Личная судьба Ж. Сореля сложилась в
тесной связи от изменений в общественной жизни Франции, которые произошли в
началеXIX века.
Он взял свой кодекс чести из
прошлого, а реальность толкает его на бесчестие. Этот «человек 93 - го года»
опоздал родиться. Прошла та пора, когда положение определялось личной
доблестью, отвагой, напористостью, умом. Сегодня плебею по происхождению для
борьбы за счастье предлагается только оружие эпохи бесчестия: лицемерие,
религиозная святость. И юноша, который мечтает о славе, должен выбирать: или
погибнуть в безвестности, или стать как другие - одеть «мундир времени» - черную
сутану священника. И он приспосабливается к вкусам провинциальных мещан, в
семинарии прячет свои мысли за маской благочестивого послушника; угождает
аристократам в Париже; отворачивается от друзей и служит тем, к кому в душе
относится с презрением; безверник - строит из себя святошу; сторонник якобинцев
старается проникнуть в круг аристократов; наделенный острым умом - поддакивает
дурням. Поняв, что «каждый за себя в пустыне эгоизму, которая зовется жизнью»,
он ринулсявбойснадеждойпобедитьтеморужием,чтоемунавязано.
Однако было бы неверно свести
содержание романа к истории карьериста, который рвется к богатству и славе.
Продвигаясь путем приспособленчества - он не стал приспособленцем, выбрав
способ «погони за счастьем» - он не принял морали общества. Его лицемерие -
неуниженнаяпокорность,онапрезрительныйисмелыйвызов.
В бунте Сореля главное - это
попытка сбросить социальные и моральные кандалы, которые заставляют
простолюдина едва - едва существовать. И он прав, когда подытоживая свою жизнь
в заключительном слове на суде, обозначает вынесенный ему смертный приговор -
какклассовоюместьсобственников.
Природно, что вторая, бунтарская
сторона натуры Ж. Сореля не может мирно ужиться с его намерением сделать
карьеру лицемера. «Вэтомсуществепочтиежедневнобушевалабуря».
Вся духовная история Жюльена - это
борьба страстей, которая руководствуетсясловом«надо»идиктуетсяразумом.
Раздвоенность, неспособность задавить
в себе до конца гордость, природную честность и является причиной того, что
грехопадение, кажущеесяСорелювначалевозвышением,несостоится.
«Красное и черное» - не просто
история краха надежд на счастье, но, прежде всего, трагедия несовместимости
мечты о счастье и служении реальному делу, трагедия героического характера,
который несмогсебяпроявитьпо-настоящему.
Пылкая, пристрастная открытость
Сореля сказывается лишь за границами общества, там, где нет вражды. Только в
редкостные минуты он отдается радостям жизни: в горах около Верьера, когда он
остается наедине с природой; в безансонском соборе, когда он слышит орган; в
парижской опере, слушая итальянского певца. Но особенно эта дивная музыка
счастья звучит в его душе, когда любовьпробуждаетегонежностьисамоотдачу.
Логика ведет Ж. Сореля к выводу,
что быть счастливым - значит иметь богатство и власть. Любовь изменяет эти
логические рассуждения. Жюльен познает настоящее счастье только тогда, когда,
забыв о лицемерии, чувствует нежность и радость от любви госпожи деРеналь.
Так определяется двоя кость образа
у Стендаля: человек ищет счастье в жизни; его разум исследует окружающий мир и
видит потоки вранья, его внутреннее зрение направленно в недра собственной
души, где происходит беспрерывная борьба природной чистоты с честолюбием.
Роковой выстрел в госпожу де Реналь резко обрывает это миро - и самопознание.
Происходит кризис, когда личностьобреченасделатьпоследнийотчаянныйшаг.
Попытка убить любимую женщину - это
попытка самоубийства. Позже,втюрьме,геройбудтопрозреет.
«Именно потому, что тогда я был
безумным, я мудрый теперь», - говорится в эпиграфе к одной из последних глав
романа; покушение в церкви и есть последняя вспышка безумия и вместе с тем
порогом мудрости. И тогда Сорель отказался от иллюзии, которую раньшепринималзаправдужизни.
И тогда в его сердце вновь
появляется любовь к госпоже де Реналь - это настоящее чудо, подарок судьбы.
Разве можно с этим что - то сравнить? Эта любовь для Жюльена - счастье, которое
он так долгоискал.
Правда, это далось ему нелегко -
ценой отречения от жизни. Та свобода, которую он чувствовал в конце своего пути
- свобода смерти. Но это и есть его последний выбор - смерть, как
единственныйспособсберечьчистоту.
Обратим внимание на своеобразие
стиля писателя: собранность, ясность, точность - основные его черты. Исследуя,
как личность строит свою судьбу, писатель хочет быть понятным, выразительным,
четким. Он очень лаконичен в описаниях быта, пейзажей, портретов: его мало
интересует собственно сама интрига - в ней нет неожиданностей. В романе
открытая, стройная, одностержневая композиция, она сосредоточена не столько на
событиях, сколько на переживаниях. Ритм повествования не ровный, в нем нет главного
перехода от завязки к высшему напряжению: медленное течение аналитически - психологических
отрывков соединяется со скупыми описаниями, потом - быстрые узловые и
поворотные моменты, которые снова вводят в неторопливые наблюдения за
наименьшими оттенками страстей сердца. Детально продуманы гибкие переходы от
самораскрытия Жюльена во внутренних монологах к несобственно - прямой речи, где
точки зрения героя и писателя совпадают, от афористичного диалога - к
детальному авторском комментированию, от короткой передачи атмосферы - к
эпизоду. Стендаль не раз повторял, что без математически сурового, простого
стиля важная история духовных поисков и открытий существовать не может.
Природный стиль Стендаля не очаровывает, а держит в постоянном напряжение наше
сознание, создает своеобразную поэзию «Красного и черного». Его
привлекательность - это работа интеллектавсвоемстремлениидойтидотайнсознания.