Оргмомент. Обобщение знаний учащихся
Учитель.
Перевода природе не надо,
У природы особая речь.
Понимаем молву листопада,
Звонкой тучи удачную течь.
Шорох спеющей ржи,
Шепот ночи,
Вскрик рассвета в развилках дорог.
Яркой молнии ломаный почерк
И глубок, и короток, как вздох.
В.Михалев
Основа природы, жизни на Земле – растения. В
настоящее время их существует более 500 тыс. видов,
из них 200 тыс. – цветковые растения.
Сегодня мы обобщим знания о многообразии
цветковых растений, характерных признаках
разных семейств, необходимости охраны растений.
Запишите в тетрадях тему урока: «Многообразие
видов цветковых растений. Охрана редких видов
цветковых растений».
Сегодня у нас необычный урок – урок-состязание,
который будет состоять из нескольких игр и
конкурсов. В них принимут участие пять команд.
Каждая команда представляет какое-нибудь
семейство растений.
1-й конкурс. Представление команд
Команда
«Семейство Крестоцветные»
К семейству Крестоцветные относится около 3
тыс. видов растений. В основном это травянистые
растения.
Формула цветка: Ч4Л4Т2+4П1.
Плод – стручок или стручочек.
Представители – капуста, редис, репа, сурепка,
пастушья сумка, желтушник, дикая редька.
Команда «Семейство Розовоцветные»
К семейству Розовоцветные относится около 2
тыс. видов растений. Жизненные формы – деревья,
кустарники, травы.
Формула цветка:
или .
Плод – яблоко, костянка, сборная семянка.
Представители — яблоня, груша, рябина, вишня,
слива, роза, шиповник, земляника, лапчатка.
Команда
«Семейство Пасленовые»
К семейству Пасленовые относится около 2 тыс.
видов растений. В основном это травянистые
растения.
Формула цветка: Ч(5)Л(5)Т5П1.
Плод – ягода или коробочка.
Представители – картофель, томат, табак, белена,
дурман, перец.
Команда «Семейство Лилейные»
К семейству Лилейные относится около 1 тыс.
видов растений. Это травянистые растения.
Формула цветка: О3+3Т3+3П1.
Плод – ягода или коробочка.
Представители – лук, чеснок, тюльпан, гиацинт,
ландыш.
Команда «Семейство Злаки»
К семейству Злаки относится около 6 тыс. видов
растений. Это травянистые растения.
Формула цветка – О(2)+2Т3П1.
Соцветие – сложный колос, метелка, початок. Плод
– зерновка.
Представители – пшеница, рожь, ячмень, просо,
кукуруза, пырей, тимофеевка, мятлик, бамбук.
2-й конкурс. «Знаете ли вы отличительные
признаки растений класса Однодольные и класса
Двудольные?»
На доске под номерами выписаны термины
(признаки растений) и названия семейств:
1 – сетчатое;
2 – мочковатая;
3 – Крестоцветные, Розовоцветные, Пасленовые;
4 – одна семядоля;
5 – Злаковые, Лилейные;
6 – две семядоли;
7 – параллельное или дуговое;
8 – стержневая.
У учеников наборы карточек с цифрами от 1 до 8.
Учитель зачитывает текст, в котором пропущены
слова, выписанные на доске. По ходу чтения дети
находят ответ и показывают цифру, которой он
обозначен.
Текст: «У растений класса однодольных корневая
система ..., у двудольных – ... . У двудольных
зародыш семени имеет ..., а у однодольных – ... . У
растений класса однодольных жилкование листьев
..., а у класса двудольных – …»
Из известных вам семейств растений к классу
двудольных относятся ..., к классу однодольных –
... .
(По порядку перечисления терминов в тексте: 2,
8, 6, 4, 7, 1, 3, 5.)
Конкурс завершается заполнением на доске
таблицы.
Однодольные растения |
Двудольные растения |
1 семядоля в семени |
2 семядоли в семени |
Мочковатая корневая система |
Стержневая корневая система |
Дуговое или параллельное
жилкование листьев |
Сетчатое жилкование листьев |
3-й конкурс. «Найди ошибку»
Каждая команда получает карточку с описанием
систематического положения вида растения,
однако описания содержат ошибки. Задача: найти и
исправить эти ошибки.
1. Дикая редька.
Царство Растения.
Отдел Голосеменные (правильно –
Покрытосеменные).
Класс Двудольные.
Семейство Пасленовые (правильно –
Крестоцветные).
Род Редька.
Вид Редька дикая.
2. Яблоня.
Царство Растения.
Отдел Покрытосеменные.
Класс Однодольные (правильно – Двудольные).
Семейство Крестоцветные (правильно –
Розоцветные).
Род Яблоня.
Вид Яблоня домашняя.
3. Паслен.
Царство Растения.
Отдел Голосеменные (правильно –
Покрытосеменные).
Класс Двудольные.
Семейство Розоцветные (правильно – Пасленовые).
Род Паслен.
Вид Паслен черный.
4. Озимая пшеница.
Царство Растения.
Отдел Голосеменные (правильно –
Покрытосеменные).
Класс Однодольные.
Семейство Лилейные ().
Род Пшеница.
Вид Пшеница озимая.
5. Тигровая лилия.
Царство Растения.
Отдел Покрытосеменные.
Класс Двудольные (правильно – Однодольные).
Семейство Злаки (правильно – Лилейные).
Род Лилия.
Вид Лилия тигровая.
4-й конкурс. «Шестой – лишний»
Каждая команда получает по 6 гербарных
листов, на пяти из которых – растения одного
семейства, а на одном – другого. Ученики
сравнивают растения и выделяют среди них
«лишнее».
5-й конкурс. Графический диктант «Узнай
семейство»
У команд имеются специальные заготовки –
листки с начерченной прямой линией длиной в 24
клеточки и таблицей, в которой каждому из пяти
изученных семейств соответствует определенный
графический символ (например: розоцветные –
звездочка, крестоцветные – косой крестик и т.д.)
Учитель зачитывает список из 24 видов растений,
относящихся к этим семействам, а учащиеся должны
вспомнить их систематическую принадлежность и в
каждой клеточке на линии по порядку проставить
соответствующий символ.
Список растений: роза коричная (Розоцветные);
томат (Пасленовые);
белена черная (Пасленовые);
пшеница озимая (Злаки);
пырей ползучий (Злаки);
дурман вонючий (Пасленовые);
табак душистый (Пасленовые);
сурепка обыкновенная (Крестоцветные);
редька дикая (Крестоцветные);
лилия кудреватая (Линейные);
тюльпан (Лилейные);
шиповник коричный (Розоцветные);
вишня домашняя (Розоцветные);
лук яровой (Лилейные);
чеснок озимый (Лилейные);
пастушья сумка (Крестоцветные);
гулявник лекарственный (Крестоцветные);
кукуруза (Злаки);
ячмень яровой (Злаки);
малина обыкновенная (Розоцветные);
слива колючая (Розоцветные);
картофель (Пасленовые);
перец (Пасленовые);
абрикос (Розоцветные).
6-й конкурс. «Во саду ли, в огороде...»
Дети отгадывают загадки.
1. За красным цветком потянулся – и ой!
С колючкой рукою столкнулся,
Кто же был виновник?
Обманчив красный ...
(Шиповник.)
2. Помидору – брат,
А кумачу не рад:
Он в лиловой рос одежке,
Не краснеет даже в лежке.
(Баклажан.)
3. Одежкой сер, да телом бел.
(Рис.)
4. Вот так диковинка:
На ветке – морковинка!
Висит, краснеется –
На солнце греется.
(Перец красный.)
5. Хоть прячется Алена
За веточкой зеленой,
Но красная щека
Видна издалека.
(Яблоко.)
6. Хоть жжет его солнце,
Одет он в суконце.
А сукно — золотистое,
Тонкое и чистое.
(Персик.)
7. Ягода – красна
Ягода – вкусна,
Режь да соли!
Ешь да хвали!
(Томат.)
8. На грядке за амбаром
Разросся стебель шаром.
(Капуста кольраби.)
9. Цветок – напрасный,
Плод – опасный,
А поле все засажено.
(Картофель.)
10. Желтая курица под плетнем дуется.
(Тыква.)
7-й конкурс. «Ай, болит!»
Представьте себе, что вы пришли к товарищу, а он
болен: его мучают кашель и насморк, болит горло,
повышена температура. Какое народное средство
для лечения вы посоветуете, используя знания о
растениях выбранного вами семейства?
Команда
«Семейство Крестоцветные».
Хорошее средство от кашля – редька с медом.
Приготовить его надо так: взять черную редьку,
вымыть ее, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в
нее вошли 2 чайные ложки меда. Положить редьку в
чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3–4
ч. Жидкость, образующуюся внутри редьки, пить по
чайной ложке 3–4 раза в день до еды.
Команда «Семейство Розовоцветные».
При простудных заболеваниях хорошим
жаропонижающим средством считаются сухие плоды
малины, заваренные в виде чая. Для этого 2
столовые ложки сухой малины заваривают в стакане
кипятка, настаивают 15–20 мин, процеживают и пьют
как чай 2–3 раза в день с последующим укутыванием
в постели.
Команда «Семейство Пасленовые».
Рекомендуем вдыхание пара, получаемого при
раздавливании только что сваренного «в мундире»
картофеля. Он хорошо согревает верхние
дыхательные пути.
Команда
«Семейство Злаки».
В качестве потогонного и отхаркивающегося
средства мы советуем использовать настой
корневища пырея ползучего. Для его приготовления
нужно взять 15–20 г корневищ, залить 2 стаканами
холодной воды и настаивать в течение 10–12 ч.
Команда «Семейство Лилейные».
Если кашель только начинается, то поможет сок
лука. Несколько луковиц надо мелко нарезать,
положить в стеклянную посуду, густо посыпать
сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4–5
раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при
насморке. Для этого 1–2 столовые ложки натертого
лука надо положить на дно чашки, которую
поставить в посуду с горячей водой. Чашку
накрывают воронкой из плотной бумаги и через нее
попеременно дышат то одной, то другой ноздрей по
5–10 мин 3–4 раза в день.
Подведение итогов урока-состязания
Учитель. Человек должен бережно и
внимательно относиться к растениям, которые его
окружают и в природе, и в саду, и дома... Можно
получить большое удовлетворение от общения с
природой, не сорвав ни единого листа или цветка,
если следовать мудрым словам азербайджанского
поэта Самеда Вургуна:
Давай пройдемся медленно по лугу,
И «Здравствуй!» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
|