Цели урока:
- Ознакомить учащихся с климатическими условиями
арктической зоны.
- Формировать представление об особенностях
животного и растительного мира Арктики.
- Показать влияние деятельности человека на
природу Арктики.
- Стимулировать познавательный интерес через
работу с дополнительной литературой и через
игровые моменты.
- Максимально вовлекать учащихся класса в
активную деятельность на уроке, опираясь на
внутреннюю мотивацию каждого ученика, и
создавать условия для ее развития.
Оборудование:
- карта природных зон России,
- атласы,
- картины животного и растительного мира Арктики,
- гербарий,
- карточки с буквами.
I. Организационный момент. Введение в тему.
Чтение отрывка из сказки Г. Х. Андерсена
"Снежная королева".
Сравнение царства Снежной королевы с природной
зоной арктических пустынь.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка
целей и задач урока.
Угадывание героя сказки Г. Х. Андерсена
"Снежная королева".
Ответы на вопросы учителя по теме: "Природные
зоны России". Если ответили правильно, то
открывают любую букву. Получается слово ГЕРДА.
III. Изучение нового.
Вступительное слово учителя об Арктике с
использованием материалов дополнительной
литературы.
IV. Фронтальный опрос.
Ответы учащихся на вопросы учителя.
V. Физкультминутка.
VI. Продолжение новой темы. Работа в группах.
Класс разделен на группы, им раздаются карточки
с пропущенными словами. Надо вставить
пропущенные слова и одному учащемуся из этой
группы озвучить рассказ.
VII. Продолжение новой темы. Арктика и человек.
Рассказ учителя о деятельности человека в
Арктике.
Рассказ ученика о заповеднике "Остров
Врангеля".
VIII. Закрепление изученного материала.
Выполняют задания учебника на стр. 84.
IX. Подведение итогов урока.
По ходу работы над новой темой на доске
заполнялась таблица "Арктика - царство льда и
снега". Чтение хором этой таблицы.
X. Домашнее задание дается по вариантам.
Ход урока
I. Организационный момент. Введение в тему.
"Снежная королева жила среди вечных снегов и
нетающих льдин. Метели возвели стены ее чертогов,
буйные ветры пробили в них окна и двери.
Громадные белоснежные залы тянулись одна за
другой на сотни миль - просторные, высокие, до
самого неба. Их освещало разноцветными огнями
северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые
, блестевшие серебром ковры. Но холодно и
пустынно было в этих белых, ослепительно
сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда
веселье. Хоть бы один раз устроили здесь праздник
для белых медведей, чтобы под музыку бури могли
они показать, как ловко и грациозно умеют ходить
на задних лапах... Всегда одинаково холодно,
мертво и пусто!"
(Г. Х. Андерсен "Снежная королева").
- Из какого произведения этот отрывок?
- Сегодня на уроке мы отправимся в царство
Снежной королевы.
- Что непременно должно быть в ее королевстве?
(Снег и лед).
- Найдите на карте и покажите то место, где могла
бы жить Снежная королева.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка
целей и задач урока.
- Можно отправиться в путь. Но прежде угадайте
имя таинственного героя, который будет нам
помогать. Его имя мы будем узнавать так: я задаю
вопрос, вы - ответ. Если ответ правильный, то тот,
кто его сказал, может открыть любую букву.
На доске карточки с буквами (как в "Поле
чудес").
Ответ: ГЕРДА
Вопросы:
- Покажите на карте и назовите природные зоны
России.
- Почему природа нашей страны изменяется в
направлении с севера на юг?
- В какой природной зоне царство льда и снега?
- Что мешает людям поселиться в этом краю?
- Как называется край вечных льдов и снегов?
- Ребята, мы сегодня совершим путешествие в
Арктику. Познакомимся с растениями и животными
этого края, поговорим о взаимосвязи человека и
Арктики.
III. Изучение нового.
1. Вступительное слово учителя.
На противоположных полюсах земного шара лежат
пустынные, покрытые снегом и льдом полярные
области: Антарктика на крайнем юге, Арктика - на
севере. Полгода в этих краях солнце не появляется
на небе. Другие полгода оно не заходит за
горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют,
отражаясь от снега. Самое холодное место планеты
- Антарктида, закованный в лед материк на Южном
полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику -
центральную часть Северного Ледовитого океана с
островами и прилегающими побережьями материков.
(Учитель демонстрирует на карте
область Арктики, охватывающую Исландию и
приполярные районы Скандинавских стран, России,
США и Канады.)
Арктика - это зона островов, лежащих
около Северного полюса. Климат этой полярной
области очень разнообразен. Холодные порывистые
ветры гуляют по безмолвным снежным просторам,
прижимая к земле и без того редкие низкорослые
кустарнички карликовой березки и полярной ивы.
Здесь долгая холодная зима и короткое холодное
лето, поэтому растительность скудная: мхи да
лишайники. Белыми пустынями называют огромное
пространство Севера, где только льды да снега.
Все белым-бело до боли в глазах. Но вдруг
попадается зеленая льдина. Откуда она здесь?
Оказывается, есть мельчайшие растения, которые
могут жить на снегах и во льдах. Их называют
снежными водорослями. В Арктике несколько
месяцев не заходит солнце - продолжается
полярный день. Зимой наступает долгая полярная
ночь: темным-темно и совсем холодно. Но и к этим
условиям приспособились обитатели Севера.
Моржам и тюленям не дает замерзнуть
толстый слой подкожного жира. Тюлени живут как в
Арктике, так и в Антарктике. Моржи - близкие
родственники тюленей, большие и сильные, и мало
кто решается нападать на них. У них два длинных
клыка, которые они используют в боях и чтобы
выбираться на лед для отдыха. У моржей крепкие
губы, позволяющие высасывать съедобных
моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000
моллюсков в день.
Подкожный слой жира выручает и белуху
в этих суровых условиях.
Да и густой мех белого медведя хорошо
сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики
по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами
может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда
вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные
(белые) медведи - самые крупные и сильные
животные Арктики, на них никто не нападает. В
середины зимы в заснеженных берлогах у них
рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком,
а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько,
что она может выйти на охоту. Огромные белые
медведи имеют великолепный нюх и могут очень
быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они
хорошо плавают и ныряют. Взрослый медведь весит
около 500 килограммов. Он так силен, что может
убить человека одним ударом лапы. Летом питаются
медведи травой, лишайниками, черникой и
леммингами.
На скалистых берегах - птичьи базары,
здесь гнездится множество морских птиц:
топорики, кайры, тупики, различные чайки. По
побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее
известны гаги, имеющие мягкий теплый пух.
Некоторые животные могут жить круглый
год в Арктике, как на море, так и на суше. Другие
животные только летом навещают эти места, когда
лед тает и море очищается ото льда.
Растения, которые появляются летом, -
основной источник питания многих животных.
IV. Фронтальный опрос.
- Как вы представляете себе Арктику?
- Как вы думаете, какая температура
воздуха преобладает в этой природной зоне?
- Где находится Арктика? Покажите на
карте ее границы.
- Нанесите границы Арктики на свои
контурные карты.
- Как вы думаете, почему в Арктике
всегда холодно?
- Какие явления природы можно
наблюдать в Арктике?
- Как вы думаете, почему они возникают?
- Отгадайте загадку:
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет. (Северное сияние.)
- Какие растения могут расти в полярных районах?
Почему?
- Опасно ли пребывание человека в Арктике?
Почему вы так думаете?
V. Физкультминутка.
Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
VI. Продолжение новой темы. Работа в группах.
- Ребята, мы с вами попали в царство Снежной
королевы. Чтобы расколдовать Кая , мы должны
объединиться в группы и выполнить задания.
- Нужно вставить пропущенные слова и озвучить
рассказ.
1 группа.
Арктика - это огромное пространство : (Северного
Ледовитого) океана, с : (морями) и : (островами).
Солнце направляет на это пространство : (косые)
лучи. Оно : (светит), но не : (греет). Зимой
в Арктике : (полярная ночь). Темноту освещают:
луна, звезды и : (Северное сияние). Дуют : (ветры),
бушует : (пурга). Температура опускается до :
(минус шестидесяти) градусов. Летом в Арктике
: (полярный день), но : (тепла) тоже нет.
Это зависит от географического : (положения)
арктической зоны. Температура лишь на : (несколько
градусов) выше : (нуля).
Рекомендации - см. учебник, стр. 78, 79.
2 группа.
На островах прямо на голых : (камнях) встречаются
: (лишайники), они очень : (малы). Также
приспособились к жизни на камнях : (мхи) и : (полярные
маки). В толще воды, не покрытой : (льдом),
большое количество : (планктонных растений
водорослей).
Рекомендации - см. учебник, стр. 79, 80, 81.
3 группа.
Животных арктической зоны кормит : (море). Морскими
водорослями питаются : (рачки), а ими - : (рыбы).
Основная пища птиц и животных - это : (рыба). На
скалистых берегах собираются : (чайки), : (кайры)
и (гагарки). Птиц с необычными клювами
называют : (тупики). Все звери - прекрасные :
(пловцы). От холода их защищает : (слой жира).
Это : (моржи) и: (тюлени). На тюленей
охотятся : (белые медведи). У них длинная
густая шерсть : (белого) цвета и : (широкие)
лапы, чтобы удобнее было : (передвигаться по
льду и снегу).
Рекомендации - см. учебник на стр. 79 - 82.
VII. Продолжение новой темы. Арктика и человек.
- Человек не является коренным жителем Арктики,
но она всегда привлекала людей своей
загадочностью. На островах и во льдах Северного
Ледовитого океана работают научные станции.
Проложен Северный морской путь. Люди занимаются
рыболовством, охотой. Но не всегда делают это
разумно. В настоящее время природе Арктики
нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие
животные, как белый медведь, морж, они внесены в
Красную книгу России. Стали редкими некоторые
виды промысловых рыб. Воды северных морей
загрязняются мусором, вредными веществами с
проходящих судов. Это плохо отражается на жизни
обитателей этой зоны, ведь они и так живут в
суровых условиях. Люди задумались над своим
поведением, взяли под охрану редких животных,
ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.
- Об арктическом заповеднике "Остров
Врангеля" нам расскажет наш одноклассник.
Рассказ ученика.
Этот заповедник расположен на острове
Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров
прилетает большое количество птиц на гнездовья.
Через весь остров с запада на восток идут
параллельно три цепи гор, разделенные долинами.
Весной на юном побережье можно встретить редкую
птицу - розовую чайку. Прирожденные кочевники
полярных льдов выводят здесь свое потомство. На
острове обитает самое крупное из копытных
животных Арктики - овцебык, завезенный в
заповедник из Америки. Остров Врангеля -
единственное место, где гнездятся белые гуси.
Рассказ сопровождается показом рисунков,
фотографий.
- Если вас заинтересовал этот необычный
заповедник, и вы хотите о нем знать больше,
материал можете найти в книге: Заповедными
тропами / Под ред. Т. Д. Адольф, М. И. Давыдовой. - М.:
Просвещение, 1988.
VIII. Закрепление изученного материала.
- Составьте две цепи питания, которые сложились
в Арктике.
Ответ:
- водоросли -> рачки -> рыбы -> птицы;
- рыбы -> тюлени -> белые медведи;
- водоросли -> рачки -> рыбы -> тюлени.
- Объясните, как приспособлены к плаванию и
нырянию птицы Арктики.
Ответ:
у птиц для ловли рыбы приспособлен клюв, и они
имеют обтекаемую форму.
- Есть ли связь между водорослями в океане и
белыми медведями?
Ответ:
такая связь существует, потому что можно
составить цепь питания:
- водоросли -> рачки -> рыбы -> белые медведи.
IX. Подведение итогов.
По ходу работы над новой темой на доске
заполняется следующая таблица:
АРКТИКА - царство льда и
снега. |
Географическое положение Северный
Ледовитый океан северные моря
острова |
Освещенность полярный день и
полярная ночь северное сияние |
Растительный и лишайники, мхи,
полярный мак, планктон животный мир рачки, рыбы,
чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый
медведь |
Деятельность человека научные
станции; Северный морской путь;
рыбный промысел;
охота |
X. Домашнее задание: выполнить задания
"Проверь себя",
|