Расскажу о своем уроке, который очень понравиться ученикам и
коллегам.
Методический смысл. Провести урок творчества по теме "Физика
атома и атомного ядра" в XI классе (2 ч). Его задача - включить учащихся
в активную самостоятельную работу с дополнительной литературой, из
которой они узнали бы о практическом использовании атомной энергии.
Организация занятия. Класс делится на группы по 5 человек,
которые я назвала "творческие мастерские". Каждая группа работает
индивидуально, н4д предложенными заданиями. Для урока подготовлена
литература по теме. На доске нарисована модель атома, написан отрывок из
стихотворения В.Я. Брюсова "Мир электрона"-. Весь урок идет на фоне
негромкой "функциональной" музыки.
План урока
Вступление - создание эмоционального настроя.
Основная часть
- "Мастерская" рисунка и письма:
- нарисовать по ассоциации атом;
- записать понравившиеся фразы и мысли, относящиеся к
словосочетанию "атомная энергия";
- создать мини-рассказ.
- Работа над образом атома
- Обсуждение проблемы "Что хорошо, что плохо"
- Принятие решения
- "Творческие мастерские" (составление технико-экологических
проектов)
Заключение. Рефлексия - процесс самопознания учениками своих
психических состояний и эмоций, вызванных уроком.
Сценарий урока
Вступление - создание эмоционального настроя.
На фоне тревожной музыки звучит мой голос.
Учитель. Давайте мысленно перенесемся на века назад и
погрузимся в вечность.
Было время, когда будто бы ничего не существовало. Кроме тьмы.
Попробуйте представить себе ее. Приглядевшись, вы различите в этой
кромешной темноте частички, похожие на частички пыли и искорки света.
Они движутся. Вы наблюдаете за ними и видите, что они движутся все
быстрее и быстрее, сталкиваются, разлетаются, иногда обращаются в вихри и
превращаются в звезды и галактики... И вот через миллионы лет среди
тьмы мы видим яркий шар, вращающийся вокруг звезды средней величины,
находящейся на краю Млечного Пути. Это Земля движется по орбите вокруг
Солнца.
Она голубая... Вглядевшись, вы видите, что эта голубизна - океан.
Океан, плещущийся о берег с мерным успокаивающим шумом. В нем много
различных химических элементов и веществ, которые отличаются друг от
друга мельчайшими частицами, именуемыми молекулами и атомами. Они
способны соединяться друг с другом различными способами и распадаться,
образуя новые вещества. "Что такое эти молекулы и атомы? Как они
устроены?" - эти вопросы давно задавал себе человек. И искал ответы. И
открыл, что атом - это "беспокойное хозяйство" из протонов, нейтронов и
электронов; оно обладает "неукротимой" энергией, которую при
определенных условиях может отдать в окружающее пространство и стать
рабочим и воякой, героем и злодеем дня.
Вслушаемся и вдумаемся в слова, посвященные атому.
1. "Мастерская" рисунка и письма
Учитель. Вот строки русского поэта Валерия Яковлевича
Брюсова, творившего на смене веков - XIX и XX:
Быть может, эти электроны -
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом -
Вселенная, где сто планет;
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь'.
Задания
- Возьмите лист бумаги и нарисуйте атом таким, каким вы представили
его себе, слушая мой рассказ (работа над образом).
- Запишите понравившиеся или запомнившиеся вам слова и фразы,
относящиеся к атому, из моего рассказа и стихотворения Брюсова (работа
со словом).
- Обозначьте чувства, которые вы испытали.
Учащиеся выполняют задания (на это дается 2-3
мин), обсуждают в группах свои записи и рисунки; предлагают наиболее
удачные для прочтения вслух перед классом.
Учитель. Теперь напишите каждый на новом листке бумаги
все слова и ассоциации, которые спонтанно рождаются у вас при
словосочетании "атомная энергия" (работа над словом и образом).
Учащиеся делают записи, обсуждают их в группах, зачитывают
наиболее удачные классу.
Учитель. Используя все выбранные вами слова и фразы,
напишите свой небольшой рассказ об атоме и атомной энергии (работа со
словом).
Учащиеся в течение 3-5 мин работают, обсуждают в группах сделанное
и зачитывают наиболее оригинальные произведения.
2. Работа над образом
Учитель. Посмотрите,
пожалуйста, на этот рисунок. Как вы понимаете его?
Учащиеся обсуждают рисунок в группах, выдвигают свои версии,
высказывают их вслух (идет дискуссия).
3. Обсуждаем проблему "Что хорошо, что плохо"
Учитель. Наш век часто называют атомным, так как эта
малая частица материального мира стала важной, весомой не только для
научно-технического прогресса, но и для жизни человечества.
Прошу вас разделить лист бумаги пополам вертикальной линией и
записать "добрые" и "злые" дела атома, т.е. заполнить табл. I. Каждая
группа работает самостоятельно.
Таблица I
"Добрые дела" атома |
"Злые дела" атома |
Дело (Почему оно доброе) |
Дело (Почему оно злое) |
... |
... |
4. Принимаем решение
Учитель. Теперь, когда работа вами окончена, общими
усилиями решим: какие "добрые дела" оставить и какие "злые"
ликвидировать. Сообща заполним табл. II.
Что из "добрых дел" сохранить |
От чего избавиться или
какое зло уменьшить |
... |
... |
Учащиеся составляют сводную таблицу на основе работ всех групп и
записывают ее на доске. Класс обсуждает каждую строку.
5. "Творческие мастерские"
Учитель. А теперь, пользуясь сделанными выводами, я
прошу вас составить технико-экономические проекты безопасного для
Природы и Человека использования атомной энергии. Можете пользоваться
имеющейся литературой. Идеи и содержание проекта каждая группа
разрабатывает сама.
Учащиеся работают с книгами и статьями, выдвигают идеи. Потом мы
все вместе обсуждаем проекты, выбираем лучший для предложения
международной организации (например, МАГАТЭ).
Заключение
Учитель. Проанализируйте, пожалуйста, "движение" своих
мыслей, чувств, ощущений, которые возникали у вас в течение урока.
Запишите их на листках и сдайте мне.
Учащиеся выполняют задание.
Вот содержание некоторых из записей.
- На этом уроке я узнала много того, о чем, может быть, и не стала бы
никогда читать. Мы работали с азартом и увлеклись работой.
- На протяжении урока у меня появлялись различные чувства. Но
прежде всего я хочу сказать: было интересно узнать о том, что атомный
"огонь" может уничтожить человечество, а можно использовать и "добрые
дела" атома.
- Я подумала: и все-таки атомная энергия приносит боль и
страдание людям, и мы не должны забывать об этом:
- Мне кажется, пользу из урока извлекли все. Работа на уроках
такого типа оставляет больший след, чем на обычных. Соответственно
возникает и интерес к проблеме.
- Урок мне понравился. Спасибо за музыкальное сопровождение Они
на различных этапах урока создавало соответствующий настрой. Было легко
работать и думать.
Практика моей работы убедила, что уроки с
"мастерскими" письма и рисунка, "творческими мастерскими" ребятам
нравятся, так как им предоставляется возможность создать что-то свое и
проявить себя, свою фантазию, инициативу; у всех получается разный
результат, и обсуждение работ всегда проходит по-деловому и интересно.
Заключительный этап урока - рефлексия - обращает ученика к его мыслям и
чувствам; это для учащихся ново и тоже интересно. Я же считаю, что это
звено, связывающее физику и психологию. Уроки-"мастерские" я провожу и
по другим темам.
|