«Мы вас ждём, товарищ птица,
отчего вам не летится?»
В.В.Маяковский
Задачи урока:
- закрепить представления детей о характерных признаках
весны в неживой природе;
- показать связь весенних изменений в неживой и живой природе;
- обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц;
- развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать
выводы;
- воспитание интереса и бережного отношения к природе;
- продолжить обучение работе в группе.
Организационный момент.
Вот книжки на столе,
а вот тетрадки.
Не будем мы играть сегодня в прятки.
Пусть подождёт чуть-чуть ребят
корабль бумажный.
Сегодня здесь у нас
Урок уж больно важный.
«Доскажи словечко»
Я раскрываю почки В зелёные листочки. Деревья одеваю, Посевы
поливаю. Движения полна. Зовут меня… весна.
Давайте вспомним, о каких изменениях в неживой природе весной шла
речь на
прошлом уроке.
Групповая работа. Группа №1 – создание кластера «Весенние
изменения».
Установите связь между явлениями, которые мы наблюдаем весной.
Фронтальная работа. Поэтическая минутка
Послушайте эти стихотворные строчки.
Какими изменениями в природе весна заявляет о своём приходе?
Зимние дни миновали, |
…Утихли метели, |
…Как воздух чист! |
Ночи короткие стали. |
Позванивать стал колокольчик капели.
|
Как ясен небосклон! |
Луч золотой разливает. |
Река пробудилась, растаяли льды.
|
Своей лазурию живой |
Влажным теплом поддувает |
Наряд белоснежный надели сады. |
Слепит мне очи он. |
Ветер с раздольных полей. |
|
….Как высоко |
С. Дрожжин |
|
На крыльях ветерка |
|
|
Ласкаясь |
|
|
к солнечным лучам |
|
|
Летают облака. |
|
|
Е. Баратынский |
Групповая работа. Группа №2 – распределить картинки с
изображением птиц
на две группы и дать каждой группе общее название (птицы перелётные и
зимующие).
Повлияли ли изменения в неживой природе на жизнь растений и животных?
Проверка результатов работы группы №1.
Фронтальная работа. Загадка – формулирование темы урока.
Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв и два крыла. Прилетит
– плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это… птица.
Вспомните отличительный признак птицы. (тело покрыто перьями)
По оперенью мы обычно и узнаём птицу.
А чем они ещё отличаются? (формой тела, клюва, цветом оперенья,
голосом и
т.д.)
Аудиоминутка. Слушаем и отгадываем птиц по голосам. Звучит
грамзапись
птичьих голосов (воробьи, чайки, гуси, павлин и т.д.)
Проверка результатов работы группы №2.
Каких птиц мы называем перелётными, а каких зимующими?
Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетали от нас?
(отсутствие пищи: насекомых и рыбы)
Что позволяет птицам вернуться?
Завершение работы над схемой «Весенние изменения».
Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое
время.
Фронтальная работа. Загадки. Сообщения детей.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица …(грач). |
Грачи прилетают одними из первых. Они не
боятся холодов. И пока поля не освободились от
снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи
у жилья человека. Потом начинают строительство
гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит
гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без
присмотра, иначе его займёт другая пара. |
|
Своё гнездо он в поле вьёт, |
Это птица светло-песочного цвета с
тёмными пестринками. В нашей средней полосе издавна
люди определяют приход весны по первой песне
жаворонка. |
Где тянутся растения. |
Его и песня и полёт |
Вошли в стихотворения! (жаворонок) |
|
|
На шесте – дворец, |
Широким и важным шагом, беспрестанно
кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за
плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец –
пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё,
что услышит. В его концертах можно услышать не только
голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание
собаки, и мяуканье кошки. |
Во дворце – певец, |
А зовут его …(скворец) |
|
|
|
Прилетает к нам с теплом, |
Прилетают ласточки в середине мая. Её
легко Узнать по чёрному оперению и белой грудке.
И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый
клюв как будто сами залетают мухи и комары. |
Путь проделав длинный. |
Лепит домик под окном |
Из травы и глины. (ласточка) |
|
|
Прилетел к нам, наконец, |
Особенно хорошо поют соловьи, когда
цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до
появления птенцов. Потом отцу семейства будет не до
пения - надо помогать самке кормить птенцов. |
Самый лучший наш певец. |
Дни и ночи напролёт |
Он поёт. (соловей) |
|
|
Это старый наш знакомый: |
В народе считается, что аист приносит мир
и счастье в дом, на крыше которого поселился.
Недавно bучёные сделали удивительное открытие:
оказывается аисты могут спать на лету. |
Он живёт на крыше дома. |
Он летает на охоту |
За лягушками к болоту.
(аист) |
На первый взгляд – жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле?
Групповая работа. Группа №3. Весенние заботы птиц. Сделать
выбор.
Птицы весной:
высиживают птенцов |
строят хатки |
строят гнёзда |
уничтожают вредных насекомых |
запасают еду |
готовятся к отлёту |
откладывают яйца |
учат птенцов |
ложатся в спячку |
|
Физкультминутка.
Капли звонко капали, (прыжки на месте)
Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам)
Солнце светит ярко, (руки вверх, потягиваемся)
Нам, сосулькам, жарко. (обмахиваемся).
С нас течёт уже вода, (наклон вниз)
Мы растаем навсегда. (выпрямляемся)
Фронтальная работа.
Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся
к
птицам. Много загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Давайте
послушаем некоторые из них.
Где ты, где ты, ласточка,
Целый день летала?
Солнцу золотому косу заплетала.
Дрозд метёлкой двор метёт -
Дрозд гостей сегодня ждёт,
У него на день рожденья
Червяки на угощенье.
Нашей Любице не спится –
Прилетай к нам, аист-птица,
С тихой дрёмой, с крепким сном,
Угостим тебя зерном,
Напоим водицей.
Прилетай к нам, аист-птица.
Проверка результатов работы группы №3.
Птицы весной
Был на Руси праздник – встречали в этот день весну. Пекли печенье в
виде
жаворонков. Забирались на крыши изб и пели: « Уж вы жаворонки,
жавороночки,
прилетите вы к нам, принесите вы нам лето тёплое, весну красную».
А сейчас каждый год мы празднуем День Птиц. Празднуем в конце марта –
перед
прилётом скворцов.
Летать как птица, но знать, любить и беречь природу как человек,
который,
живя в городе или деревне, живёт в общем доме - на планете Земля.
Какова роль человека в жизни птиц? Человек – сторонний наблюдатель
или
активный помощник?
Что может сделать человек для птиц и чего он делать не должен?
Ответы детей.
Следующая часть урока может быть перенесена на вторую половину дня.
Пришла весна.
Из дальних стран домой вернулись птицы:
Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.
Давно пора ложится спать, а птицы тараторят.
Не просто так кричат – себе жилища строят.
Инсценировка «Случай»
Этот случай был в апреле,
С юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья
Выгоняют из жилья.
- Убирайся вон, задира,-
Просвистел ему скворец.
- Ни за что, моя квартира,
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенёс.
А сейчас, под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю
И не тронусь, хоть убей!-
Прочирикал воробей.
- Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом достался с детства.
Вылетай.
Мой клюв остёр
А не то…
Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Тут же крепко привязал
И приветливо сказал:
- Я, друзья, сердечно рад,
Охраняйте вместе сад.
Только Миша слез долой,
Воробейка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.
Сборка скворечника.
Решение проблемы: как прикрепить скворечник к дереву?
Угощение всем участникам урока. (Попробуем урок на вкус)
Итог урока. Игра «Ассоциации». Птицы – красота, тайна,
свобода, забота,
полёт, песня…
|