- продолжить формирование у учащихся интереса к
правовым знаниям;
- формировать положительное отношение к правам
других;
- способствовать осознанию ответственности за
свои права;
- содействовать воспитанию, образованию и
просвещению учащихся в духе уважения к
государству и праву;
- продолжить работу над формированием умения
высказывать свою точку зрения, отстаивать свое
мнение,
- научить выслушивать и принимать во внимание
позицию других.
Оформление:
- плакат "Я - гражданин",
- надписи с высказываниями:
1 "Девиз гражданина: быть, а не казаться"
латинская пословица
2 "Право - это все то, что истинно и
справедливо" В.Гюго
3 "Чем человек просвещеннее, тем он полезнее
своему обществу" А.С.Грибоедов
4 "Есть две морали: одна - пассивная,
запрещающая делать зло, другая - активная,
которая повелевает делать добро" П. Буаст
5 "У человека можно отнять все, кроме одного - :
выбирать собственный путь" В.Э.Франкл
Оборудование:
- тексты: Конвенция ООН о правах ребенка,
Конституция РФ,
- ромашка, на лепестках которой написаны №
заданий командам для 4 конкурса;
- листы для выполнения заданий;
- карандаши.
Предварительная подготовка:
- каждая команда должна придумать название,
девиз;
- подготовить эмблему;
- подготовить инсценировку определенной
ситуации.
Ход урока
1.
Мы к будущему готовимся.
И сердце стучит: пора!
И взрослыми мы становимся
Сегодня, завтра, вчера!
Мы видим себя входящими
В грядущие времена.
Как клятву произносящими
"Я твой гражданин, страна!"
Ю.Яковлев
Звучит сигнал к - начало игры.
Команды сидят за столами. Объявляются условия
игры, представляется жюри.
Конкурс 1 "Знакомьтесь!".
Каждая команда представляет себя (название,
девиз)
2. Сегодня мы поведем разговор: кто такой
гражданин, какие у него права и обязанности.
Конкурс 2 "Разминка".
Кто больше напишет слов, связанных с понятием
"гражданин".
3. Все граждане России имеют равные права и
равные обязанности.
Если ты родился в России и твои родители -
граждане этой страны, то и ты становишься
гражданином с рождения. Однако в полной мере
самостоятельно осуществлять свои права и
обязанности гражданин может с 18 лет. Имеются ли
права у детей?
Конкурс 3 "Права ребенка".
Перечислите права ребенка школьного возраста.
4. Декларация прав ребенка была принята
Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г. В ней
сформулированы 10 основных принципов, касающихся
защиты, благополучия детей. Главным тезисом
Декларации является: "Человечество обязано
давать детям лучшее, что имеет". В международный
год ребенка (1979) Комиссия ООН по правам человека
приступила к разработке проекта Конвенции о
правах ребенка. Сложная работа продолжалась 10
лет. 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка
была единогласно принята Генеральной Ассамблеей
ООН. Через год она была ратифицирована нашей
страной.
Конкурс 4 "Документ".
Каждая команда отрывает по очереди лепесток с
№ задания от ромашки.
Ответ необходимо подкрепить цитатой из
документа.
1. Подумайте, почему возникла необходимость
принятия Конвенции о правах ребенка?
Найдите в документе ответ на данный вопрос.
(":ребенок, ввиду его физической и умственной
незрелости, нуждается в специальной охране и
заботе, включая надлежащую правовую защиту, как
до, так и после рождения" - преамбула к Конвенции)
2. Кого, согласно тексту Конвенции: можно
назвать ребенком?
(":каждое человеческое существо, достигшее
18-летнего возраста, если по закону, применимому к
данному ребенку, он не достигает совершеннолетия
ранее")
3. В какой статье Конвенции провозглашен
принцип толерантности?
(статья 2 ":без какой-либо дискриминации,
независимо от расы. цвета кожи, пола, языка,
религии, политических или иных убеждений,
национального, этнического или социального
происхождения")
4. Назовите неотъемлемое право ребенка,
закрепленное в статье 6 Конвенции?
(право на жизнь)
5. Перечислите права , которые имеет ребенок с
момента рождения, согласно Конвенции
(":право на имя, на приобретения гражданства,
право знать своих родителей, право на их заботу")
(статья 7)
6. Может ли ребенок быть разлучен со своими
родителями вопреки желанию ребенка?
(нет (статья 9), за исключением случаев, когда
компетентные органы, согласно судебному решению,
определяют, что такое разлучение необходимо в
наилучших интересах ребенка)
7. Имеет ли право ребенок высказывать свое
мнение в любом судебном или административном
разбирательстве, затрагивающем интересы
ребенка?
(да (статья 12), либо сам в присутствии взрослого,
либо через представителя)
8. Что включает в себя право свободно выражать
свое мнение?
(статья 13, право свободно искать, получать и
передавать информацию, независимо от границ в
устной, письменной или печатной форме, в форме
произведения искусства или с помощью других
средств по выбору ребенка)
9. Существуют ли ограничения права ребенка
свободно выражать свои мысли?
("ограничения существуют для уважения прав и
репутаций других лиц; для охраны государственной
безопасности, общественного порядка, здоровья,
нравственности населения")
10. Можно ли запретить ребенку исповедовать ту
или иную религию?
(нет (статья 14))
11. Кто несет основную ответственность за
воспитание детей?
(родители (статья 18))
12. Кто из родителей несет приоритетную
ответственность за воспитание и развитие
ребенка?
(оба родителя (статья 18))
13. Что является главным критерием в воспитании
ребенка?
(интересы ребенка)
14. Дети не всегда рождаются здоровыми -
полноценными в умственном и физическом
отношении. Какие права детей-инвалидов
определены в Конвенции?
(статья 23, ": ребенок должен вести полноценную
и достойную жизнь в условиях, которые
обеспечивают его достоинство, способствует его
уверенности в себе и облегчает его активное
участие в жизни общества")
5. Каждый человек обладает правами, но иногда
люди оказываются в таких ситуациях, когда их
права вступают в конфликт с правами других людей.
Бывают конфликты и из-за нарушения прав.
Конкурс 5 "Смотри, слушай, оценивай!".
Вашему вниманию сейчас будут представлены
небольшие сценки. Необходимо посмотрев их,
ответить позже на задания.
Ситуация 1.
Родители купили Саше и Оле музыкальный центр с
караоке. Несколько часов подряд они исполняли
любимые песни.
Саша: Все! Заканчиваем. У меня завтра -
контрольная по математике, нужно подготовиться.
Оля: А у меня: нет! Могу попеть. (делает музыку
погромче и поет)
Саша: Оля, выключи, пожалуйста! Ты мне мешаешь
сосредоточиться или хотя бы сделай перерыв, пока
я решу несколько задач.
Оля: Еще чего: (делает музыку еще сильнее и
продолжает петь)
Саша: Ах, так!.. (включает телевизор на полную
мощность).
Предположите: как далее будут развиваться
события.
Назовите: чьи права были нарушены в данной
ситуации. Какие именно права?
Ситуация 2
Мать: Сколько раз тебе говорить, что после 11
часов вечера ты должен отправить своих гостей по
домам. Ваша ужасная музыка действует всем на
нервы.
Сын: Но мама, ты же все равно в 11 часов еще не
спишь. Кроме того, я имею права на свободу
ассоциаций и свободу мирных собраний.
Кто здесь прав?
Ситуация 3
Вечер. Вся семья собралась в комнате. Бабушка
вяжет, мама читает книгу, папа смотрит телевизор,
вбегает сын.
Петя: Мам, очень хочется кушать, покорми меня
(садится за стол, берет хлеб).
Мать: Помой руки, грязными руками есть нельзя.
Петя: Это насилие над личностью. Мы сегодня в
школе на уроках с Конвенцией о правах ребенка
знакомились.
Бабушка: Петенька, как поужинаешь, померь мне,
пожалуйста, давление.
Петя: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать
ребенка. Спасибо, я наелся.
Мать: Разбери и помой за собой посуду
Петя: Не имеешь право эксплуатировать
детский труд, мамочка (включает DVD - плеер).
Отец: Выключай, садись за уроки, иначе
отлуплю.
Петя: Это проявление жестокости, папа.
Найдите ошибки в поведении членов семьи,
ответьте на вопрос, имеет ли право ребенок от
чего-либо отказаться.
6. Интересно, что еще в 18 веке английский политик
Э.Берк писал: "Мы с удовольствием слушаем тех,
кто говорит нам о наших правах, но мы не любим,
чтобы нам напоминали о наших обязанностях".
Конкурс 6 "Обязанности".
Перечислите, какие конституционные
обязанности есть у гражданина Российской
Федерации. При подготовке ответа, можно
использовать материалы Конституции РФ.
Пока команды работают, задания для
болельщиков:
Какие обязанности имеются у учащихся нашей
школы.
7. Права и обязанности определяют допустимое и
должное в поведении человека, дают простор любым
его законным действиям.
Хотелось бы верить, что вы, дорогие друзья, об
этом будете помнить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подведение итогов.
Жюри объявляет баллы, набранные командами, а
также отмечает тех, кто отличился в какой-либо
номинации: "Эрудиты", "Самая коммуникативная
команда", "Знатоки права".
№ |
Название конкурса |
1 команда 7 "А"
класса |
2 команда 7 " Б"
класса |
Примечание |
1 |
Знакомьтесь: Название
Девиз
Эмблема |
|
|
|
2 |
Разминка |
|
|
|
3 |
Права ребенка |
|
|
|
4 |
Документ |
|
|
|
5 |
Смотри, слушай, оценивай Инсценировка
Ответы на вопросы |
|
|
|
6 |
Обязанности |
|
|
|
7 |
Конкурс болельщиков |
|
|
|
|
ИТОГИ |
|
|
|
|