Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 22.11.2024, 00:44:11
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок внеклассного чтения по повести В.П. Астафьева “Хлещет сплошной звездопад”
29.12.2010, 13:57:10

Предварительно детям даётся задание прочесть повесть В.П. Астафьева «Звездопад» с карандашом в руках и выделить в тексте те эпизоды, где встречаются образы, связанные со светом. Урок строится как обсуждение этих эпизодов (ученики должны заметить, что в повести два источника света — настольная лампа и звёзды).

1-й эпизод. Завязка истории. Герой-рассказчик представляет нам себя. В момент рассказа он, по-видимому, вспоминает свою военную молодость. При свете лампы рождается герой в деревенской бане, при свете лампы в госпитале приходит к герою его первая любовь.

Как вы думаете, зачем рассказчик с первого предложения обращает внимание на такую "прозаическую деталь”, как деревенская баня? Как эта деталь связана с рассуждением героя о любви? Рассказчик размышляет о том, что его обыкновенная любовь стала необыкновенной по двум причинам: во-первых, идёт война и герой находится в госпитале, а во-вторых, о любви сказано так: "каждое сердце обновляет её по-своему”.

2-й эпизод. Встреча героев. Вместе с рассказчиком мы переносимся в то время, когда он лежал в госпитале. Под наркозом он испытывал состояние, близкое к смерти: "неведомая сила внезапно вздымет тебя с операционного стола и бросит куда-то в бесконечную темноту, и летишь в глубь её, как звёздочка в осеннюю ночь. Летишь и видишь, как гаснешь”. Впервые в функции сравнения появляется образ звезды. Герой ассоциирует себя со звёздочкой, которая гаснет в темноте.

Чем отмечено пробуждение героя от наркоза? Герой видит свет лампы. Прикрытый газетой абажур. Девушку, которая читала книгу. Герой сохранил очень яркое, детальное воспоминание о девушке, хотя с той встречи прошло довольно много времени.

Как в тексте обозначено, что это была необычная встреча? "Я всё, всё увидел разом, хотя в палате горела лампа, всего лишь семилинейная лампа. Наверное, был ещё какой-то свет, который озарил мне всю её!” Герой прямо не говорит о своих чувствах. Но читатель понимает его состояние: здесь важны и повтор местоимения "всё”, и способность "увидеть всё разом”, и мысли о каком-то неведомом свете, озарившем девушку.

Почему рассказчик по прошествии стольких лет избегает банальных слов "влюбился с первого взгляда”? Найдите в этом отрывке синонимичное выражение ("увидел разом”). Это ещё одно доказательство слов, с которых повесть начинается и которые можно воспринять как эпиграф к ней: "Любовь — старая штука, но каждое сердце обновляет её по-своему”.

Анализ этих двух эпизодов мы заканчиваем размышлением о том, какое воплощение в начале повести получает антитеза "свет — тьма”. Тьма — это болезнь героя, гаснущей "звёздочки в осенней ночи”, близость смерти, война. Свет — это образ Лиды, это любовь, это выздоровлении героя, желание жить, отсутствие войны.

Образ больничной лампы ещё несколько раз появляется в тексте. Вот герой пытается "бежать” от своих зародившихся чувств: "И до чего я чувствительный, оказывается! Но не на такого напала! Меня, брат, такими штучками не доймёшь… Я, брат… Я вот сейчас встану и погашу лампу. Какого чёрта она горит днём?” А вот он говорит о своём телепатическом призыве "быть рядом” на новогоднем концерте: "Она, очевидно, по моему взгляду или ещё по чему догадалась, что, если не сядет рядом со мной, я уйду и чего-нибудь натворю: окно разобью, лампу, а может, и зареву”.

3-й эпизод. Свидание героя с Лидой проходит под светом звёзд. Это кульминация рассказа. "— Гляди, Миша, сколько звёзд сегодня! — наконец заговорила Лида, и я поглядел на небо. Звёзд и в самом деле сегодня было очень много. Ближе других ровно светились солидные, спелые звёзды, а за ними мерцали, перемигивались, застенчиво прятались одна за другую звёзды, звёздочки, звёздушки. И не было им конца и края, невозможно было их перечесть — эти бессонные, добрые звёзды”.

Этот отрывок читаем вслух и отмечаем обилие эпитетов и олицетворений, относящихся только к одному образу звёзд. Герой видит звёзды "солидные” и "спелые”, "застенчивые” (солидные и спелые — это, конечно, "звёзды”, застенчивые — "звёздочки”, "звёздушки”).

Зачем художник так эмоционально обогатил образ? Попробуем разобраться, соотнеся эпитеты и олицетворения с эмоциональным состоянием героя. Для полноты объяснения необходимо вспомнить разговор героя с матерью Лиды, в котором заходит речь об ответственности за другого человека, об обстоятельствах, которые больно напоминают о несвоевременности романтического чувства.

Согласны ли вы с позицией матери Лиды? Как повлиял этот разговор на героя? Рассуждения пытаемся включить в лирическое отступление о звёздах. К каждому тропу подбираем слова, передающие чувства героя. Солидные, спелые звёзды — это чувство ответственности за любимого человека. Это вступление в зрелость. Тот жизненный этап, которому, может быть, война и не научит. "Мать неуверенно протянула руку, нежно погладила меня по плечу, и я от этого чуть было не заревел. — Дети вы мои, дети! — Она уронила руки”. Звёздушки, которые застенчиво прятались, — это чувства нежности, трепета и застенчивости, которые последовали за первым поцелуем.

4-й эпизод. В финале повести мысли и чувства героя снова обращены к звёздам. "В яркие ночи, когда по небу хлещет сплошной звездопад, я люблю бывать один в лесу, смотрю, как звёзды вспыхивают, кроят, высвечивают небо и улетают куда-то. Говорят, что многие из них давно погасли, погасли ещё задолго до того, как мы родились, но свет их всё ещё идёт к нам, всё ещё сияет нам”.

Какую роль играет глагол "хлещет” в описании? Подбираем синонимы к глаголу "хлестать”: стегать, сечь, бить прутом, хлыстом. Ещё говорят — "дождь хлещет, как из ведра”. Одни значения порождают мотив боли — такую боль приносит человеку потеря любимого ("память о любви, тоска по ней и раздумья о том, что где-то есть человек, тоже о тебе думающий…”). Другие связаны с идеей интенсивности, силы. В повести это сила света, исходящего от звёзд. Свет воскрешает в памяти яркие счастливые дни военной юности и даёт силы жить теперь.

Какие из этих значений слова "хлестать” вы почувствовали в финале повести? Обоснуйте ответ. Для этого необходимо понять внутреннее состояние героя по прошествии многих лет. Мы встречаем уже не юношу- солдата, а умудрённого человека. Теперь герой находит счастье в памяти о любви, ему хватает сил растворить боль потери любимого человека в любви к родине. "Я люблю родную страну свою, хоть и не умею сказать об этом, как не умел когда-то и девушке своей сказать о любви. Но очень уж большая земля-то наша — российская. Утеряешь человека и не вдруг найдёшь”. Герою приходят на память слова Пушкина о "душе любящей” — "Печаль моя светла…”

Чего же больше в финале повести — мудрости, "светлой печали” или боли? Этот вопрос урока остаётся открытым.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, грамотност, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература
Просмотров: 1072 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0