Цель урока: выяснить, в чем проявляется
прогрессивность организации Типа Инфузории по
сравнению с организацией Типа Саркодовые и
Подтипа Жгутиконосцы.
Задачи:
- Познакомить учащихся с особенностями внешнего
строения одноклеточного животного - Инфузории и
его образе жизни.
- Продолжить развитие умений учащихся работать с
текстом, иллюстрациями учебника, наглядными
пособиями, выделять главное, сравнивать,
обобщать, делать соответствующие выводы.
- Воспитывать ответственное отношение к
выполнению полученных заданий.
Тип урока: освоения новых знаний.
Методы обучения:
- по источнику передачи и восприятия учебной
информации:
- словесные (беседа);
- наглядные (иллюстрация, демонстрация).
- по степени управления учебной работы:
- учебная работа под руководством учителя;
- самостоятельная работа учеников с различными
источниками информации.
Форма организации учебной деятельности
учащихся:
Оборудование:
- Кроссворд "Простейшие"
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- Мультимедийная презентация (приложение №1).
- Информация об организации инфузорий из разных
источников:
- "Книга для чтения по зоологии", "Энциклопедия.
Биология"
Структура урока:
- Организационный момент -1-2 мин.
- Проверка домашнего задания 5 мин.
- Переход к изучению нового материала 1 мин
- Изучение нового материала 25 мин.
- Закрепление изученного материала. Выставление
оценок. 6-8 мин.
- Рефлексия 2 мин.
- Организация домашнего задания 2-3 мин.
Ход урока
1. Актуализация знаний, определение темы
урока.
В семье голландского ремесленника в 1632 году
родился мальчик, который получил имя Антони.
Мальчик вырос, и родители определили его к
суконщику "зарабатывать деньги", но мальчика
привлекали стеклянные шарики, рассматривая
через них предметы, те приобретали странные
формы. Все свободные минуты Антони шлифовал
линзы. В конце концов, он отшлифовал линзу,
которая увеличивала в 270 раз. Знакомые
посмеивались над ним, однако так начался путь
Левенгука к научной славе.
Учитель: Скажите, пожалуйста, о какой научной
славе идет речь? (ответы учащихся). Совершенно
верно!
Учитель: Мы с вами продолжаем наше
трансвековое путешествие в страну одноклеточных
животных! И сегодня на уроке познакомимся с новым
Типом простейших организмов, название которого
должны узнать, разгадав кроссворд.
А с какими жителями этой страны мы с вами
познакомились ранее, как они устроены, какой
образ жизни ведут? Предлагаю вам отгадать
кроссворд.
Итак, внимание, вопросы:
- Жидкое содержимое клетки (одноклеточного
животного) (цитоплазма).
- Непостоянные выросты тела корненожек
(ложноножки).
- Раковинная амёба, строящая раковины из
склеенных песчинок (диффлюгия).
- Пульсирующие пузырьки, находящиеся в
цитоплазме простейших вакуоль).
- Способность простейшего реагировать на
раздражитель (раздражимость)..
- Органоид, который принимает участие в
фотосинтезе (хлоропласт).
- Основная часть клетки (одноклеточного
организма), в которой хранится наследственная
информация (ядро).
- Красный свточувствительный глазок (стигма).
- Органы передвижения у эвглены зеленой (жгутик).
2. Определение цели урока, инструктаж по
ходу работы на уроке.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с
Типом Инфузории.
Как Вы думайте, почему мы изучали сначала амёбу
обыкновенную, затем эвглену зеленую, а третей
изучаем Инфузорию? (ответы учащихся).
Верно! Тип Инфузории - наиболее
сложноорганизованные простейшие (это видно даже
по таблице). А в чём её сложность строения,
высокоорганизованность нам предстоит выяснить.
Цель нашего урока (учащиеся формулируют
сами) - выяснить, в чем проявляется
прогрессивность организации Типа Инфузории по
сравнению с организацией Типа Саркодовые и
Подтипа Жгутиконосцы.
Учитель: Скажите, пожалуйста, на что мы должны
обратить внимание для того, чтобы достигнуть
цели урока? Ответы учащихся.
Совершенно верно, с особенностью строения и
жизнедеятельности мы познакомимся на примере
представителя Типа Инфузории -
инфузорией-туфелькой.
Почему она имеет такое название? (ответы
учащихся). Известно ли Вам, что инфузории впервые
были обнаружены в водных настоях, отсюда
название инфузория (от греческого "инфузум"
- настой.
Сегодня у нас есть возможность посмотреть на
простейшее в поле зрения микроскопа и провести
наблюдения. То есть на данном этапе мы -
исследователи, а наш кабинет - это творческая
лаборатория.
Посмотрите, что находится у вас на столах. Это
микроскоп - увеличительный прибор, предметные и
покровные стекла для приготовления
микропрепарата, культуры простейших.
Назовите устройство и правила работы с
микроскопом (ответы учащихся).
1. Приготовьте микроскоп к работе:
А) установите на рабочий стол так, чтоб было
удобно работать и с микроскопом и с тетрадью, не
передвигая их (штативом к себе, на расстоянии 8-10
см от края стола);
Б) Протрите от пыли зеркало, стёкла окуляра и
объектива специальной салфеткой;
В) подняв тубус , наведите свет на поле зрения
при помощи зеркала;
Г) при работе с микроскопом не делайте резких
движений, бережно относитесь к школьному
имуществу.
2. Возьмите готовый микропрепарат и поместите
его на предметный столик, закрепите зажимами.
3. При помощи винта опустите тубус так, чтобы
расстояние от объектива до микропрепарата
составляло 2-4 мм.
4. Глядя в окуляр, при помощи винта очень
медленно поднимайте тубус до появления четкого
изображения.
5. Определите общее увеличение с микроскопа
путем умножения степени увеличения окуляра на
степень увеличения объектива (например, 15*20 =300;
микроскоп увеличивает в 300 раз). Сделайте записи в
своих опорных листах.
Учитель: Что нам известно об общих чертах
строения простейших? (ответы учащихся)
Посмотрите, какие органоиды инфузории видны под
большим увеличением.
Отметьте на опорных листах те органоиды
инфузории, которые вы легко можете определить
(найти на рисунке), в случае затруднения
используйте рисунок 31 учебника на странице 46.
Рис. Строение инфузории-туфельки.
В ходе изучения нового материала будем
заполнять таблицу "Сравнительная
характеристика простейших", начатую ранее.
Обратимся к ней.
Вспомним, как передвигались амеба и эвглена
зеленая (ответы учащихся)?
Учитель: А как и благодаря чему передвигается
инфузория туфелька узнаем, просмотрев
видеофрагмент "Передвижение инфузории".
Сравнительная характеристика
простейших
Процессы жизнедеятельности |
Амеба |
Эвглена зеленая |
Инфузория-туфелька |
Движение |
При помощи ложноножек |
Активное, при помощи жгутика |
Активное, при помощи ресничек |
Питание |
Фагоцитоз ложноножки; пищеварительная
вакуоль |
Фотосинтез через оболочку |
Рот, глотка, пищеварительные вакуоли |
Выделение |
Сократительная вакуоль |
Сократительная вакуоль |
Две сократительные вакуоли + порошица |
Дыхание |
Через оболочку |
Через оболочку |
Через оболочку |
Размножение |
Бесполое |
Бесполое |
Бесполое и половое |
Обмен веществ |
Гетеротроф |
Миксотроф |
Гетеротроф |
Образование цист |
образуется |
образуется |
образуется |
Учитель: Молодцы! Инфузория-туфелька плавает
с большой скоростью. В 1 секунду она проплывает
путь, в 8-10 раз превышающей длину её тела. Число её
ресничек достигает 15000. Медленнее плавают
эвглены. Амёбы ползаю по дну, парят в воде
значительно медленнее, чем эвглены. Как вы
думайте - почему? (ответы учащихся).
Учитель: Совершенно верно! (если ответ не дан,
нужно подвести к нему учащихся). Это связано с
питанием инфузории. Инфузория - туфелька -
хищница (по способу питания- гетеротроф).
Основной её пищей являются бактерии. Вспомните
как питались амёба и эвглена зеленая? (ответы
учащихся - гетеротрофно, автотрофно). (СЛАЙД №12)
Учитель: Как устроена и пищеварительная
система? Как она функционирует? Мы узнаем это из
текста учебника стр.46. Продолжаем заполнять
таблицу.
Учитель: Что произойдет с инфузориями если их
поместить в пробирку с предварительно
прокипяченной и охлажденной водой? (ответы
учащихся).
Учитель: Правильно! Они погибнут, так как в
прокипяченной воде нет бактерий.
Нужно отметить, что свою добычу инфузории
находят, чувствуя наличие химических веществ,
которые выделяют скопления бактерий.
Учитель: Для всех живых существ характерен
очень важный процесс - обмен веществ. Что мы
понимаем под "обменом веществ"? (ответы
учащихся: Обмен веществ - это непрерывный
процесс поступления в клетку веществ, их
превращение с выделением энергии, синтеза
(образования) собственных веществ и удаления
продуктов жизнедеятельности в окружающую среду.)
Учитель: Предположим в капельку воды с
инфузорией-туфелькой добавили растертую тушь,
образующую в воде взвесь. Какие процессы
жизнедеятельности инфузории можно при этом
наблюдать?
Изобразите схематично схему обмена веществ
инфузории-туфельки на своих опорных листах
(работа в парах), используя текст учебника
"Выделение", "Дыхание" на странице 47. Не
забываем заполнять таблицу.
Схема обмена веществ инфузории-туфельки.
Учитель: Как часто происходит сокращение
вакуоли? (ответы учащихся- 1 раз в 10-20 сек).
Учитель: Предположите, можно ли наблюдать
усложнение в процессах размножения инфузории по
сравнению с ранее изученными организмами? (
ответы учащихся, необоснованные). Для ответа на
этот вопрос обратимся к учебнику стр.47, рис. 32.
Для инфузории - туфельки характерны бесполый
тип (деление на двое) и половой тип размножения
(конъюгация). Какой из типов (половой или
бесполый) показан на экране в первом и во втором
случае?
Какое преимущество полового размножения перед
бесполым? (ответы учащихся - обновление и
распределение генетического материала). Верно,
молодцы!
Учитель: Знайте ли Вы, что потомство одной
инфузории-туфельки за год может достигнуть 75*10108
особей. По объему такое количество инфузорий
заняло бы полый шар диаметром в расстояние от
Земли до Солнца. Почему этого не происходит?
(ответы учащихся - погибают в силу различных
причин).
Учитель: Так же известно, что способы
передвижения простейших разнообразны, но
расстояния на которое они перемещаются при этом
измеряются в миллиметрах. Объясните, каким
образом тогда происходит расселение простейших
на десятки и сотни километров? (ответы учащихся -
в состоянии цисты). Не забываем заполнять
таблицу.
Учитель: Какие выводы можно сделать на
основании следующих фактов?
Эвглены зеленые переплывают из затененной
части в освещенную;
Инфузории-туфельки перемещаются из капельки
воды с кристалликом соли в каплю с чистой водой?
(ответы учащихся - обладают свойством
раздражимости).
Учитель: А теперь обратимся к нашей таблице
"Сходство и различие в строение одноклеточных".
Все её поля должны быть заполнены. Давайте
проверим, насколько верно вы справились с
заданием.
Учитель: В качестве закрепления материала, я
предлагаю вам выполнить задание на ваших опорных
листах.
Задание:
Определите, для какого животного характерен
тот или иной признак.
А) Амеба протей -
Б) Эвглена зеленая -
В) Инфузория - туфелька -
1) Непостоянная форма тела.
2) Постоянная форма тела.
3) Передвигается при помощи ложноножек.
4) Питается бактериями, обрывками водорослей.
5) Может питаться растворенными в воде
органическими и неорганическими веществами.
6) В питании участвуют хлоропласты.
7) Жидкие продукты жизнедеятельности и избыток
воды удаляются через поверхность тела и
сократительную вакуоль.
8) Жидкие продукты жизнедеятельности и избыток
воды удаляются через сократительные вакуоли.
9) Переваривание пищи происходит в
пищеварительных вакуолях.
10) Пищеварительные вакуоли не образуются.
11) При неблагоприятных условиях превращается в
цисту.
12) В цитоплазме одно ядро.
13) В цитоплазме два ядра.
А теперь поменяйтесь листочками и проверьте,
насколько верно справился с заданием ваш сосед
по парте. Оцените его работу.
- 12-13 правильных ответов "5"
- 9-11 правильных ответов "4"
- 6-8 правильных ответов "3"
Если вы набрали менее 6 баллов, вам есть над чем
поработать дома.
Учитель: Многообразен и удивителен мир
инфузорий. Среди них есть и свободноживущие и
паразиты. Прочитайте текст на странице 48-49
учебника и выпишите основных представителей
Типа Инфузории.(если останется время).
Учитель: Наше путешествие в страну
одноклеточных животных подходит к концу. Можем
ли мы теперь ответить на вопрос, который был
задан в начале урока - в чем проявляется
прогрессивность организации Типа Инфузории по
сравнению с организацией Типа Саркодовые и
Подтипа Жгутиконосцы ? (ответы учащихся).
Учитель: И так, было ли наше путешествие
интересным ? Что вас поразило больше всего? Что
запомнится надолго?
Учитель: Предположите, что вам нужно будет
сделать в качестве домашнего задания? (ответы
учащихся: прочитать параграф, выполнить задания
в рабочей тетради, ответить на вопросы в конце
параграфа; творческие задания - составить
кроссворд по теме "Простейшие", написать
сообщение о разнообразии инфузорий, составить
ребусы, сделать аппликацию одного из
представителей изученных простейших из цветной
бумаги или картона и пластилина и мн.другое).
Спасибо за активную работу на уроке!
|