I. Повторение.
— Как правильно мыть руки и лицо?
II. Беседа по теме.
— Как человек общается с окружающей средой? (С помощью
зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания — 5 органов чувств.)
— Какие органы помогают нам воспринимать окружающий
мир? Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и
любить его. Потому что никто не позаботится о вас
лучше, чем вы сами.
Заучивание слов:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
— А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если
отгадаете загадку:
«Два братца через дорогу живут, друг друга не видят».
(Глаза.)
— Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?
— Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он
парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех
видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
— Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не
видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.
— Почему? (Они помогают видеть все, что есть вокруг,
различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)
- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие
красивые у нас глаза!
— Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?
(Прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые и т.д.)
— Каким бывает цвет глаз?
— Какие по размеру бывают глаза?
— Как глаза расположены?
(Можно показать рисунок — строение глаза.)
— Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его?
— Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка.
От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая
оболочка — роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется,
то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят
через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам
сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
III. Опыт (дети наблюдают). Яркий свет— зрачок
сужается, слабый — расширяется.
Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо
защищены.
— Как защищены глаза? (Веки, ресницы защищают их.)
— Что еще оберегает глаза?
Отгадайте загадку: «Под мостом-мостищем, под
соболем-собо-лищем два соболька разыгрались». (Брови и глаза.)
— Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты.
Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение,
этой защиты недостаточно.
— А зачем человеку слезы? (Тоже защищают глаза от
пыли.)
IV. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».
— Если глаза устали, выполните такие упражнения:
— Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5
раз.
— Делайте круговые движения глазами: налево — вверх
—направо — вниз — направо — вверх — налево — вниз. Повторите 10 раз.
— Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем
пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно.
Повторите 5 раз.
— Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
V. Игра «Полезно — вредно».
Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно,
что вредно. (Рисунки):
— читать лежа;
— смотреть на яркий свет;
— смотреть близко телевизор;
— оберегать глаз от ударов;
— промывать по утрам глаза;
— тереть глаза грязными руками;
— читать при хорошем освещении.
VI. Правила бережного отношения к зрению:
• Умываться по утрам.
• Смотреть телевизор не более 1—1,5 часов в день.
• Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
• Не читать лежа.
• Не читать в транспорте.
• Оберегать глаза от попаданий в них инородных
предметов.
• При чтении и письме свет должен освещать страницу
слева.
• Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30—35 см.
• Употреблять в пищу достаточное количество
растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный
перец).
• Делать гимнастику для глаз.
• Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее)
солнце.
VII. Если вы носите очки:.
• Не горюйте! Со временем с помощью очков зрение может
улучшиться.
• Берегите свои «вторые» глаза.
• Храните их в футляре.
• Не кладите стеклами вниз.
• Регулярно мойте теплой водой с мылом.
• Снимайте во время занятий спортом.
VIII. Итог. Что для глаз полезно, а что вредно? (Можно
дать задание нарисовать, что вредно для глаз.)
|