Тип урока:
- по основной дидактической цели: урок закрепления изученного;
- по способу проведения: урок-беседа.
Цели урока:
- образовательные – закрепить знания учащихся об устройстве и
работе процессора, его основных составляющих и их назначении, закрепить
умения учащихся по составлению программ для «УК Нейман»;
- развивающие – развитие мышления (через беседу учителя с учениками, самостоятельное составление программ), развитие памяти;
- воспитательные – формирование учебно-коммуникативных умений (через общение учеников с учителем), учебно-интеллектуальных.
План урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Актуализация опорных знаний и способов действий (5 мин).
- Закрепление материала (20 мин).
- Самостоятельная работа (10 мин).
- Постановка домашнего задания (2 мин).
- Подведение итогов урока (1 мин).
Литература:
- Информатика. Базовый курс. 7–9 классы/ И.Г.Семакин, Л.А.
Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИМНОМ. Лаборатория
знаний, 2004. – 390 с.
- Преподавание базового курса информатики в средней школе:
Методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2004.
- Информатика. 7-9 кл.: Учеб. для обеобразоват. Учреждений / А.Г.
Кушниренко, Г.В. Лебедев, Я.Н. Зайдельман. – М.: Дрофа, 2003. –
336 с.
- Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студентов
пед. Вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. хеннер; Под общей ред.
М.П. Лапчика. – М.:Издательский центр «Академия», 2005. – 624 с.
- Образовательный портал ОмГПУ. – http:// edu.omgpu.ru
- Фестиваль педагогический идей «Открытый урок», http://festival.1september.ru
Ход урока
Основное содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
- Здравствуйте, ребята,
присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами продолжаем изучение темы
устройство и работа процессора, закрепим знания о составе устройств
процессора и их назначении и закрепим умения составления программ для
«УК Нейман». Запишите в тетради сегодняшнюю дату и тему урока:
«Устройство и работа процессора». |
Настраиваются на работу, записывают дату и тему урока. |
2. Актуализация знаний и способов действий |
- Ребята, давайте начнем с того, что вспомним, какие функции выполняет процессор.
- Верно. А от каких количественных характеристик зависит быстродействие компьютера? |
Отвечают на вопросы учителя:
- Процессор выполняет обработку информации и управляет совместной работой всех остальных устройств компьютера.
- От разрядности и тактовой частоты. |
3. Закрепление изученного материала
|
- Хорошо? А какие устройства входят в состав процессора?
- Верно, а вы помните какие функции выполняют эти устройства?
- Хорошо, тогда вам будет легко выполнить следующее задание, представленное на слайде (Слайд 5).
Учитель фронтально проверяет правильность выполнения задания
учениками и представляет правильное решение на слайде (Слайд 6),
что все ученики смогли проверить себя.
- Что такое цикл работы процессора и по какому условию он завершается?
Учитель дает следующее задание ученикам: установить соответствие между регистрами и их назначением (Слайд 7).
Учитель проверяет правильность выполнения заданий учениками,
опросив двух учеников. После этого ученикам показывается слайд с
верным решением (Слайд_8).
Далее учитель предлагает ученикам совместно решить следующую задачу: составить программу вычисления по формуле (А+В)2 для данных значений А и В (Слайд 9).
Полученное решение обсуждается с учениками и достигается
понимание решения всеми учениками. Верное решение представлено на
слайде (Слайд 10). |
- В состав процессора входят: устройство управления, арифметико-логическое устройство и регистры процессорной памяти.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, предложенное учителем.
Один из учеников предлагает свой вариант решения.
Последовательность работы процессора при выполнении
программы называется циклом работы процессора. Он завершает свою
работу пока не дойдет до команды «останов».
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, предложенное учителем.
Ученики отвечают на вопросы учителя и сверяют свое решение с решением, представленным на слайде.
Учащиеся совместно с учителем решают задачу.
|
4. Самостоятельная работа |
Учитель дает учащимся задание, следит за дисциплиной в классе и ходом решения задачи учениками.
Учитель собирает тетради для проверки самостоятельной работы. |
Ученики самостоятельно выполняют задание, предложенное учителем. |
5. Постановка домашнего задания |
Учитель поясняет домашнее задание ученикам.
Домашнее задание: повторить §49, выполнить задание 3 (3) (с.244). |
Слушают учителя, записывают домашнее задание в дневник. |
6. Подведение итогов урока |
Учитель подводит итоги урока. Отвечает на вопросы учеников. |
Учащиеся слушают учителя. Задают вопросы учителю по теме урока. |
Практические задания
Задание 1. Заполните в таблице пропущенные устройства и функции:
Устройства процессора |
Основные функции |
Устройство управления |
(…) |
Арифметико-логическое устройство |
(…) |
(…) |
Хранение промежуточных результатов |
(Ответ: управление работой ЭВМ по заданной программе, выполнение операций обработки информации, регистры памяти)
Задание 2. Установите соответствие между регистрами и их назначением
Регистры |
Назначение |
Счетчик команд (СчК) |
В него при выполнении программы помещается текущая выполняемая команда |
Регистр команд (РК) |
В него при выполнении команд помещаются операнды (слагаемые, сомножители и т.д.) |
Регистр результата (РР) |
Фиксирует знак результата очередной операции |
Регистр общего назначения (РОН1, РОН2) |
В нем последовательно меняются адреса исполняемых команд |
Регистр признак знака результата (W) |
В него первоначально помещается результат выполненной операции |
Ответ:
Регистры |
Назначение |
Счетчик команд (СчК) |
В нем последовательно меняются адреса исполняемых команд |
Регистр команд (РК) |
В него при выполнении программы помещается текущая выполняемая команда |
Регистр результата (РР) |
В него первоначально помещается результат выполненной операции |
Регистр общего назначения (РОН1, РОН2) |
В него при выполнении команд помещаются операнды (слагаемые, сомножители и т.д.) |
Регистр признак знака результата (W) |
Фиксирует знак результата очередной операции |
Задание 3. Составить программу вычисления по формуле (А+В)2 для данных значений А и В.
Решение: Память распределим так: А – ячейка 20, В – ячейка
24. Результат получим в ячейке А. Тогда программа будет иметь следующий
вид:
Адрес |
КОП |
А1 |
А2 |
А3 |
Пояснения |
00 |
00 |
FC |
00 |
20 |
Ввод А |
04 |
00 |
FC |
00 |
24 |
Ввод В |
08 |
01 |
20 |
24 |
20 |
А+В |
0C |
03 |
20 |
20 |
20 |
(А+В)×(А+В) |
10 |
00 |
20 |
00 |
FC |
Вывод результата |
14 |
77 |
00 |
00 |
00 |
Стоп |
Задание для самостоятельная работа
Составить программу вычисления по формуле А2- В2 для данных значений А и В.
Решение: Память распределим так: А – ячейка 20, В – ячейка
24. Результат получим в ячейке А. Тогда программа будет иметь следующий
вид:
Адрес |
КОП |
А1 |
А2 |
А3 |
Пояснения |
00 |
00 |
FC |
00 |
20 |
Ввод А |
04 |
00 |
FC |
00 |
24 |
Ввод В |
08 |
03 |
20 |
20 |
20 |
А2 |
0C |
03 |
24 |
24 |
24 |
В2 |
10 |
02 |
20 |
24 |
20 |
А2-В2 |
14 |
00 |
20 |
00 |
FC |
Вывод результата |
18 |
77 |
00 |
00 |
00 |
Стоп |
|