Цели:
- расширить представление учащихся о литературной сказке;
- показать особенности творческой индивидуальности Е. Шварца;
- развить навыки выразительного чтения, анализ сказки.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа по
вопросам, элементы анализа текста.
Оборудование: портрет Е.Шварца (высказывание:
«Сказка - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи
человеческой души с человеческим словом».); книжная выставка (О.Уальд
«Мальчик-звезда», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Крюкова
«Гордячка», Е. Шварц «Два брата» - верхняя полка выставки; Г. Андерсен
«Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев» - нижняя полка
выставки); на доске высказывания Е. Шварца: «Сказка рассказывается не
для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу,
во весь голос то, что думаешь»; «Мысли можно воспитать. Их можно
заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные
поступки».)
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока.
Представим себе, что мы заходим в библиотеку и попадаем в мир книг.
Книги, книги, книги... На книжной выставке видим знакомые и незнакомы
нам произведения: (перечисление книг на книжной выставке).
- Разные авторы, названия. Что объединяет эти произведения?
- Какая особенность сказочного повествования?
- Зачем нужны сказки? Только ли развлечь читателя? Вспомните слова
А.С. Пушкина о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок».
- Что объединяет книги на верхней полке? (Каковы поступки героев?
Какими их видим в начале сказки, в финале?)
Проблемы, ситуации, которые становятся основой повествования
сказки не отстраненные, они близки нам, поучительны. Герой в начале
сказочного повествования неприятен, он совершает злые поступки. Потом
герой несет заслуженное наказание и стремиться исправить то зло,
которое он сделал.
Через отношение героев к людям, животным мы можем понять, что
это за человек, каким он будет в будущем, способен ли он признать свою
вину и исправить ее.
Помогает нам это увидеть и в других людях, и посмотреть на себя
более пристально ЛИТЕРАТУРА, и один из ее жанров - сказка. Как
сказал Е. Шварц, «сказка - это самое древнее, самое вечное, самое
тайное место встречи человеческой души с человеческим. словом».
Евгений Шварц - новое для вас имя. В 2006 году (26 октября) -ПО
лет со дня рождения этого писателя-сказочника. Мир сказок Е. Шварца
необычен, разнообразен. Мы открываем его книгу и встречаем ваших
ровесников: школьники ищут потерянное время, которое когда-то бездумно
тратили. В сказках Е. Шварца мы видим Красную Шапочку, Снежную
Королеву, Золушку. Известные и неизвестные герои в незнакомых сказках.
Е. Шварц перепутывает время, включает новых героев в известные сказки,
придумывает новые сцены, и его герои, кажется, вышли из реальной
действительности. Многие сказки
Е. Шварца экранизированы. Герои его сказок учат нас, кажется,
что это наши современники, знакомые. В сказке Е. Шварца «Золушка»
запоминается новый герой - мальчик-паж, а король, обращается к нам и
говорит: «Никакие связи не сделают ножку маленькой, душу - большой, а
сердце - справедливым».
Сказки Е. Шварца нужны и взрослым и детям. В последней его
сказке «Обыкновенное чудо» звучат такие слова: « Сказка
рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть,
сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». Если поймешь
авторский замысел, услышишь его голос, только тогда «мысли можно
воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные
правильные поступки».
3. Работа по тексту сказки.
Заставила ли вас «поумнеть» сказка Е. Шварца «Два брата»?
Услышали ли вы голос автора? (аналитическая беседа).
- Открываем сказку и слышим рассказ о деревьях (чтение учителем).
Какой человек так может говорить о деревьях? Кто из героев сказки
так их видит?
- А что узнаем о семье лесничего? Что его огорчает?
- Может быть, кто-то узнал себя? Всегда ли мы терпимы к своим
домашним? А как ваши родители относятся к вашим ссорам с братьями или
сестрами?
И лесничего ссоры братьев огорчали. Начало сказки очень похоже
на реальность. Заметьте, у героев нет имен. Наверное, автор хотел
подчеркнуть общность проблемы, ее жизненность. Была причина у родителей
двух братьев беспокоиться за них, и случилась беда...
- Что произошло?
- Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о
Младшем? (чтение эпизода, внимание на глаголы: опомнился, вскочил,
закричал, бросился.)
- Как поступил отец, узнав о случившемся? Что изменилось в портрете?
(Так вот наши грубые, необдуманные слова порой приводят к
печальным последствиям).
«В какой длинный путь она отправилась ради него»,- эта фраза о
Герде звучит в сказке «Снежная королева». И Старший брат отправляется
на поиски Младшего, ему предстоит тоже длинный путь, выдержать сложное
испытание.
О чем думает в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания?
(анализ эпизодов текста: портрет брата, жалость, обращаем внимание при
анализе на уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы ..как..)
- Далеко уходит Старший от родного дома. Где же Младший брат? Каким
видим Прадедушку Мороза? (пейзаж, портрет, речь)
- Чем понравился Старший брат Прадедушке Морозу? Но спокоен ли
Старший брат в доме в Прадедушки Мороза? Что тот заставляет его делать?
(пересказ учащегося, индивидуальное задание).
- Казалось, что внешне Старший смирился, а на самом деле думает о
побеге. Кто помогает ему бежать?
- Старший находит Младшего (портрет, чувства Старшего). Но надо
вырваться из этого ледяного плена. Кто помогает уйти от погони? В какой
момент мы переживаем за братьев? (выразительное чтение эпизода
«Младший разбился»).
- Какое чудо произошло? Не только звери и птицы помогли оживить
Младшего, но и слезы, которые шли от самого сердца Старшего, его
любовь к брату, осознание совей вины.
- Забыли ли их дома? (эпизод возвращения) Какое чудо произошло?
(портрет отца).
В какой длинный путь он отправился ради Младшего? Только ли ради
него? Еще и ради себя, своей семьи. - Что понял Старший брат? Как
изменился теперь в отношении к Младшему?
4. Итог урока.
А что поняли вы? Услышали ли вы голос автора? Заставила ли вас
«поумнеть» сказка?
(Письменные ответы учащихся).
Эта сказка учит быть добрыми, любить своих братьев и сестер, не
огорчать родителей. (Надя)
У меня тоже есть брат, он старше меня на три года. Сказка «Два
брата» научила меня уважать старшего брата, не приставать к нему по
пустякам. Я порой ему часто надоедаю, от этого у нас бывают ссоры, а
мама огорчается. (Артем)
Надо уважать своих маленьких братьев и сестер, не обижать их, а
этим не огорчать и своих родителей. У меня есть младшая сестренка, как
порой я она мне надоедает своими просьбами, я кричу на нее. Ей обидно,
она плачет. (Наташа)
Сказка «Два брата» меня научила тому, что нельзя говорить злые
слова, потому что эти слова и тебе принесут зло. (Татьяна)
Сказка Е. Шварца «Два брата» научила меня добру. Я поняла, что
если меня о чем-нибудь попросят, я обязательно это сделаю ради другого
человека, даже если это делать мне не хочется. (Катя В.)
Сказка «Два брата» заставила меня задуматься о том, что если
порой злишься на кого-то, потом все-таки нужно признать свою вину.
Нужно быть добрее к окружающим, слушаться родителей, больше доставлять
им радости. (Катя К.)
Сказка Евгения Шварца «Два брата» учит хорошим поступкам,
доброму отношению к окружающему миру, любви к своим домашним, друзьям,
даже незнакомым людям. Нужно быть внимательнее к своим словам,
не говорить их бездумно. (Иван)
5. Домашнее задание:
Cоставить развернутый ответ «Уроки сказки».
Презентация.
|