Показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;
Отметить роль кодирования информации, научиться кодировать и декодировать информацию.
Развивающая:
Развитие интереса учащихся к предмету «Информатика»
На примере выполнения задания на ЭВМ формировать умение логически мыслить
Воспитывающая:
Воспитывать культуру общения, усидчивость
Воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия:
код, кодирование информации, декодирование информации
Средства обучения:
мультимедийная установка, компьютеры. Приложения: MS Word, Презентация , Рабочие листы для учащихся, будильник.
Форма проведения урока:
Структура урока
Основные методы обучения
Формы организации познавательной деятельности
Проверка теоретических знаний учащихся:
-информация
-виды информации
частично-поисковый, словесный
Фронтальная
Постановка целей урока и мотивация учебной деятельности учащихся
частично-поисковый, словесный
Фронтальная
Проверка умений учащихся применять полученные знания на практике.
Практический
Наглядный
Индивидуальная
Подведение итогов урока
Словесный
Фронтальная
Ход урока
№ п/п
Вид работы
Время (мин)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организация начала урока
1
Приветствует учащихся. Проверяет отсутствующих.
Приветствуют учителя.
2
Проверка знаний учащихся
4
Учитель проводит опрос:
Что такое информация?
Демонстрирует слайд 1
А это изображение является информацией?
А какой же вид информации представлен на экране.
Учитель включает будильник. Учитель
: как вы думаете, а что хотел нам сказать будильник этим звонком.
Учитель: мы с вами расшифровали
слово, по звуку вспомнили, о чем нам может говорить будильник. Так
как вы думаете, чем же мы будем с вами заниматься?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Информация- это сведение об окружающем нас мире. Человек получает
информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса,
осязания и обоняния.
По форме представления информации различают числовую, текстовую, звуковую,
графическую и видеоинформацию.
Ученик: графическая информация. Дети разгадывают ребус
.
Ученик: Звуковая информация. Перемена, начало урока, утром пробуждение
Ученик: Кодировать или шифровать информацию….
3
Постановка учебной задачи
1
Тема нашего урока - кодирование информации. Чем же мы с вами будем заниматься на уроке?
Демонстрируется 2 и 3 слайд.
Кроме кодирования мы еще научимся, и декодировать информацию.
На столе перед вами рабочий лист, который вы заполняете по ходу урока.
Рассмотрим многообразие окружающих нас кодов и научимся сами кодировать информацию.
Учащиеся проверяют наличие листа
4
Решение учебной задачи
9
Рассказ учителя сопровождается соответствующей презентацией (слайды 5-13)
Слушают учителя,
отвечают на вопросы.
Код — это система условных знаков для представления информации. Кодирование
— это представление информации с помощью некоторого кода.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для
общения в нашей стране используется код — русский язык. Код
используется для оценки знаний в школе (число «5» — код отличных
знаний, «4» — код хороших знаний, «3» — удовлетворительных, «2» —
плохих).
На экране
слайд 8. Ребята, а кто знает, что изображено на этом слайде? (После того как учащиеся выскажут свои мнения, учитель объясняет).
В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал
специальный способ представления информации для слепых. «Буквы» этого
кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два
столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены триточки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.
По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
Всем хорошо известны следующие дорожные знаки (слайд 9) А что же мы кодируем с помощью этих знаков?
Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый
населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально
отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять
письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов
Московской области начинаются с цифры 1. А индекс какого населенно пункта приведен последним? (Слайд 12)
В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде
в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с
клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1.
Например, буква «Q» имеет двоичный код 01010001, а цифра «7» — 00110111
5
Закрепление материала
7
Демонстрируется 15 слайд. Учитель
: закодируем слово загадка. Учитель
: а теперь по исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими цифрами. 14 16 19 12 3 1
Учащиеся заполняет таблицу в карточке.
Учитель: что же мы с вами сделали? Декодировали информацию. Попробуйте сами сформулировать определение декодированию. (Слайд 15)
Задание выполняется в карточке, после выполнения учащиеся сдают карточку.
1. Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующие сообщения: 12-21-12-21-26-12-1 12-21-12-21-26-16-15-12-21 19-26-10-13-1 12-1-17-32-26-16-15.
(Ответ: кукушку кукушонку сшила капюшон)
Устно: (Слайд 16)
4 .Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данного слова:
а) колос, мебель, таракан;
б) молоко, нерест, таракан;
в) кора, лото, боксер;
г) баран, рана, банщик;
д)монета; лошадь, корова
Ученик: по исходному коду восстановили информацию Ученик:
Декодирование – процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду.
Самостоятельно выполняют задания в карточке
Отвечают на вопросы учителя
6
Физминутка
1
Учитель: сейчас мы проведем физминутку. Я даю вам звуковую информацию, а вы ее кодируете с помощью жестов и движений.
показать движениями:
сердце
птицу
динозавра
лук
мы руками поведем, будто по морю плывем,
раз, два три, четыре, пять и к компьютерам плывем.
Учащиеся движениями «показывают» слова
Идут к компьютерам
7
Инструктаж по технике безопасности
1
Слайд 18.
учитель спрашивает у учащихся о ТБ в кабинете информатике и
на рабочем месте, одновременно высвечивается слайд и, если учащиеся
назвали не все правила, то учитель акцентирует на этом внимание
Отвечают на вопросы учителя.
8
Практическое занятие
7
Ребята вам необходимо
выполнить следующее задание: Зашифрованы слова. Чтобы узнать
зашифрованное слово, вам надо оставить только вторые слоги из каждого
данного слова, а первый или последний удалить. учитель акцентирует внимание учащихся на слайд 18,
Вспомните, какая клавиша удаляет текст, написанный с лева? (Backspace)
А какая клавиша удаляет текст, написанный справа? (delete). Открыт документ со следующим заданием.
а) соловей, потолок;
б) змея, рама;
в) пуговица, молоток, лава;
г) укор, бузина, тина;
д)поворот, пороша, канава
Во время выполнения задания, учитель помогает учащимся,
так как еще не у всех достаточно навыка с работой на клавиатуре. Если
есть учащийся, который достаточно быстро выполнил задание, то
учитель назначает его своим помощником, и он тоже помогает
одноклассникам.
После выполнения задания, ребята называют слова, которые у
них получились, а на экране высвечиваются правильные ответы. (Слайд 19)
Слушают учителя, находят на клавиатуре клавиши (delete).
(Backspace)
Выполняют практическое задание
9-10
Подведение итогов. Домашнее задание.
6
учитель задает вопросы учащимся (Слайды 20-23)
В первую очередь опрашивает тех учеников, кто весь урок «работал на оценку».
выставляет оценки за урок. Объясняет домашнее задание. Слайд 24
Учащиеся садятся за парты.
Отвечают на вопросы учителя
11
Рефлексия
1
Сегодня на уроке вы все
хорошо работали. Молодцы! Получили новые знания? Вы узнали больше об
информации, теперь я хочу получить от вас информацию: было ли вам
интересно, хорошо ли вы усвоили урок. Закодируйте свой ответ с
помощью нуля и единицы, как это принято в информатике. Если да,
то оставьте карточку с цифрой «1», если нет, то «0»
Учащиеся, отвечая на вопросы
учителя высказывают свое мнение об уроке, высказывают свои пожелания.
Оставляют карточки с соответствующей цифрой.