На этом уроке соревнуются две команды: "Мореплаватели" и
"Воздухоплаватели". Каждая делится на 3 группы: теоретиков, историков и
экспериментаторов. Команды получают заранее задания: команда
"Мореплаватели" — по теме "Плавание судов", команда "Воздухоплаватели" —
по теме "Воздухоплавание".
Группы делают следующее:
- теоретики кратко и доходчиво излагают теорию вопроса (материал из
учебника). объясняют решение одной задачи по теме;
- историки готовят сообщение о развитии отрасли (судостроения
или дирижаблестроения);
- экспериментаторы ставят опыты-демонстрации и экспериментальные
задачи.
Урок начинается словами учителя: "Ребята, нам известно о действии
жидкости и газа на погруженное в них тело. Мы изучили условия плавания
тел. Чему же посвящен будет сегодняшний урок? Ответ на этот вопрос
получим, решив физический кроссворд "Единицы измерения" (его сетка — на
рис.): в выделенном столбце прочтем нужное слово.
Вопросы к кроссворду (по горизонтали):
- единица измерения давления (паскаль)
- единица измерения массы (килограмм)
- единица измерения массы (тонна)
- единица измерения площади (квадратный метр)
- единица измерения времени (час)
- единица измерения силы (ньютон)
- единица измерения объема (литр)
- единица длины (метр)
Представители двух команд заполняют сетки
кроссворда, которые заранее начерчены на доске отдельно для каждой
команды. По вертикали в выделенном столбике они читают слово "Плавание".
Команда, первая заполнившая сетку, получает право первой начинать
каждый конкурс.
Пока заполняются сетки кроссворда, между другими представителями
команд проводится конкурс.
Первый конкурс — "Повторение"
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Как рассчитать выталкивающую силу, действующую на тело, погруженное
в жидкость или газ?
- По какой формуле вычисляют силу тяжести?
- При каком условии тело тонет?
- Когда тело всплывает?
- Что нужно, чтобы тело плавало внутри жидкости?
- Есть ли различие в вычислении архимедовой силы, действующей на
тело, при полном и частичном его погружении в жидкость? Ответ
обоснуйте.
В этом конкурсе побеждает команда, ответившая на большее число
вопросов.
Второй конкурс — конкурс историков
"Мореплаватели" говорят, как совершенствовалось судостроение,
сопровождая свои рассказ иллюстрациями. Вот его краткое содержание.
Первое средство передвижения людей по воде — обломки деревьев: потом
появились плоты, челны — бревна с выдолбленным углублением, в котором
помешался человек. Постепенно люди научились строить суда, собирая их из
отдельных частей, делая каркас и обшивку. Первоначально челны и плоты
передвигались с помощью шестов и весел. Затем, примерно за 3000 лет до
н.э., появился парус. В XIX в. самые быстроходные парусники (трех- и
четырехмачтовые клиперы) перевозили чаи Китая и шерсть из Австралии в
Европу и Америку со скоростью 30 км/ч. Рекорд скорости показало судно
"Катти Сарк": оно шло со скоростью 39 км/ч: этот рекорд не побит до сих
пор ни одним из парусных судов.
Парусные суда были заменены судами с паровыми машинами. Первый
речной пароход "Клермонт" построен в США в 1807 г. по проекту Роберта
Фултона, а первый морской появился в России в 1815 г. Судовой паровой
котел с высокой трубой топили дровами. В 1903 г. на Волге построили
первое в мире дизельное судно — танкер "Вандал". В XX в. на военных
кораблях появились двигатели, работавшие от пара, созданного при участии
ядерного реактора. Первое гражданское судно такого типа — атомный
ледокол ''Ленин" — начало работать в Арктике с 1959 г. Ныне судно — это
сложное инженерное сооружение, способное передвигаться по воде (обычные
суда), под водой (подводные суда) и над водой (суда на подводных крыльях
и на воздушной подушке).
"Воздухоплаватели" рассказывают примерно о следующем. Не одна
тысяча лет прошла с тех пор, как человек начал мечтать о полете. Но
сила тяжести прочно привязывала его к земле. Впервые ее удалось
преодолеть с помощью нагретого воздуха. Шар надули горячим дымом и
назвали монгольфьером по имени его изобретателей — французов братьев
Жозефа и Этьена Монгольфье. Летом 1783 г. такой воздушный шар с первыми
пассажирами (бараном и петухом) поднялся в воздух. Убедившись, что
полеты безопасны, на монгольфьере поднялись и люди. Первый такой полет
совершен в ноябре 1783 г.
Монгольфьеры имели недостаток: они быстро опускались, так как воздух
в них остывал. Использовались они лишь для развлекательных полетов. Для
военных и научных целей применяли воздушные шары, наполняемые водородом
или гелием. Для наблюдения солнечного затмения в !887 г. на таком шаре
совершил полет русский ученый Д.И. Менделеев. В наше время все
летательные аппараты легче воздуха называют аэростатами. В 30-е гг. было
построено несколько аэростатов для исследования верхних слоев атмосферы
— их называли стратостатами. Гондола стратостата делалась герметичной,
чтобы люди на большой высоте не страдали от недостатка кислорода.
Стратостаты достигали высоты свыше 20 км. Недостаток аэростата: он летит
туда, куда его гонит поток воздуха.
На смену неуправляемым аэростатам пришли управляемые аппараты —
дирижабли. Во время первой и второй мировых войн в армиях многих стран
использовались аэростаты, связанные с земной поверхностью прочным
стальным тросом. Они играли роль подвижных наблюдательных пунктов,
подвесок радиоантенн, воздушных заграждений, мешающих полету авиации
противника. Американские заводы выпускали учебные, учебно-патрульные и
боевые дирижабли, которые оснащались радарами, пушками и бомбами. Самые
крупные из них имели объем 18 400 м\3. В 50-х гг. были спроектированы и
построены еще более крупные воздушные корабли: объемом 43 000 м\3
Современные воздушные шары используются в рекламных целях, дирижабли
— для аэрофотосъемок.
Третий конкурс — турнир смекалистых
Вопросы для "мореплавателей"
- В гавани во время прилива стоит судно, с которого спускается в море
лесенка. Ученик. желая определить скорость подъема воды. измерил высоту
каждой ступеньки и сел на берегу отсчитывать число ступенек, которые
покроет вода за 2 ч. Получит ли он нужный результат? (Ответ.
Положение корабля относительно воды не меняется. Поэтому метол ученика
нужного результата не даст.)
- Почему пустая надувная лодка имеет малую осадку? (Ответ.
Плотность воздуха. которым она надута, во много раз меньше плотности
воды: вес оболочки лодки также невелик.)
Вопросы для воздухоплавателей
- Дирижабль наполняют легким газом. Не лучше ли было бы из него
выкачать воздух? (Ответ. Выкачивать воздух из оболочки нельзя, так как
огромная сила, создаваемая внешним атмосферным давлением, легко раздавит
дирижабль.)
- Почему подъемная сила стратостата зависит от времени суток и
днем имеет наи- большее значение? (Ответ. Солнечные лучи нагревают газ,
заполняющий его оболочку: он увеличивается в объеме, поэтому подъемная
сила возрастает.)
Четвертый конкурс — "Экологический пост"
Задания. Охарактеризуйте отрицательную экологическую ситуацию,
создаваемую ис- пользованием ''вашего" вида транспорта.
Назовите экологически чистые транспортные средства.
(Ответ "мореплавателей. Водный транспорт выбрасывает в воздух
отходы отраоотанного топлива и загрязняет воду. Нефть, попавшая в море,
всплывает и растекается по поверхности, в результате на воде образуется
нефтяная пленка, резко уменьшающая газообмен между водок и атмосферой:
тем самым нарушается нормальная жизнь обитателей моря. Экологически
чистые водные транспортные средства — плоты и парусные суда.
Ответ " воздухоплавателей. Традиционный воздушный транспорт
отрицательно влияет на экологическую ситуацию потому, что загрязняет
воздух продуктами сгорания топлива, создает шум, расходует кислород.
Экологически чистыми воздушными транспортными средствами можно считать
аэростаты и дирижабли.)
Пятый конкурс — турнир экспериментаторов и конструкторов
"Мореплаватели" изготовили самодельный ареометр по описанию в
учебнике и демон- стрируют его применение для измерения плотности
жидкости. Затем они задают вопрос своим оппонентам: "Можно ли
пользоваться земными ареометрами на Луне, где сила тяжести в 6 раз
меньше, чем на Земле?" (Ответ. Да.)
"Воздухоплаватели" показывают зависимость выталкивающей силы,
действующей на бумажный колпак, находящийся в воздухе, от температуры
воздуха. (Колпак уравновешивают гирькой, которая подвешена на нити,
перекинутой через блок. Под колпак подносят зажженную спиртовку.) Затем
предлагают соперникам ответить на вопрос-проблему, которую решали
специалисты в действительности: "Внутрь кабины высотного аэростата
необходимо ввести конец веревки от клапана, через который осуществляется
наполнение стратостата газом. Как следует устроить этот ввод, имея в
виду. что воздух не должен быть выпушен в окружающую разреженную
среду'.'" (Ответ. Для ввода веревки в гондолу было придумано
следующее приспособление: внутрь кабины поместили сифонную трубку,
длинное колено которой сообщалось с наружным пространством: в трубку
налили ртуть и через нее пропустили веревку. Так как давление внутри
кабины не может превышать наружного больше, чем на 760 мм рт. ст., то
уровень ртути в длинном колене будет возвышаться над уровнем в коротком
не более чем на 76 см. т.е. канал, по которому скользит веревка, все
время закупорен ртутью.)
Шестой конкурс — конкурс любознательных
Участники обеих команд по очереди знакомят друг друга с книгами и
статьями, которые они читали по своей теме. Цель: как
можно интереснее рассказать об этом.
Заключительная часть — подведение итогов соревнования
На этом этапе учитывается активность всех членов команд,
иллюстративный материал, который подготовлен учащимися к данному уроку,
умение строить рассказ, быстро отвечать на вопросы. Члены
команды-победительницы получают оценку "отлично".
Ребята с удовольствием участвуют в этом уроке. |