"Сделать серьёзное занятие для ребёнка
занимательным– вот задача первоначального
обучения”.
К. Д. Ушинский
Когда ребёнок приходит в школу, задача учителя
заключается не только в том, чтобы научить его
писать, читать и считать, но развивать в нём
способность правильно и красиво выражать свои
мысли, описывать окружающий мир.
Одним из важнейших показателей уровня культуры
и интеллекта человека, является речь. Речь, есть
воссоздание внутри себя мира. Воссоздание идёт
всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы
жизни. И очень важно помочь ребенку как можно
успешнее овладеть речью. Для этого просто почаще
играйте с ребёнком в развивающую речь.
Игра – основное занятие детей. В игре часто и
сложное становится доступным. В игре дети
откроют для себя удивительный мир слов,
познавать окружающий мир, накопление знаний,
освоение языка, развитие умения общаться.
Игры в школе – это не игры дошкольников, это не
игры- развлечения, вводимые лишь для
занимательности и разнообразия заданий. Игры в
школе – прежде всего, обучающие, они должны
приковывать неустойчивое внимание ребёнка к
материалу урока, давать новые знания, заставляя
его напряжённо мыслить. Важной является и
воспитательная сторона. Игра требует от детей
сообразительности, внимания, учит выдержке,
настойчивости, развивает у них воображение,
умение быстро находить правильное решение,
воспитывает чувство взаимопонимания.
Цель занятия – способствовать более прочному и
сознательному усвоению, углублению и расширению
знаний учащихся на уроках, содействовать
развитию речи детей, повышать уровень языкового
развития, воспитывать познавательный интерес к
родному языку, интеллектуальное развитие,
создание условий для появления положительных
эмоций по отношению к учебной деятельности
младших школьников.
Формой занятия по речевому творчеству может
быть внеклассное мероприятие. Занятие по
речевому творчеству – это интеграция уроков
русского языка, развития речи, литературного
чтения, уроков технологии. Разнообразные методы
и приёмы с использованием инновационных
технологий в обучении, способствуют обучению с
увлечением.
Ход занятия
1. Организационный момент (сообщение темы).
– Отгадайте загадки! Они связаны с темой
(презентация загадок и темы).
Вы побываете в гостях у зимушки – зимы. Узнаете
её тайны и секреты.
Ваши знания и умения будут необходимы, за
правильно выполненные задания получаете
снежинки.
2. Литературное творчество (знатоки поэзии).
– Какие стихотворения о зиме вы знаете (можно
предложить узнать стихи и их авторов используя
аудиозапись или чтение детьми)? Лучших чтецов или
знатоков отметить сне– жинками.
– Найдите ошибку в пословицах.
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была.
Неужто буква озорная
Вновь чьё-то место заняла?
– Прочитайте пословицы и исправьте ошибки.
- Новый род – к весне поворот. (Год)
- В зимний голод – всякий молод. (Холод)
- Сугроб да вьюга – два круга. (Друга)
– Это интересно… (из истории слов)
По выбору учащихся самостоятельная работа с
этимологическим словарём, происхождение слов :
варежки, тулуп, лыжи, сани (отметить учащихся за
точность и твор– ческий подход к выполнению
задания).
3. Весёлая минутка (слова сопровождаются
движениями).
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили –
Крышу пухом замели.
Землю бархатом укрыли.
И от стужи сберегли.
4. В мастерской (изготовление снежинок).
– Послушайте стихотворение. О чём оно?
Я в руках листок держу,
Вчетверо его сложу,
Отогну ещё разок,
Получился уголок.
Режу ровно, не спеша,
Как снежинка хороша!
(В. Мирясова)
– О чём оно? Как и из чего? (по выбору учащихся
изготовление снежинок из белой и цвет– ной
бумаги)
Повторное чтение стихотворения, практическая
работа учащихся и выставка снежинок.
– Какие слова зашифрованы в ребусе? Новый год.
– Что вы знаете о новогоднем празднике?
– Как можно поздравить любимого и уважаемого
вами человека с Новым годом?
– Это интересно… (из истории поздравительной
открытки). Сообщает учитель.
[Известна дата, когда появилась первая
открытка, – 7 октября 1775 года. Возникновение
поздравительных писем связывают именно с этой
датой и необычайной историей.
В немецком городе Ольденбурге некий
книготорговец по имени Шварц рассердился на
своего друга. Но так как он был воспитанным,
вежливым человеком и не мог сказать другу в глаза
то, что больше всего хотелось, он принял другое
решение. На белом листе картона Шварц один из
рисунков книги, которая имела в то время большой
успех. На рисунке главного героя чёрт волочил в
преисподнюю, именно этого желал своему другу
книготорговец. Его друг развеселился и всем
показывал это забавное послание. В книжный
магазин Шварца хлынули покупатели, чтобы
приобрести такую картинку, ведь у каждого был
кто-то, кому хотелось досадить, да ещё так, чтобы
не подписывать своего имени. Почтовые служащие
долго не принимали всерьёз эту новинку и много
лет относились к ней как к пустой затее. Но они
заблуждались относительно будущего открытки.
Успех её был огромен, и сегодня жизнь без неё была
бы лишена многих красок. Время изменило её и
изменило её назначение, сейчас её цель не
досадить, а доставить удовольствие.]
(Е. Сентевани)
[В Москве живёт интересный человек – Михаил
Степанович Забоченя, который коллекционирует
открытки. У него одних только новогодних
открыток сто тысяч!]
Поздравления пишутся от души, должны быть
приятны тому, кого ты поздравляешь.
– Когда люди поздравляют друг друга?
5. Редактирование поздравительной открытки.
(Презентация поздравительной открытки и
обсуждение её оформления и написания).
– Напишите своё поздравление тому, кого бы вы
хотели поздравить с Новым годом. Оформите
поздравительные открытки.
6. Подведение итогов.
Поздравить всех ребят с Новым годом и пожелать
чуда и исполнения самых заветных желаний. |