Цели:
- Познакомить с библиотекой.
- Раскрыть смысл чтения.
- Вызвать потребность в чтении.
- Привить любовь к чтению.
Какими только приветствиями не пользуются
люди: Салют, Чао, Салам Алейкум!
Движения и жесты, которыми пользуются люди в
момент приветствия еще разнообразнее. Одни
кланялись в пояс, другие падали на колени и
ударялись лбом о землю (били челом), третьи –
подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые –
прикасались носами, пятые – показывали язык.
Офицеры королевской гвардии – звонко щелкали
каблуками и роняли голову на грудь. Дамы
приседали в глубоком реверансе, доблестные
мушкетеры, изящно склонившись, помахивали своими
великолепными шляпами. Словом, всего не
перечислишь. Мы говорим вам: "Здравствуйте!”,
что означает: мы желаем вам всего самого доброго:
здоровья, мира, веселья, счастья! И мы рады нашей
встрече с вами.
Как утверждают, чтобы хорошо учиться, надо
учится весело. Так начинаем наш веселый урок.
Часть 1. Знакомство
Ребята!
Вы пришли сегодня в гости в удивительный дом.
Здесь живут ваши друзья – книги. (Как называется
этот дом?)
В библиотеке много интересных книг. Молчаливые,
они тихонько стоят на книжных полках и ждут своих
читателей. Подойдет читатель к полке, возьмет
книгу в руки, откроет первую страницу – и начнет
книга рассказывать:
"Жила была в одной деревне маленькая девочка,
такая хорошенькая…Ко дню рождения внучки
подарила ей бабушка красную шапочку…”.
Вы догадались, ребята, какую книгу мы раскрыли?
А знаете, кто ее написал?
У вас есть, наверное, любимые книжки и любимые
писатели. Назовите их.
Многие дети очень любят стихотворения
С.Я.Маршака. Он много написал сказок, песен,
загадок – целую большую книгу!
С.Я.Маршак "Сказки, песни, загадки”
Если вы любите смешные книжки, то обязательно
прочитайте рассказы Н.Н.Носова.
"Фантазеры”, "Бобик в гостях у
барбоса”, "Про репу”, "Ступеньки”
Прочитать отрывок.
Все вы уже слышали сказку о добром докторе
Айболите, но не все, наверное, знают, что написал
ее очень хороший советский писатель
К.И.Чуковский.
Многие его стихи вы заучивали наизусть:
"Муха, муха, Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла…”
Из какой это сказки? А написал ее кто?
Очень забавные книжки написал К.И.Чуковский. И в
нашей стране и во всем мире читают дети его
"Чудо-дерево”, "Мойдодыр” и другие сказки.
Прежде чем перейти ко второму этапу нашего
урока, хочу узнать, готовы ли вы читать эти книги?
Все ли буквы вы выучили?
(Дети читают отрывки из предложенных книг.)
Прочитать отрывок из стихотворения В.Берестова
"Читалочка”:
"Как хорошо уметь читать
Не надо к маме приставать…”
Часть 2. Игра-загадка
Про какие это книжки?
"Появилась девочка в чашечке цветка
И была эта девочка не больше ноготка
В ореховой скорлупке девочка спала
Вот какая девочка, как она мила”.
Г.Х.Андерсен "Дюймовочка”
"С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?”
А.Н.Толстой "Золотой ключик”,
Буратино
"А с этим человеком
Всегда одна беда:
То он не то оденет,
То едет не туда…
В отцепленном вагоне
Он очень долго спал.
Друзья, в какую книжку
Тот человек попал?”
С.Я.Маршак "Вот какой рассеянный”
"Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка”.
"Снегурочка”
"А дорога – далека,
А корзинка – нелегка.
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок”.
"Маша и медведь”
"Ах ты, Петя-простота
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко”.
"Петушок – золотой гребешок”
"Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца”.
"Сестрица Аленушка и братец
Иванушка”
"Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом”.
"Лиса и журавль”
"Не лежалось на окошке,
Покатилось по дорожке”. "Колобок”
"Перед волком не дрожал,
От медведя убежал.
А лисице на зубок,
Все ж попался…
"Колобок”
" Отворили дверь козлята
И… пропали все куда-то”. "Волк и семеро
козлят”
"По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат ведра”.
"По щучьему велению”
"Мышка дом себе нашла,
Мышка доброю была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов”. "Теремок”
"Кто-то за кого-то ухватился цепко.
Ох, никак не вытянуть,
Ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут…
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко?
Может это…”.
"Репка”
"Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена …Крокодил”.
Успенский "Крокодил Гена”
"Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен знаменит
Это доктор… Айболит”.
К.И.Чуковский "Доктор Айболит”
"В какой сказке помогли припевочки:
Высоко сижу, далеко гляжу.
Не садись на пенек, не ешь пирожок?”. "Маша и
медведь”
"В небесах не на земле
Летит баба на метле.
Страшная и злая,
Кто она такая?”
"Баба Яга”
Часть 3. Веселый счет
Без математики, друзья,
Как видно, нам прожить нельзя.
Вам не сложить, не сосчитать
И не умножить, не отнять.
Видно, нужна эта наука
И нельзя вам ее избегать.
1. По тропинке зайчик шел,
Подосиновик нашел.
Походил вокруг осин
И нашел еще один. (Сколько всего подосиновиков?)
2. На прогулку из яслей
Вышло 10 малышей.
5 из них на травку сели
Остальные на качели. (Сколько сели на качели?)
3. Кошка в кубики играла,
Кошка кубик потеряла,
Закружилась голова,
Было три, осталось …
4. Дядя ежик в сад зашел,
10 спелых груш нашел.
7 из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам. (Сколько груш он дал
зайчатам?)
5. 5 зеленых лягушат
На тропинке в ряд лежат.
Одному из пяти братцев,
Захотелось искупаться.
Остальным же неохота
Возвращаться вновь в болото. (Сколько лягушат
осталось лежать на песке?)
6. Три синички на кормушке,
Две синички на кадушке.
Мы умеем прибавлять:
Всех синичек будет…
7. Слон, слониха, два слоненка
Шли толпой на водопой.
А навстречу 3 тигренка
С водопоя шли домой.
Посчитайте поскорей. (Сколько встретилось
зверей.)
8. Васька – ловкий рыбачек,
Ловит рыбу на крючок.
Трех поймал он на рассвете,
Трех поймал в вечерний час.
Три плюс три, любой ответит,
То, что рыбок… у нас.
9. Бабушка Надя в деревне живет.
Животных имеет, а счет не ведет.
Я буду, ребята, их вам называть,
А вы постарайтесь их сосчитать.
Корова, теленок, 2 сереньких гуся,
Овца, поросенок и кошка Маруся.
10. На двух малютках-яблоньках
Росло 4 яблока.
В три раза больше на одном,
А сколько было на другом?
Часть 4. Библиотека
Хорошо быть читателем библиотеки, любую книжку
можно взять на 10 дней домой для чтения или
прочитать здесь же. Есть такая комната в
библиотеке, где всегда тихо, где дети не шумят и
не разговаривают. Они читают. Это читальный зал.
(Рассказ о читальном зале. О библиотекарях)
Книжка очень любит аккуратных читателей, долго
им служит.
Но не все, к сожалению, могут похвастаться
бережным отношением к книгам. И как бывает
обидно, когда по вине неряшливых читателей
разорванную книгу нельзя выдавать другим.
Стихотворение С.Я.Маршака " Книжка про книжку”
(прочитать отрывок).
Известно чем закончилась эта история. Книги не
выдержали такого обращения и убежали от Гришки в
библиотеку. Пришлось отправить книги к книжному
доктору-переплетчику. Там их обновили, починили.
Починили им страницы,
Переплеты, корешки,
Налепили ярлыки.
А потом в просторном зале
Каждой место указали…
От таких ребят, как Гришка Скворцов, трудно
спастись книжкам и в библиотеке.
(Показать книжки одного автора в разном
состоянии)
Одна книжка попала к аккуратному читателю,
другая – к неряхе. Давайте послушаем, что говорят
между собой две эти книжки.
Однажды встретились две книжки
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки?
Одна спросила у другой.
- Ох, милая, мне стыдно перед классом
Хозяин мой обложки вырвал с "мясом”!
Да что обложки? Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда летать мне в облака…
А у тебя целы бока?
- Твои мне не знакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Ребенок сел читать меня.
А посмотри-ка на мои листочки.
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы умолчу –
О них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на отлично!
- Ну, мой на тройках едет еле-еле.
И даже двойку получил на той неделе.
А в басне нет загадки.
Расскажут напрямик
И книжки, и тетрадки
Какой ты ученик?
Как же беречь книгу?
Чтобы сделать книгу люди затрачивают много
труда и средств, поэтому книгу нужно беречь.
1. Нельзя бросать, рвать, рисовать на ней,
загибать листы, вырезать из нее картинки,
страницы.
2. Ее надо обернуть чистой бумагой, носить в
папке, а, прочитав, сдать точно в срок.
3. Если видишь, что книга немного истрепана,
вылетели листы, оторвался корешок, нужно
аккуратно подклеить.
Книжка не умеет защитить себя от нерях. Зато вы
сами можете стать книжкиными друзьями и
помощниками, чтобы книгам хорошо жилось, чтобы
они вам долго служили, учили вас и приносили
радость.
|