Игра - одно из интереснейших явлений
культуры... Игра, как тень, родилась вместе с
ребенком, стала его спутником, верным другом. Она
заслуживает большого человеческого уважения,
гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня, за
те колоссальные воспитательные резервы, за
огромные педагогические возможности, в ней
заложенные".
Правильно подобранные и хорошо организованные
игры способствуют формированию и активизации
познавательной деятельности учащихся в процессе
обучения. Можно привести множество примеров
дидактических игр, так например, игра -
соревнование.
Хочу поделиться опытом проведения игры,
которую часто провожу в 7-х классах для
формирования и закрепления навыка правильного
оформления решения физических задач.
Дети назвали эту игру "Домики". Причем,
применять ее можно на любом уроке, надо только
составить соответствующие вопросы (часто
использую эту игру в начальной школе на занятиях
по информатике).
Правила и ход игры
Чтобы решить задачу надо:
- пройти по тропинке от домика к домику
- чтобы попасть вовнутрь домика (открыть в нем
дверь), необходимо ответить на вопрос (вопросы
над "камнем" у порога, там же "ключ" от домика).
- отдохнув в домике, двигаемся дальше.
Задача находиться в последнем домике.
Право первого ответа, т.е. движения по дорожке
получает та команда (если форма командная), или
тот учащийся, который ответил на ключевой вопрос
(это общий вопрос по теме, задаваемый перед
началом игры всему классу).
На доске, как "подсказка" помещены
структурная схема изучение науки физики и два
стихотворения: "Для того, чтоб изучать науку" и
"Памятка для решения задач".
Для того, чтоб изучать науку,
Надо наблюдать ее явления,
А, затем, используя законы,
Делать выводы и принимать решения,
А решая формулы и выводя законы,
Мы используем понятия, термины
и величины без сомненья,
Ну, а каждая величина, конечно,
Будет с единицей измерения.
Памятка для решения задач
Как часто получается -
Задача не решается,
А просто надо формулу
Подставить и решить.
А, подставляя в формулу
Всех величин значения,
Об единицах величин
Старайся не забыть.
Соревнование можно организовать по командам:
чья команда первая ответит на вопрос, получает
призовой жетон и право первой двигаться дальше,
т.е. право первой отвечать на следующий вопрос.
Если ответ не верный или не полный, право ответа
переходит ко второй команде (за правильный
полный ответ команда получает призовой жетон, за
дополнения - жетон другого цвета). При решении
задачи учитывается правильность оформления и
решения задачи.
Можно организовать опрос цепочкой, т.е. учитель
вызывает для ответа тех учащихся, которых
необходимо опросить или по очереди друг за
другом, так, как дети сидят за партами. В этом
случае учащиеся так же получают призовые жетоны
за правильный полный ответ либо просто за ответ
(жетон другого цвета, если ответ не полный), а
учащиеся из класса получают жетоны за
дополнение.
Оценку по количествам жетонов получают по
следующим критериям:
При решенной задаче (правильно решенной и
правильно оформленной):
А) при наличии призовых жетонов - 5.
Б) при наличии 2-х и менее 2-х жетонов за
дополнение- 4.
В) при наличии более 2-х жетонов за дополнения -
5.
При задаче, решенной с недочетами:
А) при наличии призовых жетонов - 4.
Б) при наличии 2-х и более жетонов за дополнения
- 4.
В) при наличии менее двух жетонов за дополнения
- 4 или 3
В командной форме оценку получает команда,
(каждый участник команды получает оценку ту,
которую решат в команде, но не выше командной (по
принципу долевого участия)).
Задач может быть две, если работают по командам,
и тогда соревнование продолжается до тех пор,
пока одна из команд первой решит свою задачу и
будет готова ее объяснить. Однако ни в коем
случае нельзя останавливаться на объяснении
только первой задачи. Надо обязательно, хотя бы
обзорно, рассмотреть результат, к которому
пришла вторая группа.
Дополнение: если учащиеся не могут ответить на
какой-либо вопрос, они могут обратиться в
"библиотеку", т.е. к справочной литературе или
за помощью к учителю, но за это они могут
"потерять" заработанные жетоны. |