Предварительно детям даётся задание
прочесть повесть В.П. Астафьева «Звездопад»
с карандашом в руках и выделить в тексте те эпизоды, где встречаются
образы, связанные со светом. Урок строится как обсуждение этих эпизодов
(ученики должны заметить, что в повести два источника света — настольная
лампа и звёзды).
1-й эпизод. Завязка истории. Герой-рассказчик
представляет нам себя. В момент рассказа он, по-видимому, вспоминает
свою военную молодость. При свете лампы рождается герой в деревенской
бане, при свете лампы в госпитале приходит к герою его первая любовь.
Как вы думаете, зачем рассказчик с первого предложения обращает
внимание на такую "прозаическую деталь”, как деревенская баня? Как эта
деталь связана с рассуждением героя о любви? Рассказчик размышляет о
том, что его обыкновенная любовь стала необыкновенной по двум причинам:
во-первых, идёт война и герой находится в госпитале, а во-вторых, о
любви сказано так: "каждое сердце обновляет её по-своему”.
2-й эпизод. Встреча героев. Вместе с рассказчиком мы
переносимся в то время, когда он лежал в госпитале. Под наркозом он
испытывал состояние, близкое к смерти: "неведомая сила внезапно вздымет
тебя с операционного стола и бросит куда-то в бесконечную темноту, и
летишь в глубь её, как звёздочка в осеннюю ночь. Летишь и видишь, как
гаснешь”. Впервые в функции сравнения появляется образ звезды. Герой
ассоциирует себя со звёздочкой, которая гаснет в темноте.
Чем отмечено пробуждение героя от наркоза? Герой видит свет
лампы. Прикрытый газетой абажур. Девушку, которая читала книгу. Герой
сохранил очень яркое, детальное воспоминание о девушке, хотя с той
встречи прошло довольно много времени.
Как в тексте обозначено, что это была необычная встреча? "Я
всё, всё увидел разом, хотя в палате горела лампа, всего лишь
семилинейная лампа. Наверное, был ещё какой-то свет, который озарил мне
всю её!” Герой прямо не говорит о своих чувствах. Но читатель понимает
его состояние: здесь важны и повтор местоимения "всё”, и способность
"увидеть всё разом”, и мысли о каком-то неведомом свете, озарившем
девушку.
Почему рассказчик по прошествии стольких лет избегает банальных
слов "влюбился с первого взгляда”? Найдите в этом отрывке синонимичное
выражение ("увидел разом”). Это ещё одно доказательство слов, с
которых повесть начинается и которые можно воспринять как эпиграф к ней:
"Любовь — старая штука, но каждое сердце обновляет её по-своему”.
Анализ этих двух эпизодов мы заканчиваем размышлением о том, какое
воплощение в начале повести получает антитеза "свет — тьма”. Тьма — это
болезнь героя, гаснущей "звёздочки в осенней ночи”, близость смерти,
война. Свет — это образ Лиды, это любовь, это выздоровлении героя,
желание жить, отсутствие войны.
Образ больничной лампы ещё несколько раз появляется в тексте. Вот
герой пытается "бежать” от своих зародившихся чувств: "И до чего я
чувствительный, оказывается! Но не на такого напала! Меня, брат, такими
штучками не доймёшь… Я, брат… Я вот сейчас встану и погашу лампу. Какого
чёрта она горит днём?” А вот он говорит о своём телепатическом призыве
"быть рядом” на новогоднем концерте: "Она, очевидно, по моему взгляду
или ещё по чему догадалась, что, если не сядет рядом со мной, я уйду и
чего-нибудь натворю: окно разобью, лампу, а может, и зареву”.
3-й эпизод. Свидание героя с Лидой проходит под
светом звёзд. Это кульминация рассказа. "— Гляди, Миша, сколько звёзд
сегодня! — наконец заговорила Лида, и я поглядел на небо. Звёзд и в
самом деле сегодня было очень много. Ближе других ровно светились
солидные, спелые звёзды, а за ними мерцали, перемигивались, застенчиво
прятались одна за другую звёзды, звёздочки, звёздушки. И не было им
конца и края, невозможно было их перечесть — эти бессонные, добрые
звёзды”.
Этот отрывок читаем вслух и отмечаем обилие эпитетов и олицетворений,
относящихся только к одному образу звёзд. Герой видит звёзды "солидные”
и "спелые”, "застенчивые” (солидные и спелые — это, конечно, "звёзды”,
застенчивые — "звёздочки”, "звёздушки”).
Зачем художник так эмоционально обогатил образ? Попробуем
разобраться, соотнеся эпитеты и олицетворения с эмоциональным состоянием
героя. Для полноты объяснения необходимо вспомнить разговор героя с
матерью Лиды, в котором заходит речь об ответственности за другого
человека, об обстоятельствах, которые больно напоминают о
несвоевременности романтического чувства.
Согласны ли вы с позицией матери Лиды? Как повлиял этот разговор
на героя? Рассуждения пытаемся включить в лирическое отступление о
звёздах. К каждому тропу подбираем слова, передающие чувства героя.
Солидные, спелые звёзды — это чувство ответственности за любимого
человека. Это вступление в зрелость. Тот жизненный этап, которому, может
быть, война и не научит. "Мать неуверенно протянула руку, нежно
погладила меня по плечу, и я от этого чуть было не заревел. — Дети вы
мои, дети! — Она уронила руки”. Звёздушки, которые застенчиво
прятались, — это чувства нежности, трепета и застенчивости, которые
последовали за первым поцелуем.
4-й эпизод. В финале повести мысли и чувства героя
снова обращены к звёздам. "В яркие ночи, когда по небу хлещет сплошной
звездопад, я люблю бывать один в лесу, смотрю, как звёзды вспыхивают,
кроят, высвечивают небо и улетают куда-то. Говорят, что многие из них
давно погасли, погасли ещё задолго до того, как мы родились, но свет их
всё ещё идёт к нам, всё ещё сияет нам”.
Какую роль играет глагол "хлещет” в описании? Подбираем
синонимы к глаголу "хлестать”: стегать, сечь, бить прутом, хлыстом.
Ещё говорят — "дождь хлещет, как из ведра”. Одни значения порождают
мотив боли — такую боль приносит человеку потеря любимого ("память о
любви, тоска по ней и раздумья о том, что где-то есть человек, тоже о
тебе думающий…”). Другие связаны с идеей интенсивности, силы. В повести
это сила света, исходящего от звёзд. Свет воскрешает в памяти яркие
счастливые дни военной юности и даёт силы жить теперь.
Какие из этих значений слова "хлестать” вы почувствовали в финале
повести? Обоснуйте ответ. Для этого необходимо понять внутреннее
состояние героя по прошествии многих лет. Мы встречаем уже не юношу-
солдата, а умудрённого человека. Теперь герой находит счастье в памяти о
любви, ему хватает сил растворить боль потери любимого человека в любви
к родине. "Я люблю родную страну свою, хоть и не умею сказать об этом,
как не умел когда-то и девушке своей сказать о любви. Но очень уж
большая земля-то наша — российская. Утеряешь человека и не вдруг
найдёшь”. Герою приходят на память слова Пушкина о "душе любящей” —
"Печаль моя светла…”
Чего же больше в финале повести — мудрости, "светлой печали” или
боли? Этот вопрос урока остаётся открытым.
|