Цели:
- Обобщение знаний учащихся по произведениям
Пушкина.
- Развитие смекалки, мышления, сообразительности.
- Воспитание активности учащихся, интереса к
чтению.
Оборудование:
- Портрет А.С. Пушкина.
- Книга "Сказки А.С. Пушкина”.
- Карточки с названиями конкурсов.
- Иллюстрации к сказкам (старик со старухой, царь
Дадон, колдун, царица-мачеха, три девицы, черт).
- Рисунки детей.
- Призы для награждения.
Организационный момент:
Итак, друзья, начнем программу!
Затей у нас большой запас.
А для кого они?
Для вас!
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
- Вы уже знаете много сказок. Сказку нередко
наполняют разные чудеса: то молодая царевна
засыпает вечным сном, проглотив кусочек
отравленного яблока, то умелец Балда проучивает
чертей и т.п. Все это интересно! И сегодня мы
вспомним сказки А.С Пушкина еще раз.
Основная часть:
- Сейчас мы приоткроем страницы этой книги и
отправимся по ним в путешествие в страну сказок.
(Один из учащихся читает наизусть заранее
выученное стихотворение)
О чем-то скрипнет половица
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица
По комнате ходит сказка.
- Сейчас мы проведем сказочную разминку.
Попробуйте угадать из каких сказок пришли к нам
гости и как их зовут (показать иллюстрации к
сказкам: старик со старухой – "Сказка о рыбаке и
рыбке”, царь Дадон – "Сказка о золотом
петушке”, колдун – "Руслан и Людмила”,
царица-мачеха – "Cказка о мертвой царевне и о
семи богатырях”, три девицы – "Сказка о царе
Салтане”, черт – "Сказка о попе и о работнике
его Балде”)
Сейчас немного поиграем. Проведем конкурс
"Лучший знаток”. Для этого поделимся на две
команды: "Лукоморье” и "Синеморье”.
Вопросы:
1. Какими словами царица обращалась к
волшебному зеркальцу?
(Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
2. Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку.
Царствуй лежа на боку.)
3. Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб. Что
же приговаривал Балда с укоризной? (Не гонялся бы
ты, поп, за дешевизной)
4. Какими словами начинается "Сказка о рыбаке и
рыбке”?
(Жил старик со своею старухой,
У самого синего моря…)
5. Какими словами обращался старик к золотой
рыбке? (Смилуйся, государыня, рыбка.)
6. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает
"Сказку о Золотом петушке”.
(Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.)
Конкурс "Угадай-ка”.
- Кто больше назовет героев из сказок Пушкина?
(По рисункам детей)
Конкурс "Почта”.
- К нам пришли письма. Наша задача узнать – кто
из отправил.
1. Да вот веревкой хочу море морщить
Да, вас, проклятое племя, корчить! (Балда)
2. Мы объездили весь свет,
За морем житье не худо
В свете ж вот какое чудо… (Корабельщики) 3. Видит девица, что тут
Люди добрые живут,
Знать, не будет ей обидно! (Молодая царевна) 4. Горе мне! Попались в сеть
Оба наших сокола!
Горе! Смерть моя пришла! (Царь Дадон)
- А из каких сказок взято название ваших команд?
("Руслан и Людмила”, "Сказка о рыбаке и рыбке”).
Конкурс "Театралы”
За 10 минут учащиеся должны приготовить
инсценировку отрывка из любой сказки Пушкина.
Конкурс-викторина
(Участники команд поочередно вытягивают
карточки с заданием)
- Угадайте, из каких сказок эти строки?
1. В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут… ("Сказка о царе
Салтане”) 2. Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет… ("Сказка о царе Салтане”) 3. В кого превращала лебедь князя Гвидона, когда
тот тайно посещал "царство славного царя
Салтана”? (В комара, муху, шмеля) 4. Как изображает Пушкин царевну лебедь? (Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава
Выступает будто пава;
А как речь то говорит,
Словно реченька журчит.)
5. Кто произносит эти слова и к кому они
обращены?
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее. (Царица-мачеха обращаясь к
зеркалу)
6.Из какой сказки эти слова?
Буду служить тебе славно
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть давай же мне вареную полбу. ("Сказка о попе и
его работнике Балде”)
Подведение итогов:
Объявление победителя, награждение.
(В заключении детям можно предложить прочитать
любимый отрывок из сказок Пушкина) |