Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 24.11.2024, 02:13:04
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Уроки доброты в рассказе В. Распутина "Уроки французского"
21.02.2011, 20:49:02
Описание методической разработки
1. Урок литературы в 7 классе на тему «Уроки доброты в рассказе В. Распутина «Уроки французского»
2. Данный урок – урок с использованием ИКТ. Приложение к уроку – презентация, выполненная учителем. Кроме того, урок предполагает использование видеоматериала (фрагмент кинофильма «Уроки французского»). Урок имеет большое воспитывающее и развивающее значение. Учащиеся учатся мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения, добывать знания, быть добрыми и отзывчивыми.
3. Учебный предмет – литература.
4. Уровень образования школьников -7класс
5. Форма учебной работы - классно-урочная.
6. Полное описание разработки.
Цели урока:
1. Оценка поведения учительницы Лидии Михайловны, выявление характера остальных герое и их оценка.
2. Развитие умения анализировать художественное произведение, развитие речи, развитие логического и аналитического мышления.
3. Воспитание нравственных качеств, уважения к личности и творчеству В.Г.Распутина.
Ход урока.
Чем человек добрее и умнее, тем больше он замечает
добра в людях (Л.Н.Толстой)
Первый этап урока.
1. На доске запись «В.Г.Распутин», вопрос к учащимся:
-Что вы знаете об этом писателе?
Ответы вписываются во вторую колонку таблицы. Учитель предлагает информацию о писателе. Поработав в группах или парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим, что нового узнали, что показалось особенно интересным.
Вариант полученной таблицы.

Знаю
-Автор рассказов «Глобус», «Мы с Димкой», «День рождения», «Уроки французского»
-Прозаик.
В его произведениях немало автобиографичного.
-Писал о детях, о войне, о своей родине.
Хочу знать
- Подробнее автобиографию и творчество писателя
Узнал
-много писал очерков, статей, заметок о родном крае, делал репортажи;
-огромная любовь к чтению с детства;
-книга стала настоящим спутником жизни;
-тема памяти – одна из главных в его творчестве и т.д.

Второй этап урока.
1.Война вошла в мальчишество мое
Сперва без дыма, крови и тревоги,
А как находят путники жилье-
Передохнуть, испить воды с дороги
Г.Еремеев
2.Сознательное детство В.Распутина частично совпало с войной. Он рос на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. И рос в этих местах, в деревне с красивым названием Аталанка. Там в 1944г он пошел в первый класс начальной школы. И хотя там не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной, временами полуголодной.
3.Звучит текст.
«…Голод в тот год еще не отступил…впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы по неопытности что-там делали неверно»
4.Обратить внимание учащихся на мини-вступление автора и обязательно на посвящение.
Анастасия Прокопьевна Копылова – это мать Александра Вампилова, прекрасного драматурга, сибиряка, друга В.Распутина. Действие происходит в 1948г. послевоенное время.
5. «Везде чувствуется только что завершившаяся война. Быт, люди не всегда милосердны. Примеры: дети плохо одеты, недоедают, многие обычные для нас продукты они не только не ели, но и никогда не видели. И особенно тяжело жить было в городе, так как в деревне голодное время переносится проще…»
Итак, рассказ «Уроки французского»- в большей степени автобиография, нежели художественный вымысел.
6.Словарная работа.
Автобиография – описание своей жизни.
Прототип – первоначальный образец. Прообраз, преимущественно действительное лицо как источник для создания литературного образа.
7. Давайте проследим, каким перед нами предстает мальчик. Найдем в тексте черты его характера: «добросовестный, относится к чему-нибудь спустя рукава не умел, упорный и настойчивый…»
- Какие чувства переживает мальчик, оказавшись вдали от дома?
-Есть ли у него друзья? Почему?
-Легко ли ему живется?
-Какой выход он находит?
-Как даются ему выигрыши?
-Птаха и Вадик. Как относится к ним герой?
-Какие правила для себя установил мальчик при игре в деньги?
Почему?
-Почему Вадик и Птаха избили его?
-Какие качества героя подчеркивает автор?
8.Заполнение слайда чертами характера героя: честность, упорство, смелость, стойкость, воля, самостоятельность.
9. Сообщение учащегося «ПРОТОТИП Лидии Михайловны».
К этому времени я успела многое позабыть, что-то подпутать: мне скоро будет 76 лет. С Валентином Григорьевичем переписываемся, у него прекрасные письма по духу и по форме.
Учительница французского языка Лидия Молокова приехала в Усть-Уду по распределению после окончания Иркутского института иностранных языков в 1952 году. Директор музея Николай Рупосов вспоминает:
— Она приехала великолепная, красивая, настоящая француженка — ничего удивительного, что все девчонки и мальчишки были в нее влюблены.
"Нас было две "француженки", — пишет в письме Лидия Михайловна. — Тосковали первое время по городу, потом втянулись в работу — уроки, кружки, школьные вечера... В школе было два 8-х класса. У Веры Андреевны класс был образцовым (Валентин Григорьевич учился в этом классе), мне же дали сборный плюс своих разбойников... Я намучилась, проклиная час, когда сошла с парохода и пришла в школу, даже поплакала... Вас очень интересует посылка с макаронами. Я ее не посылала, но Валентин Григорьевич в одном из писем просил: "От макарон не отказывайтесь". Я поняла, что если отказаться от всех его творческих находок, то образ может разрушиться. Он собирал свою учительницу со своих учителей, брал лучшее от каждой, вот почему она у него такая человечная. Я ее приняла как укор своей легковесности — вот какой надо было быть!"
Письмо Лидии Михайловны в экспозиции, посвященной школьному выпуску, в котором учился Валентин Распутин, занимает одно из почетных мест, рядом с дырявой холщовой сумкой — с такими в те годы дети ходили в школу.

10. Работа с текстом: найти определения, которыми пользуется автор, для характеристики учительницы.
11. Заполнение схемы на слайде «Черты характера учительницы»: смелость, чувство собственного достоинства, доброта, милосердие, чуткость, щедрость, отзывчивость.
12. Анализ взаимоотношений мальчика и учительницы.
-Нарисовать словесный портрет мальчика в восприятии учительницы.
-Почему так складываются их взаимоотношения: это дружба или борьба?
-как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки своего ученика?
-Почему?
-Как себя вела Лидия Михайловна? Почему?
-Для чего она назначает мальчику дополнительные уроки?
-Как чувствует себя герой у нее в гостях? Почему?
13. Анализ эпизода игры в доме Лидии Михайловны (просмотр фрагмента фильма «Уроки французского»)
Итак, попробуйте дать ответ на вопрос: поведение Лидии Михайловны –это преступление?
«Педагогическое преступление» привело к печальным последствиям для учительницы. Но мальчик на всю жизнь сохранил благодарность своему педагогу.
ТРЕТИЙ ЭТАП.
1.Письменный ответ на один из вопросов:
• Почему память автора сохранила эти воспоминания? (Прошлое и настоящее)
• По какой причине учительница прислала вторую посылку?
(учительница -ученик)
• Как автор, как вы относитесь к герою? (Герой-автор-читатель)
2. Кульминация творческого процесса.
После кропотливой работы с текстом каждому ученику открывается новое видение рассказа. Обратимся к вопросам, прозвучавшим в начале урока о значении слова «урок», просим ребят закончить предложение: «С моей точки зрения, урок – это…»
Словарная работа.
Урок - Работа, заданная для выполнения в заданный срок
-Учебная работа, заданная ученику.
-Учебный час, посвященный отдельному предмету.
-Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
- Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского?
- А какие уроки получил главный герой рассказа из всех событий, которые с ним связаны?
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП.
1.Создание синквейна.
Учитель:
-Наш герой действительно многое в жизни испытал. Главное, что он остался человеком, приобрел духовный опыт самостояния. Искал и находил выход из тяжелейших ситуаций, не утратил доброго отношения к людям, научился ценить дружбу не только сверстников, но и взрослых. Я предлагаю в завершении урока выразить свои мысли о любви, дружбе, чистоте души, жизни, судьбе… в написании синквейна.
Чистота
Наивная, детская.
Терпеть, верить, ждать
Мир изменится к лучшему.
Жизнь.

Доброта.
Искренняя, душевная.
Учит, наставляет, направляет.
Гуманных людей должно быть много.
Доброта-смысл жизни.

Закончить урок хочу небольшим стихотворением:
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами.
Без доброты –ты сирота,
Без доброты – ты серый камень.

А теперь поблагодарим друг друга за общение!

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, Грамота, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература
Просмотров: 7478 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.4/5
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0