Ведущий. Мы должны помнить высказывание мудреца:
«Время - это ткань, из которой соткана жизнь».
Сколько же лет должен жить человек? Ученые утверждают,
что в среднем не менее 100 лет. Почему же продолжительность жизни в 2-3 раза
меньше? Причин много. И одна из них - неумение правильно выбрать профессию,
определить жизненный путь с учетом своих склонностей и способностей. В
результате медленно и поздно осваивается профессия, не достигают в ней
большого мастерства, отсюда неудовлетворенность своим трудом, различные
заболевания. Возможности человека велики. В результате систематического
целенаправленного труда можно достигнуть многого. Однако, как показали
исследования, даже талантливые люди зачастую мало чего добивается, если они не
умеют ценить свое время. И наоборот, кто умеет беречь время, добивается многих
результатов. Например, А. А. Любищев бережно относился к своему времени, он
планировал свою работу, старался использовать каждую минуту, в конце месяца он
подводил итоги: чего он добивался, что ему предстоит сделать. Многие попусту
тратят свое время, живут как получится, плывя по течению, ведут беспорядочный
образ жизни, не используют свои возможности и способности, откладывают на
будущее многие важные дела. Ведь не случайно заметил римский философ Сенека:
«Пока мы собираемся жить, жизнь проходит».
Главная причина, по которой теряется драгоценное
время, - это неорганизованность, излишняя суета, неумение планировать свой
труд, правильно построить свою жизнь. Научиться беречь свое и чужое время надо
еще в школе, так как это годы не только учения, но и становления личности, подготовки
к дальнейшей жизни.
Ведущий. Открывается наш устный журнал.
1-я
страница. «Цена минуты».
Ценность времени сейчас значительно возросла, так как
увеличивается поток информации. Не зря американцы часто употребляют выражение:
«Время дороже денег». Слова эти справедливы: ну, потерял человек или у него
украли некоторую сумму, конечно, обидно, но утраченное можно заработать вновь.
А вот впустую ушедшее время не вернуть.
На сцене 2ученика.
Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет,
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша,
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай.
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
«Хороший был денек».
Ведущий. Людям дорого время, и они определяют его по часам. В
разные эпохи пользовались разными часами. Иногда говорят: «Много воды утекло с
тех пор», и мы понимаем, что прошло много времени. А говорят так потому, что в
древности существовали водяные часы. Они были устроены в виде двух
сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько воды вытекло из одного
сосуда в другой. Подобно водяным часам были устроены песочные часы: из верхнего
сосуда постепенно высыпался песок в нижний сосуд. В старину на морских судах
использовались часы, которые назывались склянками. Матрос, дежуривший у этих
часов, через каждые полчаса ударом в колокол извещал о времени - «отбивал
склянки». Позднее появились механические, а затем электронные часы. Отсюда
выражение: «Битый час». Время нельзя убивать, т. е. проводить его без пользы.
Важно выработать у себя чувство времени, научиться его разумно использовать.
Человек, умеющий ценить даже секунду, многого может достичь. Давайте вспомним,
что говорили о времени известные люди.
Плакаты:
«Всегда можно найти достаточно времени, если
употреблять его. хорошо».
И. Гете
«Кто не умеет с толком употреблять свое время, тот
первым жалуется на его нехватку».
«Хорошее употребление времени делает время еще более
драгоценным».
Ж.-Ж. Руссо
«Небрежный человек все делает вдвойне».
А. В. Суворов
«Устают и изнемогают не столько от того, что много
работают, а от того, что плохо работают».
Н. Е. Введенский
Ведущий 1. Мы надеемся, что эти высказывания заставят вас
по-новому относиться ко времени. Работа часов ни на секунду не прекращается
(время течет непрерывно). О том, сколько стоит одна минута, и послушайте.
Ведущий 2. Потеря одной минуты рабочего времени равна утрате результатов
дневного труда 200 тысяч человек.
За 1 мин производится промышленной продукции на 1,4
млн руб.
За 1 мин стали выплавляли - 290 т, из нее можно
изготовить 10 тыс. стиральных машин: ткани изготавливали 22 тыс. кв. м, из нее
можно сшить 15714 брюк; 2700 экз. книг и многое другое.
Ведущий.
2-я страница.
«Кто у Егорки время украл».
Ученик. Мы знаем, время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет,
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
4 девочки, 4 мальчика. (Сценка.)
Мальчик 1.Жил-был на свете обыкновенный ученик,
Которого звали Егорка.
Девочка 1.Плачет наш Егорка горько.
Девочка 2.Недоволен наш Егорка.
Мальчик 2.Чтоб уроки сделать, дня не хватит у меня.
Девочка 3.Был
бы день хотя б с неделю...
Мальчик 3....
Вот тогда б другое дело. Не смеялись бы друзья,
Сам тогда б все сделал я.
Девочка 4.Пол
подмел?
Девочка 1.Посуду вымыл?
Мальчик 4.Сам
бы я кровать стелил...
Девочка 2....Если б день с неделю был.
Мальчик 1.Сам
бы в школу собирался.
Девочка 3.Кофе пил - не обжигался.
Девочка 4.Из-за спешки, например, не решал бы сто раз пример.
Мальчик 2.Покатался б я на горке...
Девочка 1.Хорошо б жилось Егорке.
Мальчик 3.Ну,
хотя б на час длиннее день у нас...
Девочка 3....Надевал бы сам ботинки.
Мальчик 4.Шнуровал бы тоже я, а не бабушка моя.
Мне нетрудно, я могу, только время берегу.
Ну, хотя бы на минутку, подлиннее были б сутки.
Я бы стал не хуже вас, не опаздывал бы в класс.
(Ложится.)
Девочка 4.С
тем согласны мы без спора, не хватает дня Егору.
Девочка 1.Не
закончил столько дел!
Девочка 2.Ну,
куда он время дел?
Девочка 3.Вот
смотри, Егор проснулся.
(Егорка прыгает на одной ноге, что-то ищет.)
Девочка 4.Полчаса найти не мог затерявшийся носок.
Мальчик 1.Никогда их нет на месте!
Девочка 1.Не
кладет носки на место.
Девочка 2.Наконец нашел носок.
Мальчик 2.Где
ж ремень?
Девочка 3.В
поисках он сбился с ног.
Девочка 4.Наш
Егор искал тетрадки.
Девочка 1.Поиграл портфель с ним в прятки.
Девочка 2.А,
какая тут игра, ему в класс бежать пора. (Егорка убегает.)
Девочка 3.Вот, схватив под мышку книжку.
Наш Егор бежит вприпрыжку.
Девочка 4.Вдруг назад. (Егоркавозвращается.)
МальчикЗ.(Плача.) Пенал не взя-а-л, снова в школу опоздал. (Егорка уходит.)
Девочка 1.Пусть ревет Егорка горько.
Девочка 2.Нам
не жаль его нисколько.
Девочка 3.Не
ходил к Егору вор.
Девочки (вместе). Время сам украл Егор. (Все уходят.)
Ведущий. А вам, ребята, жалко Егорку? Сами-то вы умеете ценить
время? Кто из вас сумеет объяснить выражение «Время - наше богатство»?
(Объясняют.)
А вот о том, как ценили время наши предки, говорят
пословицы и поговорки:
• Упустишь минуту - потеряешь час.
• Время - казна для знающего ему цену.
• Делу время - потехе час.
• Потерянную вещь можно найти, потерянное время -
никогда.
• Время ушло - счастье ушло.
• Минута час бережет.
• Порядок время бережет.
• Начиная дело, о конце помышляй.
В о п р о с. А кто из вас другие пословицы и поговорки знает?
Загадки
1. За стеклянной дверцей Бьется чье-то сердце -Тихо
так, тихо так. (Часы)
2. Сту-чат, сту-чат, не велят скучать, И-дут, и-дут, а
все тут да тут. (Часы)
3. Идут - стучат, стоят - молчат. (Часы)
4. Стучит, гремит, вертится, никого не боится, Ходит
весь век, а не человек. (Часы)
5. Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его. (Время)
6. Вчера было, сегодня есть и завтра будет. (Время)
7. Что возвратить нельзя? (Время)
Ведущий. В сутках, как известно, 24 часа. 8 часов на сон, еще
8 (с дорогой туда и обратно) на школу, остается 8 час. Много ли за это время
можно успеть? Много, за 480 минут вы успеете выучить уроки, почитать книгу,
посмотреть немного телевизор. Вы успеете все, если захотите. Познакомим вас со
способами экономии времени. Утром очень не хочется вставать, но подниматься-то
все равно придется. Поэтому не подражайте страусу, который, чтобы скрыться от
опасности, зарывает голову в песок.
Вставайте сразу, не жалейте себя.
Готовьтесь к утру с вечера. Самое неблагодарное дело -
утром в спешке собирать школьную сумку. Разыскивать нужную тетрадь или
соображать, что одевать. Привыкайте накануне готовить все, что может понадобиться
утром. Неплохо каждый день перед сном хотя бы в общих чертах обдумывать
завтрашний день. Масса времени уходит на поиски вещей, лежащих не на месте.
Привыкнув соблюдать порядок в своих вещах, вы удивитесь, сколько лишнего
времени у вас появится.
Не теряйте времени на продолжительные разговоры по
телефону, с глазу на глаз или в компании. Особенно в то время, которое
предназначено для выполнения домашнего задания. Сами посудите: только вы
сосредоточились, чтобы обдумать задачу или тему сочинения, как вдруг
телефонный звонок, 15 мин поговорили, теперь необходимо начинать снова.
Проще всего заранее предупредить знакомых и друзей,
когда вам звонить. Заниматься 5-6 час без перерыва вредно и малоэффективно,
через каждые 1-1,5 часа нужно устраивать отдых, не валяясь на диване, а двигаясь
(сходить за хлебом, вытереть пыль, помыть посуду, подмести пол, сделать
несколько упражнений или просто потанцевать под ритмичную музыку). Вы слышали
такое выражение: «Точность- вежливость королей»? Попробуйте взять эти слова на
вооружение. Это означает, что вы должны вовремя приходить в школу, на работу, в
гости, на свидание. Деловой человек не имеет права злоупотреблять чужим
временем, как впрочем, и впустую растрачивать свое. Способов экономить время
много. Но даже те, которые вам предложили, помогут сэкономить в день 1-1,5
часа времени. Вот вам свободное время для прогулки, рукоделия или чтения. Не
советуем убивать время у телевизора. Кстати, разумное отношение к этому достижению
современной науки и техники тоже позволит вам сберечь немного времени. Подведем
итог. Это очень много 480 минут, если, конечно, не разбазаривать их попусту.
Учитесь экономить время. Не залеживайтесь поутру в постели. Всегда с вечера
приготовьте все в школу, отведите каждой вещи свое место, отдыхайте активно. В
этом случае вы заметите, что сутки станут гораздо длиннее.
Ведущий. Откроем следующую, 3-ю страницу устного журнала
«Сегодня у нас гости». Мы пригласили врача.
Бой часов (выступление врача о режиме, гигиене,
зарядке, подготовке домашнего задания и т. д.).
Ведущий. Открываем последнюю страницу нашего журнала «Научная
организация труда». НОТ - волшебная сила.
Ученица, (рассказывает). Мудрец сказал: «Если подарить
человеку одну рыбу, то он будет сыт один день; если подарить 2 рыбы, то он
будет сыт 2 дня; а если научить его ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь». Во
всех странах и во все лучшие времена стоял вопрос, как быстрее и лучше обучить
человека выбрать профессию, учитывая его способности, научиться ценить время,
правильно его распределять, чередовать свой труд и отдых. Во многом человеку,
если он хочет добиться успеха, помогает НОТ. Это правильное использование
времени. Известно, чем меньше времени и труда затрачивается на производство
какой-либо вещи, тем она дешевле. Вот почему промышленная революция в Японии,
Корее началась с четкого планирования учета каждой секунды, используемой на
производство. Чтобы ваш труд был успешным и неутомительным, выполняйте
следующие правила:
1. Настройте себя на работу.
2. Подготовьте свое рабочее место.
3. Установите определенный порядок работы.
4. К работе приступайте сразу.
5. Относитесь к ней ответственно.
6. Работайте интенсивно, но не допускайте
переутомления.
7. Чередуйте различные виды деятельности.
8. Предупредите или устраните в работе различные
помехи.
9. Не делайте частых перерывов в процессе работы.
10. Работайте ежедневно, систематически, но не до
переутомления.
11. Умело организуйте паузы в процессе работы.
Выполнение этих правил поможет вам, ребята, разумно
использовать свое время, избежать перегрузок и в конечном итоге повысить свою
успеваемость.
Ведущий. Наш устный журнал закончен, но часы идут, жизнь продолжается.
В юности она кажется бесконечной. И многие мальчишки и девчонки откладывают
свои дела на потом. И вдруг однажды обнаруживают, что большая часть жизни уже
прожита. Прожита бесцельно, тускло, серо. Многие люди часто винят в этом всех и
вся. А виноваты лишь сами. Им всегда не хватало времени, потому что они не
ценили его, не экономили, не умели его употреблять, правильно организовать
свою жизнь.
Звучит бой часов.
Мудрые мысли
• Самое страшное неверие - это неверие в себя.
• Признавшись в своей слабости, человек становится
сильным.
О. де Бальзак
• Умей работать и веселиться.
• Когда мы перестаем думать - мы перестаем жить.
• Голова без ума, что фонарь без свечей.
• Звезды появятся - небо украсят, Знания появятся - ум
украсят.
• Не хвастай ученьем, а хвастай уменьем.
• Знай минутам цену, а секундам счет.
Развлекательная страница
Кто больше даст правильных ответов на вопросы за 1
мин.
Блицвопросы
1. Что бывает на небе после дождя? (Радуга)
2. Как называется умение находить стороны горизонта?
(Ориентирование)
3. Верхний слой земли, на котором растут растения? (Почва)
4. В огне не горит, в воде не тонет? (Лед)
5. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она - за тобой?
(Тень)
6. Вокруг носа вьется, а в руки не дается? (Запах)
7. Дороги имеются, ехать нельзя, Земля есть - пахать
нельзя, Луга есть - косить нельзя,