Цель: Обобщить и расширить
представление
учащихся о творчестве В. Моцарта.
Задачи:
- Помочь учащимся осознать, что сила музыки В.Моцарта
не только
в ее музыкальной красоте, но и в глубине жизненной
правды.
- Развивать музыкальное мышление, умение анализировать и
обобщать.
- Развивать вокально-хоровые навыки.
Тип урока: урок
закрепления и совершенствования
знаний.
Оборудование: портрет
В.Моцарта,
музыкальный центр, аккордеон, фортепиано, раздаточный
материал (тексты
песни «Где музыка берет начало?»).
Ход урока
Учитель: Ребята,
послушайте
песню, авторами которой являются Е. Крылатов и Ю.Энтин
«Где музыка
берет начало?» и определите основной смысл стихотворных
строчек.
Где музыка берет начало?
|
Где ноту первую берет?
В горах, — нам Эхо отвечало.
В горах, — нам Эхо отвечало,-
Ее торжественный восход,
Ее торжественный восход. |
|
Где музыка берет начало?
Где тот живительный исток?
В лесах, — нам Птица прокричала.
В лесах, — нам Птица прокричала, —
Начало музыкальных строк,
Начало музыкальных строк. |
|
Где музыка берет начало?
Где муза песни рождена?
В морях, у старого причала,
В морях, у старого причала, —
Нам так ответила Волна,
Нам так ответила Волна. |
|
Где музыка берет начало?
В каком краю ее рассвет?
В краю, где детство отзвучало,
В краю, где детство отзвучало.
В краю, где ты оставил след,
В краю, где ты оставил след. |
Дети: Смысл слов
песни
заключается в том, что музыка звучит вокруг нас, берет
начало в
окружающем мире. Музыка передает красоту жизни.
Учитель: Музыка –
синоним
красоты, которой человек наделен от природы. Композиторы
вдохновляются
очарованием жизни, а затем создают эту красоту в музыке.
На предыдущих уроках вы познакомились с творчеством
австрийского
композитора В.Моцарта. Какой след после себя оставил этот
композитор,
и почему мы до сих пор откликаемся на его музыку? Сегодня
на уроке
мы попробуем найти ответы на эти вопросы. Тема нашего
урока «В чем
сила музыки В.А.Моцарта?»
Послушайте фрагмент произведения, знакомого вам и
известного во
всем мире, определите его настроение. (Звучит фрагмент экспозиции симфонии № 40
)
Учитель: Музыка
вырастает
из интонации трех нот, в которых уже можно уловить
состояние человека.
Какое настроение несут в себе эти звуки?
Дети: Трепетное,
взволнованное.
Учитель: Что
изображает
постоянная пульсация в музыке?
Дети: Биение
пульса человека,
взволнованную речь.
Учитель: Сердце
ровно бьется?
Нет? Почему?
Дети: У
взволнованного
человека учащенное сердцебиение.
Учитель: В каком
состоянии
находился композитор, когда сочинял это произведение?
Дети: Наверное он
был чем-то
взволнован, переживал, может даже возмущался.
Учитель: Это
произведение
В.Моцарт написал не в самые лучшие годы своей жизни.
Материальная
нужда, постоянное перенапряжение в работе приводило его в
отчаяние.
Любителям легкой, развлекательной музыки оно казалось
странным,
непонятным и сложным.
Почему же мы – люди, живущие в 21 веке, так откликаемся на
эту музыку?
Дети: В ней
глубоко выражены
переживания людей. Она настраивает всех людей на одну
эмоциональную
волну.
Учитель:Да жизнь
В.Моцарта
удивительна и необычна. Познавший успех уже в детстве, в
конце жизни
он стал почти забытым музыкантом. Но его яркий, щедрый
талант и
постоянное горение дали в своем роде необычайные
результаты, за
35 лет жизни - 70 томов сочинений. Его музыкой восхищаются
не только
музыканты-профессионалы, но и простые слушатели.
Я сейчас сыграю фрагмент знакомого вам произведения, а вы
вспомните
его название и событие, которому оно посвящено. ( Звучит фрагмент «Рондо в турецком стиле»
)
Дети: Прозвучал
фрагмент
«Рондо в турецком стиле».
Учитель:
«Турецкое рондо»
композитор посвятил новому музыкальному инструменту,
который появился
в Турции – большому барабану. Что изображает музыка?
Дети: Одиночные
удары барабана.
Учитель: Что
выражает?
Дети: Радость,
хорошее настроение.
Учитель: Так как
же композитор
отнесся к появлению нового инструмента?
Дети: Он понимал
важность
этого события и посвятил ему свое произведение. В нем мы
слышим
юмор и скрытую иронию.
Учитель: В чем же
его популярность?
Дети: Поднимает
настроение,
заставляет улыбнуться.
Учитель:
Особенностью всех
выдающихся композиторов является широта жизненного
содержания музыки.
Какая по содержанию прозвучала на уроке музыка?
Дети: Серьезная и
шутливая.
Учитель: Музыка
бывает
лирической, трагической, а бывают маленькие пустячки. При
этом каждый
композитор имеет свои характерные черты, творческий стиль.
Музыку
В.Моцарта мы узнаем по особой чистоте, ясности,
прозрачности.
Прослушайте еще одно музыкальное произведение и
определите, принадлежит
ли она Моцарту. (Звучит русская народная песня «Жил был у бабушки
серенький
козлик»)
Учитель: Эта
музыка принадлежит
В. Моцарту? Дети:
Нет, эта детская песенка.
Учитель: Сейчас
она прозвучит
по-другому. (Исполняется 2 вариант) Что
изменилось?
Дети: Изменился
ритм, появилась
танцевальность.
Учитель:
Прослеживается
ли здесь стиль В.Моцарта?
Дети: Да, она
ясная, светлая.
Учитель: Автором
этой музыки
является В.Моцарт. Этот танец он написал для праздника.
Давайте попробуем исполнить эту тему на слоги «да» и «ла».
Теперь по полутонам вверх – legatto; staccato; non legato
Теперь - ритмическим каноном.
Учитель: Эта
музыка не претендует
на глубокое содержание. Это « милый пустячок», но он
вызвал у вас
такое оживление. Да, именно в искусстве наиболее ярко
проявляют
себя все чувства и раздумья, которыми живет человек. И
поэтому не
следует удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший
«Турецкое
рондо», мелодия которого была использована в русской
песне, тот
Моцарт, о котором восклицал А.Рубинштейн – «Вечный
солнечный свет
в музыке - имя тебе Моцарт!» создает одно из самых
скорбных во всем
мировом искусстве сочинений – свой « Реквием».
Учитель: Что
такое реквием?
Дети: Реквием -
многочастное
траурное хоровое произведение, обычно с участием солистов,
органа
и оркестра.
Учитель: На
прошлом уроке
вы слушали последнюю и самую прекрасную часть, которая
называется
«Лакримоза» (слезная). Сегодня я вам предлагаю послушать
другую
музыку из I части под названием «Вечный покой». ( Звучит фрагмент)
Учитель: Какое
впечатление
произвела на вас эта музыка?
Дети: Музыка
производит
тяжелое впечатление.
Учитель:Какое
состояние
человека передает фрагмент?
Дети: Состояние
возвышенно-лирической
скорби и печали.
Учитель: К
сожалению, жизнь
не бывает только светлой, радостной, в ней неизбежны
утраты и разочарования,
и музыка это состояние тоже умеет передавать.
Учитель: Сегодня
на уроке
вы прослушали четыре разных фрагмента музыки В.Моцарта.
Ответьте
на вопрос: в чем же сила музыки В.А.Моцарта?
Дети: Она
объединяет, настраивает
людей на одни чувства, эмоции.
Учитель:
Подберите три
прилагательных, которые характеризуют музыку В.Моцарта.
Дети: Возвышенная,
понятная,
величественная.
Учитель:
Подберите два
глагола, которые помогут ответить на вопрос:
Что делает музыка В.Моцарта с людьми?
Дети: Тревожит,
возвышает.
Учитель:
Подберите одно
существительное, которое точно охарактеризует Моцарта
Дети: Свет,
Гений, Величина.
Учитель: Откуда
же композитор
черпал такое вдохновение?
Дети: Источником
вдохновения
является жизнь.
Учитель: Я
согласна с вами,
что сила музыки Моцарта заключается не только в
музыкальной красоте,
но и в глубокой жизненной правде. Молодцы! Вы очень хорошо
работали,
продемонстрировали знания произведений композитора,
музыкальных
терминов, показали умения определять стиль В.Моцарта,
делать содержательный
анализ инструментальных произведений, осознавать связь
времен и
различных культур. Чтобы вы всегда помнили о неразрывной
связи музыки
с жизнью, я хочу выучить с вами песню, с которой начался
наш сегодняшний
урок.
(Разучивание песни «Где музыка берет
начало?»)
Этапы работы -
- исполнение учителем песни;
- разучивание I куплета;
- работа над ритмическим рисунком;
- работа над вокально-хоровыми навыками;
- разучивание II и III куплетов;
- выразительное исполнение песни.
Учитель: Спасибо
за сотрудничество.
Желаю вам дальнейших успехов в постижении тайны, имя
которой МУЗЫКА
|