и человек пишет –
говорит Кекова. Через страх, молчание, без цели
быть услышанным многими. Преодолевший тягостное
молчание, Олег Чухонцев напряженность такой
исповеди доверяет стиху:
Век-заложник, каинова печать
на устах и на раменах.
Можно все взорвать и опять начать,
можно все, но убивец страх...
Я хочу, я пытаюсь сказаться, но
вырывается из горла хрип,
как из чайника, выкипевшего давно
до нутра, и металл горит.
Должен ли современный поэт сквозь внешние
эксперименты "чувства добрые лирой
пробуждать”? "Конечно же, должен! А вот как это
сделать, какие именно чувства считать добрыми, и
возможно ли это вообще – это и есть самые
насущные вопросы литературы. Ну, а "восславить
свободу в наш жестокий век” – это, без вопросов,
прямая обязанность каждого стихотворца”, –
отвечает Тимур Кибиров.
Эксперименты с формой обусловили общее поле полистилистики.
Стили сбиваются на одном участке текста, голоса
перебивают друг друга, утверждают друг друга. В
современной поэзии каждый найдет то, что ищет.
Только нужно достаточно долго искать. Метафизическое
ощущение жизни, протекающей здесь и сейчас, но
обретающей смысл на почве неких, зачастую
непроговариваемых, ценностей. Слово поэзии
проговаривается с усилием, и приглушенным оно
звучит еще более загадочно, приглашает
поучаствовать в "тишизнах” мысли. Определяя
частность и всеобщность бытия.
Вопросы и задания
Помните, у Ахматовой стихи растут – как
одуванчик, лопухи, лебеда, у Цветаевой они тоже
растут – как звезды и как розы. А расти можно на
подходящей почве. На разной земле растет
виноград ("распускается цветок винограда”) и
цветет эдельвейс. Чьи стихи обрели свою почву в
вас? Что оказалось близким, что заинтересовало, с
чем вы готовы поспорить.
Напишите сочинение о поэте, которого вы для
себя открыли.
Работая в группах, подготовьтесь к
семинарскому занятию "Формы и "содержания”
современной поэзии”:
- 1 группа – поэты-лианозовцы,
- 2 группа – поэты объединения "Московское
время”,
- 3 группа – поэты-"метафизики”,
- 4 группа – поэтические индивидуальности,
- 5 группа – поэзия русского рока.
Примечания
Статья больше напоминает эссе, чем конспект
урока. Здесь трудно устанавливать методические
раскладушки. Разговор о поэзии возможен тогда,
когда есть готовность у всех, кто в его зону
вступает. Степень этой готовности определяется
исходя из конкретной ситуации.
Само содержание статьи заключает в себе ряд
проблемных вопросов, начиная с заголовка. Можно
остановиться на любом участке и рассуждать о
времени, о поэзии, о себе. Стихи читаются
учителем, но могут подключаться и
старшеклассники, каждому на уроке выдается
небольшой сборник стихотворений современных
поэтов (составленный учителем), сопровождаемый
списком литературы по теме.
Материалы могут использоваться при подготовке
лекции, в зависимости от личных установок
определяются и жанровые особенности урока
(лекция с элементами беседы, коллоквиум и т.п.)
|