Цели урока: 1) показать
добрый и светлый мир народной жизни,
2) раскрыть черты
детского характера,
3) выделить духовные
ценности, которые делают человека богаче и щедрее
Оформление: портрет
В.Астафьева, выставка его книг, рисунки учащихся
Метод(ы): слово учителя,
опрос, беседа, словарная работа, словесное рисование, инсценировка эпизода, сравнительный
анализ произведений
Эпиграф к уроку: Добро
спешите делать друг для друга!
Нет ничего
прекраснее добра!
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
Определение цели урока.
Виктор Петрович Астафьев – известный
талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны,
почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском
детстве, которое было удивительно прекрасной порой.
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает
добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает
живой и наблюдательный детский характер. Наша с вами задача сегодня:
проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие уроки он несет.
2. Определение места и времени действия
рассказа «Конь с розовой гривой».
-
Прочитав рассказ, как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа
«Конь с розовой гривой»?
: Действие происходит в одной из сибирских
деревень на берегу Енисея в первые годы
после Гражданской войны.
-
Что это было за время? Как жилось людям?
: а) мать Вити утонула
б) колхозы еще не создали – дед живет на
заимке
в) дядя Левонтий работает на батогах
г) главной сладостью был обычный пряник
д) дети Левонтия питались травой, луком
3. Работа с иллюстрацией «Уголок
сибирской деревни». Словарная работа.
1)
Словесное рисование.
Задание: Зрительно
представьте жизнь и быт отдаленного сибирского села, а помогут вам
эти иллюстрации.
-А
как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири? Ответ: Показывая народную жизнь,
автор использует «сибирские» диалектизмы.
2)
Словарная работа.
*
увал – пологий холм
*
туесок – берестяная корзина с крышкой
*
батого – длинные поленья
*
супротив – напротив
*
заполошная – суетливая
*
сенцы – передняя часть строения
*
наличники – накладная планка на дверном или оконном проеме
*
шуровать – беспокоить, приводить в действие
*
зариться – завидовать
*
заимка – земельный участок вдали от села, освоенный его владельцами
*
яр- крутой край оврага
4. Инсценировка сцены из рассказа.
Беседа.
-
И вот мы знакомимся с главными героями рассказа.
1) Инсценировка № 1. Действующие
лица: бабушка, внук.
Бабушка: Наберешь туесок. Я поведу свои ягоды в город, твои
тоже продам и куплю тебе пряник.
Внук: Конем, баба?
Бабушка:
Конем, конем.
Внук: Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый,
этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже
розовые. Пряник можно засунуть под рубашку, бегаешь и слышишь, как конь лягает
копытами, в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со
счастьем убеждаться, что тут он, конь-огонь! С таким конем сразу почету
сколько, внимания!
Ребята левонтьевские к тебе и так и эдак
ластятся и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им
позволили потом откусить от коня либо лизнуть его.
2) Обсуждение инсценировки. Пересказ эпизода.
-
Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?
-
Вот и отправляется наш герой с ребятами дяди Левонтия в лес за земляникой,
чтобы трудом своим заработать пряник. Расскажите от лица героя, что произошло в
лесу? (эпизод об «интересном и веселом» дне)
3) Инсценировка № 2. Действующие
лица: Санька и герой (Витя).
Санька: Бабушки Петровны испугался! Эх, ты!
Герой: Зато мне бабушка пряник конем купит!
Санька: Может кобылой? Скажи уж лучше – боишься ее, и еще жадный!
Герой: Я?
Санька: Ты!
Герой: Жадный?
Санька: Жадный!
Герой: А хочешь все ягоды съем?
Санька: Слабо!
Герой: Мне слабо? Мне слабо? Вот! Ешьте вместе со мной!
4) Обсуждение инсценировки. Анализ эпизода.
-
Правильно ли поступил герой? Как вы думаете? Обратите внимание: «Понял, что
понял на уду».
-
А тут Санька опять со своим советом: «Ты в туес травы натолкай, а сверху ягоды
– и готово дело!» Повздыхал, повздыхал он, так и сделал.
-
Вспомните поведение мальчика, что пришлось пережить ему?
-
Осуждаете ли вы его за это?
-
Когда, по-вашему, переживания героя особенно обострились?
-
С чем это было связано?
5. Сравнение рассказа В.Астафьева и
«Притчи о блудном сыне».
-
Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник?
Какие качества ее проявились в этом эпизоде?
: Да, бабушка сумела понять и простить внука.
Любое живое существо на Земле заслуживает того, чтобы окружающие услышали его,
каждый заслуживает быть понятым другим.
-
А что значит «понять»?
: *
«Понять» - значит «услышать» переживания, мысли другого, разделить его чувства,
«приоткрыть» свое сердце и обязательно дать почувствовать другому, что он понят,
«услышан».
-
Как вы думаете, просто ли это? Что для этого требуется?
: Понять другого не просто. Для этого надо
иметь особое душевное свойство, надо приложить усилия, быть милосердным.
- Милосердие – это…
-
Как вы оцениваете в другом человеке и в себе качество, как умение понять
другого, простить?
: Это то, что вызывает уважение окружающих и
за что можно уважать себя.
-
Вспомним «Притчу о Блудном сыне». В чем сходство этих произведений?
:а) родителей (бабушку) обидели
б) перед бабушкой (в рассказе) и перед отцом
(в притче) стоит выбор: они могут хранить обиду и отвергнуть сына (внука),
упрекнуть его. Но оказывается родительская любовь – то, без чего нельзя жить,
она выше справедливости, которой придерживается старший сын. Милосердие и
родительская любовь оказались выше.
6. Подведение итогов урока.
-
Прочитайте заключительные строки рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло!
Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того
дивного коня с розовой гривой».
-
Почему такими словами заканчивает Астафьев повествование?
-
Какие выводы, мысли возникли у вас после прочтения рассказа?
: 1. Люби ближнего своего как самого себя.
2. Чтобы очистить свою душу – покайся.
3. Как важно понять человека.
4. Надо быть милосердным всегда.
5. Лучше простить, чем наказать.
6. Спешите делать добро.
7. Делая добрые дела, мы приобретаем
собственное счастье.
7. Домашнее задание: прочитать другие рассказы В.Астафьева из сборника
«Конь с розовой гривой».
|