Учащиеся заранее делятся на две
команды, выбирают капитана, придумывают название
команды. После постановки цели урока объясняю,
как будут оцениваться знания. Представляю жюри
(это ребята из параллельного класса или
старшеклассники). У жюри есть протоколы для
каждой команды (готовлю их заранее):
Команда «Вымпел»
Фамилия, имя |
Конкурс |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
1. Акимов Сергей |
+ |
|
|
|
|
|
……………………………… |
|
+ |
|
|
|
|
9. _____________________ |
|
|
|
|
|
+ |
На доске или ватмане написаны фамилии
учащихся покомандно. Капитаны каждой команды
стараются, чтобы отвечали все учащиеся, а не одни
и те же. Сильные ученики отвечают на более
сложные вопросы или если никто из команды
ответить не может.
Урок-соревнование состоит из шести
конкурсов. Вопросы к каждому конкурсу,
одинаковые по сложности, записаны на карточках
для каждой команды. Вытягивает карточку капитан
или член команды. Время обсуждения зависит от
сложности вопроса и подготовленности класса.
Возможны ответы без подготовки. В конце урока
подводятся итоги и объявляются оценки каждого
участника.
Ответы учеников оцениваю и порой
комментирую сама. Члены жюри заносят результаты
в протоколы. За правильный ответ ставят «+», за
неправильный «–». Если не ответила команда,
вытянувшая вопрос, может отвечать другая
команда. В ходе урока результаты периодически
отмечаются на доске или ватмане.
I конкурс: «Тепловые двигатели»
Оборудование: модели ДВС, а также – в
двух экземплярах – пробирка с пробкой, вода,
сухое горючее, спички, пробиркодержатель,
асбестовые сетки, треноги.
1. Объясните устройство ДВС.
2. Где применяют тепловые двигатели?
3. Расскажите о тактах I и II.
4. Из чего состоит горючая смесь?
5. Какие вы знаете тепловые двигатели?
6. Расскажите о тактах III и IV.
7. Как продемонстрировать превращение
внутренней энергии пара в кинетическую энергию
пробки?
II конкурс: «Знаете ли вы формулы?»
У доски по четыре человека от каждой
команды и ещё по одному консультанту на случай,
если кто-то не справится. Вопросы задаю
одновременно обеим командам:
1. По какой формуле находят количество
теплоты, необходимое для плавления вещества или
выделяющееся при отвердевании вещества?
2. По какой формуле находят количество
теплоты, выделяющееся при полном сгорании
топлива?
3. По какой формуле находят количество
теплоты, необходимое для парообразования при
температуре кипения или выделяющееся при
конденсации без изменения температуры?
После этого прошу назвать физические
величины – , q,
c, L – и написать, в каких единицах они
выражаются.
III конкурс: «Вопросы друг другу»
Можно использовать таблицы из
задачника В.И.Лукашика или учебника. После
предварительной подготовки по 1–2 человека из
команды задают другой команде вопросы типа:
– Что показывает физическая величина (, q, c, tкип
…)?
– Что означает: салюминия = 920
Дж/(кг · °С)?
– Что означает: tплав железа
= 1539 °С?
IV конкурс: «Графики»
Графики заранее начерчены на доске и
закрыты. Представители команд вытягивают
карточки с графиками и готовят ответ.
Карточка 1
Пробирку с нафталином и находящимся в
ней термометром нагревают. На рисунке
представлен график изменения температуры
нафталина. Укажите, каким процессам
соответствуют участки графика АВ и ВС.
Ответ обоснуйте.
Карточка 2
На рисунке представлен график
изменения температуры воды в сосуде. Укажите,
каким процессам соответствуют участки АВ и ВС
графика. Ответ обоснуйте.
V конкурс: «Качественные задачи»
Капитаны команд вытягивают задания на
карточках и идут к командам. На одной карточке
нарисована подкова («Повезло!») – команде
добавляется 1 очко.
1. а) Весной в воздухе уже тепло –
температура воздуха выше 0 °С, а на реках и озёрах
лёд ещё стоит. Как это объяснить?
б) Почему в тёплый зимний день лыжа
оставляет на свежевыпавшем снегу тонкую ледяную
корку?
2. а) Почему для изготовления
корпуса космического корабля применяют особенно
тугоплавкие материалы?
б) Ускорится ли таяние льда в тёплой
комнате, если накрыть его шубой?
3. а) Почему собака в жару дышит,
высунув язык?
б) Почему в морозные дни над полыньёй
образуется туман?
VI конкурс: «Связь с математикой»
Представители команд вытягивают
задания на карточках, отвечают у доски.
Как сложить два числа двумя способами:
используя степень и запись с нулями?
а) 8 400 000 Дж и 4,6 · 106 Дж;
б) 11 500 000 Дж и 8,5 · 106
Дж.
Подведение итогов урока. |