Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 17:17:35
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

В Арктике
06.11.2010, 19:12:01

Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с климатическими условиями арктической зоны.
  2. Формировать представление об особенностях животного и растительного мира Арктики.
  3. Показать влияние деятельности человека на природу Арктики.
  4. Стимулировать познавательный интерес через работу с дополнительной литературой и через игровые моменты.
  5. Максимально вовлекать учащихся класса в активную деятельность на уроке, опираясь на внутреннюю мотивацию каждого ученика, и создавать условия для ее развития.

Оборудование:

  • карта природных зон России,
  • атласы,
  • картины животного и растительного мира Арктики,
  • гербарий,
  • карточки с буквами.

I. Организационный момент. Введение в тему.

Чтение отрывка из сказки Г. Х. Андерсена "Снежная королева".

Сравнение царства Снежной королевы с природной зоной арктических пустынь.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

Угадывание героя сказки Г. Х. Андерсена "Снежная королева".

Ответы на вопросы учителя по теме: "Природные зоны России". Если ответили правильно, то открывают любую букву. Получается слово ГЕРДА.

III. Изучение нового.

Вступительное слово учителя об Арктике с использованием материалов дополнительной литературы.

IV. Фронтальный опрос.

Ответы учащихся на вопросы учителя.

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение новой темы. Работа в группах.

Класс разделен на группы, им раздаются карточки с пропущенными словами. Надо вставить пропущенные слова и одному учащемуся из этой группы озвучить рассказ.

VII. Продолжение новой темы. Арктика и человек.

Рассказ учителя о деятельности человека в Арктике.

Рассказ ученика о заповеднике "Остров Врангеля".

VIII. Закрепление изученного материала.

Выполняют задания учебника на стр. 84.

IX. Подведение итогов урока.

По ходу работы над новой темой на доске заполнялась таблица "Арктика - царство льда и снега". Чтение хором этой таблицы.

X. Домашнее задание дается по вариантам.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

"Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери.

Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни миль - просторные, высокие, до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые , блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда веселье. Хоть бы один раз устроили здесь праздник для белых медведей, чтобы под музыку бури могли они показать, как ловко и грациозно умеют ходить на задних лапах... Всегда одинаково холодно, мертво и пусто!"

(Г. Х. Андерсен "Снежная королева").

- Из какого произведения этот отрывок?

- Сегодня на уроке мы отправимся в царство Снежной королевы.

- Что непременно должно быть в ее королевстве? (Снег и лед).

- Найдите на карте и покажите то место, где могла бы жить Снежная королева.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

- Можно отправиться в путь. Но прежде угадайте имя таинственного героя, который будет нам помогать. Его имя мы будем узнавать так: я задаю вопрос, вы - ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву.

На доске карточки с буквами (как в "Поле чудес").

Ответ: ГЕРДА

Вопросы:

- Покажите на карте и назовите природные зоны России.

- Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?

- В какой природной зоне царство льда и снега?

- Что мешает людям поселиться в этом краю?

- Как называется край вечных льдов и снегов?

- Ребята, мы сегодня совершим путешествие в Арктику. Познакомимся с растениями и животными этого края, поговорим о взаимосвязи человека и Арктики.

III. Изучение нового.

1. Вступительное слово учителя.

На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика - на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты - Антарктида, закованный в лед материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику - центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.

(Учитель демонстрирует на карте область Арктики, охватывающую Исландию и приполярные районы Скандинавских стран, России, США и Канады.)

Арктика - это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой березки и полярной ивы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды да снега. Все белым-бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зеленая льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. В Арктике несколько месяцев не заходит солнце - продолжается полярный день. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и совсем холодно. Но и к этим условиям приспособились обитатели Севера.

Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктике. Моржи - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться на лед для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков в день.

Подкожный слой жира выручает и белуху в этих суровых условиях.

Да и густой мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середины зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Огромные белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Взрослый медведь весит около 500 килограммов. Он так силен, что может убить человека одним ударом лапы. Летом питаются медведи травой, лишайниками, черникой и леммингами.

На скалистых берегах - птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные чайки. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух.

Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике, как на море, так и на суше. Другие животные только летом навещают эти места, когда лед тает и море очищается ото льда.

Растения, которые появляются летом, - основной источник питания многих животных.

IV. Фронтальный опрос.

- Как вы представляете себе Арктику?

- Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой природной зоне?

- Где находится Арктика? Покажите на карте ее границы.

- Нанесите границы Арктики на свои контурные карты.

- Как вы думаете, почему в Арктике всегда холодно?

- Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?

- Как вы думаете, почему они возникают?

- Отгадайте загадку:

Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
(Северное сияние.)

- Какие растения могут расти в полярных районах? Почему?

- Опасно ли пребывание человека в Арктике? Почему вы так думаете?

V. Физкультминутка.

Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.

VI. Продолжение новой темы. Работа в группах.

- Ребята, мы с вами попали в царство Снежной королевы. Чтобы расколдовать Кая , мы должны объединиться в группы и выполнить задания.

- Нужно вставить пропущенные слова и озвучить рассказ.

1 группа.

Арктика - это огромное пространство : (Северного Ледовитого) океана, с : (морями) и : (островами). Солнце направляет на это пространство : (косые) лучи. Оно : (светит), но не : (греет). Зимой в Арктике : (полярная ночь). Темноту освещают: луна, звезды и : (Северное сияние). Дуют : (ветры), бушует : (пурга). Температура опускается до : (минус шестидесяти) градусов. Летом в Арктике : (полярный день), но : (тепла) тоже нет. Это зависит от географического : (положения) арктической зоны. Температура лишь на : (несколько градусов) выше : (нуля).

Рекомендации - см. учебник, стр. 78, 79.

2 группа.

На островах прямо на голых : (камнях) встречаются : (лишайники), они очень : (малы). Также приспособились к жизни на камнях : (мхи) и : (полярные маки). В толще воды, не покрытой : (льдом), большое количество : (планктонных растений водорослей).

Рекомендации - см. учебник, стр. 79, 80, 81.

3 группа.

Животных арктической зоны кормит : (море). Морскими водорослями питаются : (рачки), а ими - : (рыбы). Основная пища птиц и животных - это : (рыба). На скалистых берегах собираются : (чайки), : (кайры) и (гагарки). Птиц с необычными клювами называют : (тупики). Все звери - прекрасные : (пловцы). От холода их защищает : (слой жира). Это : (моржи) и: (тюлени). На тюленей охотятся : (белые медведи). У них длинная густая шерсть : (белого) цвета и : (широкие) лапы, чтобы удобнее было : (передвигаться по льду и снегу).

Рекомендации - см. учебник на стр. 79 - 82.

VII. Продолжение новой темы. Арктика и человек.

- Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Проложен Северный морской путь. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда делают это разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

- Об арктическом заповеднике "Остров Врангеля" нам расскажет наш одноклассник.

Рассказ ученика.

Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу - розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики - овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля - единственное место, где гнездятся белые гуси.

Рассказ сопровождается показом рисунков, фотографий.

- Если вас заинтересовал этот необычный заповедник, и вы хотите о нем знать больше, материал можете найти в книге: Заповедными тропами / Под ред. Т. Д. Адольф, М. И. Давыдовой. - М.: Просвещение, 1988.

VIII. Закрепление изученного материала.

- Составьте две цепи питания, которые сложились в Арктике.

Ответ:

  • водоросли -> рачки -> рыбы -> птицы;
  • рыбы -> тюлени -> белые медведи;
  • водоросли -> рачки -> рыбы -> тюлени.

- Объясните, как приспособлены к плаванию и нырянию птицы Арктики.

Ответ:

у птиц для ловли рыбы приспособлен клюв, и они имеют обтекаемую форму.

- Есть ли связь между водорослями в океане и белыми медведями?

Ответ:

такая связь существует, потому что можно составить цепь питания:

  • водоросли -> рачки -> рыбы -> белые медведи.

IX. Подведение итогов.

По ходу работы над новой темой на доске заполняется следующая таблица:

АРКТИКА - царство льда и снега.

Географическое положение Северный Ледовитый океан

северные моря

острова

Освещенность полярный день и полярная ночь

северное сияние

Растительный и лишайники, мхи, полярный мак, планктон

животный мир рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый

медведь

Деятельность человека научные станции;

Северный морской путь;

рыбный промысел;

охота

X. Домашнее задание: выполнить задания "Проверь себя",

Категория: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА | Добавил: tineydgers | Теги: поурочные планы, открытый урок, младшая школа, учителю начальных классов, педсовет, методическая помощь, конспект урока, начальные классы
Просмотров: 3812 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0