Цель : повторить изученные фразеологизмы, пословицы, поговорки и крылатые слова. Возбудить у школьников интерес к фразеологии. Усвоить смысловое значение. Обогатить фразеологический запас учащихся. Перед праздником учащиеся готовят рисунки, плакаты, листы. Придумывают разминку после каждого конкурса. Ход урока. Ι. Организация класса. ΙΙ. Основная часть. 1.Вводное слово учителя.
Русский язык очень богат фразеологизмами. Нельзя изучить язык, не зная
фразеологизмов, потому что они очень часто встречаются в нашей речи,
делая её гибкой, яркой, выразительной. Знания фразеологии, умелое
использование ее - неотъемлемая часть речевой культуры человека. Поэтому
сегодня мы будем говорить о фразеологизмах, крылатых выражениях,
пословицах. Они кратки, выразительны, легко запоминаются 1 ведущий. Главной темой нашей викторины будут фразеологизмы. Класс делится на две команды. 2 ведущий. Викторина письменная и устная. Ваши ответы оценивает жюри, которые и определят победителей. Итак начинаем. Готовы! ΙΙΙ. Игра " Кто быстрей?" Подберите по десять ( можно и больше) фразеологизмов с общим для них словом (существительным) 1-я команда 2-я команда Нос (зарубить на носу; остаться с носом; вешать нос; клевать носом; водить за нос) Глаз ( мозолить глаза; пускать пыль в глаза; глазом не моргнуть; хоть глаза выколи) Зуб (ни в зуб ногой; иметь зуб; говорить сквозь зубы; зубы заговаривать) Нога (унести ноги; сбиться с ног; унести ноги; встать на ноги; путаться по ногами) Разминка. Отгадайте. Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, зазнавая. Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. ( нос) ΙV. Задание "Найди пару". Рассыпаны пословицы. Кто быстрее соберёт, озвучит пословицы. На плакате одна половина фразы. Сам пропадай - ( а товарища выручай) Не спеши языком -( торопись делом) Глаза смотрят -( а руки делают) Ученье - свет - (а не ученье - тьма) Грамоте учиться - (всегда пригодится) Хочешь много знать - (надо мало спать) С кем поведёшься - ( от того и наберёшься На безрыбье и ( рак рыба) Хоть кол (на голове теши) Цыплят ( по осени считают) Большому кораблю (большое плаванье) Разминка . 1 ведущий. Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят Водой + 2 ведущий. Мы исходили городок Буквально вдоль+ И так устали мы в дороге Что еле +
V. Конкурс "Живые картинки". Командам нужно изобразить без слов
предложенные им фразеологизмы. (Участникам выдаются листки с
приготовленными фразеологизмами) 1-я команда 2 -я команда (
Путаться под ногами; два сапога пара; кот наплакал; как снег на голову;
водить за нос; развесить уши; намылить шею; зарубить на носу; засучить
рукава; взять быка за рога; считать ворон; куры не клюют) Разминка. Отгадайте. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека Его советуют искать в поле, когда кто- либо бесследно исчез; На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (ветер) VΙ. Каждой команде подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам. Синонимы В одно мгновенье - (в два счёта) В первое время - (на первых порах) В двух шагах - ( рукой подать) Во весь дух - (изо всех сил) Антонимы Лёгок на подъём - ( тяжёл на подъём) На край света - (рукой подать) Расхлёбывать кашу - (заварить кашу) В первое время - ( в последнее время Разминка. Друг твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь+ Фальшивят ,путают слова Поют кто в лес + Ребята слушать их не станут: От этой песни +
VΙΙ. Конкурс "Продажа слов". Каждая команда продаёт слова - слова
другой команде. Выигрывает та команда, которая последней скажет
фразеологизм. Итак продаём слово "как". Как две капли воды, как
проклятый, как вкопанный, как курица с яйцом, как у Христа за пазухой,
как зеницу ока, как корова языком слизнула, как на подбор.) Разминка . Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают. Не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. VΙΙΙ. Задание. " Соберите" (всего 5 ). На столе рассыпаны отдельные слова 5 фразеологических единиц. 1-я команда - как Макар свистит на языке ветер вертится в кармане куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых. 2-я команда - расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу. Разминка 5. Как кушанье меня ты ценишь, Довольно вкусный я продукт. Но если "ы" на "о" заменишь, Меня тот час же подметут. /сыр - сор/ Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом. Её набирают в рот, когда молчат. Её нельзя различать неразлучных друзей В неё прячут концы несчастные люди, иногда выходят из неё сухими. ( вода) ΙX. "Расскажи мне о себе". 1 команда выбирает 4 фразеологизма "Что люблю", 2 команда - 4 фразеологизма "Что не люблю". "Что люблю (или не люблю)"
Точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать
нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку,
метать громы и молнии, доводить до белого каленья, играть первую
скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колёса,
раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за
зубами, выводить на чистую воду. X. Итог викторины. Жюри подводит итоги. Председательствующий зачитывает лучшие ответы команд и называет победителей. |