I. Беседа по теме.
— Прослушайте диалог (можно подготовить двух детей):
— Здравствуй, тетя Катерина!
— У меня яиц корзина.
— Как поживают домашние?
— Яйца свежие, вчерашние!
— Ничего себе вышла беседа!
— Авось распродам до обеда.
— Что произошло? Почему два человека не поняли друг
друга?
— Речь, звуки помогают нам слышать органы,слуха — уши.
— На предыдущем уроке мы узнали об органах зрения,
сегодня узнаем получше об органах слуха.
Органы слуха есть у всех животных. Они помогают
животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга. У кого из
животных слух «самый-самый» — трудно сказать. Но известно, что лучше слышат
звери, у которых большие уши.
— Слух — большая ценность для человека.
II. Проведение опытов.
Опыт 1
— Заткните уши ватой. Что произошло?
— Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. С
помощью органов слуха нам подвластен целый мир звуков: шум дождя, журчание
ручейка, музыка и речь окружающих людей.
Опыт 2
При проведении этого опыта глаза должны быть закрыты.
Возьмите часы и медленно приближайте их к уху до момента, когда станет слышно
едва заметное тиканье. Измерьте расстояние от часов до уха. Чем больше
расстояние звучащего предмета до уха, тем выше слуховая чувствительность.
(Далее можно показать рисунок с изображением строения уха.)
Ухо состоит как бы из трех частей. Ушная раковина
вместе с наружным слуховым аппаратом образует наружное ухо. Наружный слуховой
проход заканчивается барабанной перепонкой. За ней, в глубине черепа,
расположено среднее ухо. Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по
наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под
действием этого звука начинает вибрировать и передает его дальше во внутреннее
ухо. Внутреннее ухо — сложное устройство. Через него звук передается мозгу. Там
превращается в слова.
От среднего уха проходит тонкий канал в носоглотку. Он
называется евстахиевой трубой по имени итальянского ученого Бартоломео
Евстахиа, который открыл этот канал. Через евстахиеву трубу полость среднего
уха соединяется с наружным воздухом. При сильном насморке, ангине инфекция
проникает по евстахиевой трубе из носоглотки в среднее ухо. Воспаление нужно
лечить.
III. Это интересно!
Самые чувствительные уши у летучей мыши. Если
человеческое ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 до 20 тыс.
колебаний в секунду, то у летучих мышей — около 1 млн в секунду Но оказывается,
уши — не только орган слуха.IНа ушной раковине находится много точек, которые
невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок
и др.). Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин.
IV. Оздоровительная минутка.
«Самомассаж ушей» — учитель показывает, а все дети
растирают уши.
Повторение слов:
Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу!
V. Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:
• Защищать уши от сильного шума.
• Защищать уши от ветра.
• Не ковырять в ушах.
• Не сморкаться сильно.
• Не допускать попадания воды в уши.
• Если уши заболели, обратиться к врачу.
• Правильно чистить уши: намыленным пальцем.
• Мыть уши каждый день.
• Каждое утро разминать ушную раковину.
VI. Итог. Для чего нужны уши?
|