Цели:
- познакомить с новым видом земледелия –
хлопководством, познакомить детей с этим
растением, дать понятие, что оно собой
представляет, где произрастает, и как его
возделывают;
- в доступной форме рассказать детям о
происхождении этого вида, используя
интегрированные методы работы, связать изучение
этой темы с другими предметами, дать детям
возможность на уроке не только увидеть и
услышать, но и почувствовать разницу в видах
ткани, учить работать в группах;
- воспитывать уважительное отношение к людям,
занимающимся земледелием и продуктами
земледелия, уметь выслушивать друг друга,
уважать мнение друг друга.
1. Организационный момент.
Слово учителя: Я хочу начать наш сегодняшний
урок словами:
Все видеть, все понять,
Все знать, все пережить,
Все формы, все цвета
Вобрать в себя глазами,
Пройти по всей Земле
Горящими ступнями.
2. Проверка изученного ранее материала.
1. Работа по вопросам по таблице:
- Что означает слово "земледелие”?
- Для чего люди занимаются земледелием?
- Какие культурные растения выращивает человек?
- Какие профессии людей, занятых в земледелии,
ты можешь назвать?
Воспитательный момент о хлеборобах.
1. Расставить по порядку таблички так, чтобы
получить последовательность: "Как хлеб пришел
на стол”.
2. Пословицы о хлебе: (жетончики за ответ)
Хлеб – всему голова.
Хлеб на стол, так и стол - престол.
Горька работа, да хлеб сладок.
Снег на полях - хлеб в закромах.
Не шуба греет, а хлеб.
У кого хлебушка, у того и счастье.
Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
Хлеба к обеду в меру бери –
Хлеб – драгоценность, им не сори.
Воспитательный момент о бережном
отношении к хлебу.
3. Объяснение нового материала.
А сейчас, чтобы перейти к новой теме, я хочу вам
рассказать небольшую легенду – сказку.
Давным-давно жил на земле Анауака (Северная
Америка) император ацтеков Монтесума. Он был
последним императором ацтеков. У императора
Монтесумы была красавица дочь – принцесса Отоми.
Она была очаровательна, грациозна и горда. Каждый
мужчина племени ацтеков почитал за честь хоть
издали полюбоваться ее красотой. На ней было
платье из тонкой ткани, которую никогда не видели
в Европе.
Гостям объяснили, что наряд сшит из ткани,
полученной из растения, которое развивается
только в теплом климате, поэтому в Европе с ним не
были знакомы.
Чтобы узнать, из какого растения была
изготовлена ткань, вы должны разгадать
кроссворд.
- Отгадать легко и быстро –
Мягкий, легкий и пушистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб.) - Жаркий, знойный, душный день.
В полдень – крохотная тень.
Зацветает в поле колос.
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи–ка? (Июль) - Как на поле, на кургане
Стоит курочка с серьгами. (Овес). - Без рук, без ног, а подпоясанный. (Сноп)
- В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке.
(Подсолнух)
- Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят. (Колос)
4. Рассказ учителя.
А) История возникновения этого растения – в
глубокой древности (более 5 тыс. лет) – в Индии.
Древнегреческий историк Геродот писал, что в
Индии растут странные растения, на которых
вместо плодов вырастает шерсть. В жарком климате
люди предпочитали легкие одежды из хлопка более
плотным и тяжелым изо льна. В народных платьях из
индийского ситца появлялась английская королева
Виктория!
Хлопчатник удивителен тем, что независимо друг
от друга его стали выращивать народы Старого и
Нового Света. Колумб и его спутники увидели у
жителей открытого ими континента
хлопчатобумажные передники и головные платки,
защищавшие от солнца. Позднее император ацтеков
Монтесума передал дар испанскому завоевателю
Котесу 30 тюков плащей из хлопка.
Б) Какое растение? (показать хлопок).
Где выращивают? (Ю-К обл., Средняя Азия,
Закавказье)
Когда посев? (апрель, июль)
Когда уборка? (осенью)
В) Что получают из хлопка? (мыло, свечи, ткани,
нитки, масло, вата ).
Г) На доске названия тканей: ситец, сатин,
батист, трикотаж, технические ткани.
Д) Какими свойствами обладает хлопок?
(тонкая (продеть через кольцо), нежная, легкая,
не мнущаяся)
5. Практическая часть. Технология
переработки хлопка.
- Рассказываю о технологии изготовления ткани.
- Дети рассматривают коллекцию ткани.
Работа в группах.
Сейчас мы с вами, работая в группах, вернемся к
началу урока, к нашей сказке. Мы должны
превратить хлопок в полотно.
Игра: "Соберем хлопок”. Момент интеграции
1. Задание по русскому языку. Каждой группе
отдельно. За ответ – жетон – коробочка.
Группа №1
Выбрать из данных слов однокоренные слова к
слову "хлопок”:
Хлопать, хлопчатник, захлопнуть, хлопковый,
хлопчатобумажный.
Сделать вывод о том, почему они родственные.
Группа №2
Подберите к имени существительному "хлопок”
подходящие по смыслу имена прилагательные,
определить их число и род.
Группа №3
Сделать фонетический разбор слова "хлопок”.
Группа № 4
Используя слово "хлопок”, придумайте 2-3
предложения так, чтобы получился текст.
2. Задание по математике. Жетон – хлопок.
Группа № 1
С одного участка собрали 45 кг хлопка, а с
другого - на 15 кг больше. Сколько всего кг хлопка
было собрано с двух участков?
Группа №2
Что называется квадратом?
Участок имел форму квадрата со стороной 23
метра. Найти его периметр.
Группа № 3
Длина участка, на котором выращивают хлопок,
равна 26 метров, а ширина - на 6 метров меньше. Найти
его периметр.
Группа №4
Дима собрал 315 кг хлопка, а на другой день - Х кг.
Всего за два дня он собрал 645 кг хлопка. Сколько
хлопка собрал Дима во второй день? Составьте
уравнение, найдите значение неизвестного.
6. А теперь давайте поиграем в игру
"Волшебный магазин”.
Отправляемся в магазин покупать ткань –
хлопчатобумажную. Завязываем глаза – дети на
ощупь узнают хлопок.
7. Купили полотно. А теперь я предлагаю
вам побывать в роли модельеров, дизайнеров. Мы
должны придумать орнамент, рисунок, модель
одежды.
Защита от каждой группы.
Итог урока.
А.) Возвращаемся к словам, с которых начали урок.
Делаем выводы.
Б.) О чем говорили? Что делали? О чем узнали?
В) В центре доски слово ХЛОПОК.
Дети вывешивают вокруг свои работы – свои
модели.
Г) Подсчитываем количество жетонов. Оцениваю
учащихся. Благодарю за урок.
|