Не вертите пестрый глобус, Не найдете вы на нем Той страны, страны особой, О которой мы поем. Наша старая планета Вся изучена давно, Но страна большая эта – Вечно белое пятно. Ведущий: Страну, о которой мы только что услышали, можно назвать страной Читалией, и сегодня мы совершим в нее небольшое путешествие. Оглянитесь вокруг: на полках стеллажей стоят книги, они только и ждут, чтобы вы, ребята, взяли их в руки и стали читать.
Человек, любящий и умеющий читать – счастливый человек. Он окружен
множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги. Книги
встречают нас в раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. Они
заставляют нас непрерывно совершенствоваться. Огромный мир – заманчивый и
разнообразный – врывается к нам в комнату со страниц любимых книг.
Мы пересекаем экватор на фрегате «Паллада» и вместе с бесстрашным
адмиралом Беллинсгаузеном слышим зловещий гул прибоя о ледяной материк
Антарктиды. Мы слышим рог Роб Роя в туманных шотландских горах, скрежет
заржавевших лат Дон Кихота, шепот Конька-Горбунка. Всего не
перечислить, не рассказать. Поэтому каждый из нас волнуется, когда видит
стопку новых книг. Что скрыто в них? Какие прекрасные мысли и новые
события? Какие интересные люди и увлекательные познания? О том, какие герои живут на полках библиотеки – страны Читалии – расскажет школьный библиотекарь. Слово библиотекаря.
Ребята, я думаю, вы не против отправиться в путешествие в страну,
которой нет на глобусе – это книжное царство – мудрое государство. Оно
очень огромное, наше книжное государство. В нем очень много волшебных
городов. Первая станция – «Бумажная». Здесь мы узнаем, откуда книги
к нам пришли. Книги, ребята, живут уже несколько тысяч лет. Но они не
всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. Печатные книги возникли не сразу, Писец переписывал каждую фразу. Глаза уставали, дрожала рука, И так продолжалось века и века.
В старину люди очень ценили книги, так как они создавались очень
медленно. На написание одной книги уходило несколько лет. Об этом вы
сможете узнать подробнее, прочитав книгу: «От Азбуки Ивана Федорова до
современного Букваря» Немировский Е.Л., «Путешествие к истокам русского
книгопечатания». Вторая станция – «Библиотека». Библиотека, ребята,
это дом, где живут книги. Мы все часто посещаем и школьные, и городские
библиотеки, у нас есть свои домашние библиотеки, но чтобы больше узнать
о библиотеке, я советую вам прочитать книги: 1) Горбачевский Б. «Люди, книги, библиотеки» 2) Кушин В.В. «Библиофилы и библиоманы» 3) Осипов В.О. «Что нужно знать каждому о домашней библиотеке»
А теперь проверим ваши знания по лексике. Что такое библиотека,
библиография? Чем отличаются друг от друга библиофил и библиотекарь? Лексическое толкование этих слов такое: Библиотека – учреждение, где хранят книги. Библиотекарь – работник библиотеки. Библиофил – любитель и собиратель книг. Библиография – научное описание книг и составление перечня указателей. Вот когда вы прочтете все книги, о которых вам рассказано, тогда вы ответите на эти вопросы.
Следующая наша остановка, ребята - «Редкие книги». Трудно себе
представить время, когда книга была величайшей радостью. Чтобы с ней
повстречаться, смельчаки отправлялись в рискованные путешествия. И вот
книга Покровского Н.Н. «Путешествие за редкими книгами». Она расскажет
вам об удивительных находках, благодаря которым сделано немало открытий,
заполнены белые пятна в истории древней русской книги, о людях,
хранивших веками книги и передававших их из поколения в поколение.
Вот остановка, ребята - «Ты и твоя книга». Научившись читать, ребята, вы
научились думать. Самые главные мысли человечество стремится сохранить в
книге. Человек умирает, а книга остается жить. Сегодня книги
окружают нас повсюду. Они входят в нашу жизнь с детских лет и становятся
постоянными спутниками. Часы, проведенные над книгой - лучшие часы. Они
возвышают человека, обогащают его сердце и разум. Умение читать книгу
дает человеку возможность глубже познать мир. Великие люди были великими
читателями. Я советую вам прочитать книги: 1) Нелюлаева «Учись быть читателем» 2) Гирва А. «Книга в твоих руках» Читайте и другие книги, которые находятся на нашей книжной выставке.
Ум без книги – что птица без крыльев. Любите книгу, она облегчит вам
жизнь, поможет разобраться в путанице мыслей, окрылит ум и сердце
чувством любви к миру и человеку. Запомните: «Золото добывают из земли, а знания – из книги». Ведущий: Как много интересного вы узнали из этого выступления! А знаете ли вы, ребята, что уметь читать – это нелегкое дело, и ему тоже надо учиться? Как же надо читать книги? (ответы ребят) 1 ученик:
Читайте, читайте и читайте! Читайте не торопясь, чтобы не терять ни
одной капли драгоценного содержания книг. Человек, «глотающий книги»,
похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона.
Заставляйте себя читать медленно, обдумывая, представляя самого себя в
гуще тех событий, какими наполнена книга, делая себя как бы их
непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем мир, большой и прекрасный. 2 ученик:
Читайте, но умейте сдерживать себя, если чтение отрывает вас от учения,
от работы… Сначала учение, потом чтение. Это – закон. Ведь человек,
чтобы приобщиться к великолепному миру книг, должен сначала одолеть
грамоту, должен научиться читать. Каждая область знаний, будь то
математика, география, физика, история подготавливают нас к наилучшему
восприятию книг. 3 ученик: Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги. Запомните золотые правила чтения. 1. Читайте не торопясь. Не на пользу книги читать, коли вершки хватать. 2. Сначала учение, потом чтение. Книги читай, а дела не забывай 3. Читайте каждый день. Век живи – век учись. Кто много читает, тот много знает. Ведущий:
Многих из писателей уже нет на свете, но мы слышим их голоса. Они
обращаются к нам – голоса Пушкина и Льва Толстого, Лермонтова и Чехова.
Прислушайтесь к этим дружеским голосам, заключенным в книгах. Но книги надо беречь. Знаете ли вы правила бережного отношения с книгами? (ответы ребят) А теперь еще раз ребята напомнят вам о правилах обращения с книгами. 1 ученик: Книгу свято береги, Она твой друг и помощник. Закладку нежно положи, Не рви и заверни в обложку. 2 ученик: Книга ждет тебя везде: В школе, дома и в труде. Она верный старый друг. Без нее ты как без рук. 3 ученик: Мы, книги, просим вас, ребята, Не рвите в книгах переплет Ведь вы же школьники уже, Совсем сознательный народ. Ведущий:
В нашем путешествии мы приближаемся к станции «Конкурсная». Узнаем, кто
же дружит с книгами, любит их, знает их содержание, знаком с авторами
этих книг. I. Конкурс «Портреты». Назовите фамилии, имена писателей и поэтов, чьи портреты вы видите. (портреты А. П. Чехова, И. А. Крылова, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого) II. Конкурс «Царственные особы». Определите литературных героев, чьи словесные портреты даны в произведениях. 1. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен. Он весь как божия гроза. 2. Вот нахмурил царь брови черные, И навел на него очи зоркие, Словно ястреб взглянул с высоты небес. 3. Из гроба тогда император, Очнувшись, является вдруг. На нем треугольная шляпа И серый походный сюртук. (Царь Петр I, царь Иван Грозный, император Наполеон) III. Женские образы в произведениях (определи героиню, произведение, автора) 1. Она свежа, как вешний цвет, Взлелеянный в тени дубравной. Как тополь киевских высот, Она стройна. Ее движенья То лебедя пустынных вод Напоминают плавный ход, То лани быстрые стремленья. (Мария, А.С. Пушкин»Полтава») 2. На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы. Ходит плавно, будто лебедушка, Молвит слово – соловей поет. Горят ее щеки румяные Как заря на небе божием. (Алена Дмитриевна, «Песня про царя Ивана Васильевича…», М.Ю. Лермонтов) 3. Покоен, прочен и легок Катит по городу возок. Вся в черном, мертвенно-бледна, Княгиня едет в нем одна. «Нет, я не жалкая раба! Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба – Я буду ей верна!» (Княгиня Трубецкая Н.А. Некрасов, «Русские женщины») IV. Конкурс «Задачка для умненьких». Соотнеси произведения с фамилиями авторов (раздаются карточки) 1. А.С. Пушкин а) «Ночь перед Рождеством» 2. Ф.М. Достоевский б) «Оленьи рога» 3. Н.В. Гоголь в) «Станционный смотритель» 4. А.Н. Островский г) «Снегурочка» 5. Ю.П. Казаков д) «Мальчик у Христа на елке» V. Конкурс выразительного чтения. Стихотворение «Моцарт и Сальери» Л. Тимофеева Сальери! Друг! Как рад я нашей встрече! Я без твоих созвучий изнемог, Без языка таинственных наречий, Которые тебе внушает Бог. Вина! За стол! Наполним же бокалы. Подымем их за дружбу, за любовь. И пусть вино сверкает влагой алой, Как в наших жилах яростная кровь. Но не суди, как ты умеешь, – строго. Пока хрусталь еще не говорил, Налив вино, я пошутил немного: Бокалы я меж нами подменил. Чужой бокал, по древнему поверью, Расскажет то, что думал тот, кто пил. Постой, постой! Ты падаешь, Сальери?! Чудак… Чудак… Он сам себя убил… VI. Конкурс «Живописный». Определите произведение, его автора по иллюстрациям – сценам битв. 1. «Полтавская баталия» (гравюра с оригинала Мартэна) (А.С. Пушкин «Полтава») 2. «Бой под Дубно» (художник Д.А. Шмаринов) (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба») 3. «Кулачный бой» (художник В. Васнецов) (М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…») Ведущий: Слово для определения победителя, подведения итогов предоставляется жюри. 1 ученик: Вот и закончилось наше небольшое путешествие в страну, которой нет на глобусе – страну Читалию. В стране это звонкой, веселой. Встречают нас, как новоселов. Страна эта в сердце всегда. Страна эта – Читалия!
|