Цели. Обобщить знания учащихся по
теме, проверить навыки определения грибов нашего
леса; развивать познавательный интерес к данной
теме; прививать любовь к родному краю и бережное
отношение к природе.
Учебные материалы. Панно с
изображением леса; муляжи грибов; иллюстрации
грибов; аудиозаписи пения птиц и голоса
гриба-боровика; таблица «Календарные сроки сбора
грибов».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Наша местность богата
лесами. И это первое природное сообщество,
которое мы начали изучать. Для чего нужен лес?
Дети. Лес – это зеленый наряд нашей
Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
– Лес – это дом для зверей и птиц.
– Лес – это кладовая, щедро отдающая всем свои
дары – орехи, ягоды, грибы.
У. Сегодня мы отправимся в лес.
Чтобы туда попасть, вспомним стихи о лесе.
Учащиеся под запись шума листвы и
пения птиц читают стихи.
Ученик 1.
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит.
Ученик 2.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи –
Ты же видишь, мы свои!
На доске появляется изображение леса.
– Мы вошли в лес. Наша прогулка по
лесу будет проходить под девизом: «Ты пришел в
лес, а значит, не делай ничего такого, что счел бы
неприличным сделать в гостях». Кругом кипит
жизнь. Вот муравей тащит гусеницу, вот пестрая
птица скрылась в кустах, вот белка мелькнула на
стволе сосны. Много интересного в лесу...
– А зачем ходят в лес?
Д. Чтобы услышать пение лесных
птиц.
– Чтобы полюбоваться его красотой.
– Чтобы насладиться свежим, душистым
воздухом.
– Набрать ягод, орех, грибов.
У. Мы тоже с вами наберем грибов.
Для этого мы отправимся в Царство грибов.
На доске – панно с фрагментами, но без
грибов.
– Что-то я в нашем лесу не вижу грибов.
Давайте произнесем песенку-закличку – может, они
тогда появятся.
Дети поют:
Раз, два, три,
Раз, два, три!
Всю полянку осмотри.
Белый, белый, белый,
Одолженье сделай,
Под кустом не хоронись,
Поскорее покажись.
Где маслята, где лисички,
Мы не видели пока –
Где-то прячутся сестрички
У замшелого пенька.
У. Не желают показываться грибы.
В это время незаметно для детей
включается аудиозапись и слышится страшный
голос:
– А, гостюшки, пожаловали! Покоя от вас
нет. То по грибы, то по ягоды. Нет в этом лесу
больше грибов! Хватит баловать! Уходите!
У. Ребята, чей это может быть
голос?
Выслушиваются ответы детей.
– А как вы думаете, куда делись грибы?
Какие правила их сбора вы знаете?
Д. Нужно грибы срезать ножом,
чтобы не повредить грибницу.
– Надо посыпать место среза землей.
У. Вы знаете правила сбора. Я
уверена, что это не вы виновники того, что в лесу
пропали грибы. А чей это был голос, мы узнаем, если
отгадаем загадку:
Царь грибов на толстой ножке –
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он...
Д. Белый.
У. Или другое название этого гриба
– боровик. Вот кто так сильно ругается. Ведь
боровик считается царем всех грибов.
На панно вывешивается изображение
боровика.
– Что мы знаем о боровике?
Дети рассказывают.
Боровики растут на виду, ни от кого не
прячутся – ведь они самые главные грибы в лесу.
Чаще их можно встретить группами. Встречаются
они в березовых, дубовых рощах, сосновых борах и
ельниках. Гриб называется белым потому, что
остается таким при сушке, варке, консервировании.
– Придется нам исправлять ошибки.
Ведь лесные звери нуждаются в грибах. А какие
звери нуждаются в них?
Д. Ежи, белки.
У. Царь грибов придумал для нас
задания. Если мы их правильно выполним, грибы
появятся в нашем лесу. А нужны ли грибы лесу?
Д. Грибы лечат лес, без них деревья
болеют. Лесоводы специально разводят их в новых
лесопосадках, так как грибница снабжает деревья
питательными веществами из почвы.
Первое задание. Тест
У. Проведем тест «Грибы». Если вы
согласны с высказываниями, то показываете
зеленые кружочки, если не согласны, то красные.
1. Грибы – это растения. (Нет.) 2. Ложные опята, бледная поганка –
несъедобные грибы. (Да.)
3. Может ли гриб вырасти на дереве? (Да.)
Грибы растут в лесу – на земле, на пне,
на дереве, на камне, на лугу.
4. Может ли гриб съесть дерево? (Да.) 5. Едят ли животные несъедобные грибы?
(Да.) 6. Съедобен ли дождевик? (Да.)
У. Первый гриб вы заработали.
Отгадайте, какой? (Показывает детям рисунок
дождевика.)
– Чем дождевик не похож на остальные
грибы?
Д. Своей формой.
У. Дождевик имеет форму шара.
Появляется после дождя. Он белый и хорошо
заметен. Как выглядят остальные грибы?
Ученик по таблице рассказывает о
строении гриба:
Ученик. Грибы состоят из шляпки и
ножки, это видимая часть гриба, которую ученые
назвали плодовым телом, а остальная часть гриба
находится в земле – это грибница.
На панно появляется дождевик.
Второе задание. Где живет этот гриб?
Учитель показывает рисунки грибов,
дети называют грибы.
У. Отгаданные грибы селим в лес. А
где они любят расти?
Дети. Мухомор – на зеленой полянке.
Раз им лечатся лоси, пусть он его быстрее найдет.
– Подберезовик – под березой.
– Опята – на пнях.
– Волнушки – около берез и елей в густой
траве.
– Боровик – в сосновых лесах.
– Лисички – на светлой лесной опушке, среди
редкой травы.
Третье задание. Игра «Узнай гриб»
В корзине лежат муляжи грибов.
У. Рассмотрите грибы и скажите,
какой лишний?
Дети называют грибы и определяют
лишний.
Д. Бледная поганка – самый опасный
гриб. Ее яд сохраняется даже после длительной
варки. Эти грибы не едят даже черви.
Четвертое задание. Игра «Съедобные и
несъедобные»
У. Делим грибы на две группы.
Детям раздают картинки.
– Какого гриба нет на нашей полянке с
изображениями грибов?
Д. Сыроежки.
У. Что вы о них знаете?
Д. Сыроежки можно есть сырыми, они
растут в самых разных лесах.
Пятое задание. «Угадай пословицу»
Пословицы разрезают на части. Класс
делится на группы. Ученики восстанавливают текст
пословицы.
Пословицы: У. Какие съедобные грибы
появляются первыми?
Д. Строчки и сморчки.
Шестое задание. «Когда идем за грибами?»
У. Чтобы ответить на этот вопрос,
рассмотрите таблицу «Календарные сроки сбора
грибов».
Дети отвечают.
– За какими грибами можно
отправиться в июне?
Д. За горькушами, дождевиками,
маслятами, луговыми опятами, подберезовиками.
У. Какие грибы мы чаще всего
собираем? Как их можно приготовить? Рассмотрите
таблицу и расскажите об этом.
Ученики работают с таблицей.
У. Вы молодцы! Боровик простил вас.
Звери начали запасаться грибами.
Лес, русский лес!
Всех лесов на земле ты красивей!
Лес! Русский лес!
Ты богатство и гордость России!
Лес! Русский лес!
Вечно радуй людей и расти до небес!
|