Цель: на популярном, практическом
уровне знакомить учащихся с новыми
математическими понятиями и современными
технологиями решения задач.
Задачи:
- формирование понятия арифметических
действий;
- воспроизводить по памяти необходимые
для дальнейшего обучения конкретные
знания (например, таблицу умножения);
- выяснение и конкретизация
математических понятий: увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, в
несколько раз, разностное и кратное
сравнение, нахождение нескольких долей
числа, нахождение числа по нескольким его
долям, решение задач, содержащих
переменную и др.
- включение учащихся в поисковую
деятельность как фактор личностного
развития;
- развитие коммуникативных навыков в
процессе практической и игровой
деятельности;
Актуальность указанной программы для
начального курса математики определяется
тем, что у учащихся еще не сформирован общий
способ действий при решении задачи.
Содержание программы курса:
- Числа и вычисления (12ч) - чтение и
запись любых двузначных чисел; письменное
и устное сложение и вычитание чисел, когда
результат действия не превышает 100;
решение задач простых и сложных на
сложение и вычитание, деление и умножение.
- Отношения между числами, величинами (6ч)
– решение составных текстовых задач в два
действия (в различных комбинациях), в том
числе задачи на увеличение и уменьшение
числа в несколько раз.
- Алгебраические представления (5ч) –
понимать различие между числовым
выражением и выражением с переменной;
вычислять значения выражения с переменной
при заданном наборе её числовых значений.
- Величины (5 ч) – находить долю
величины, а также величину по доле;
устанавливать связи и зависимости между
площадью прямоугольника и длинами его
сторон.
- Геометрические представления (2 ч) –
изображать луч и отрезок, обозначать их
буквами и читать обозначения; строить
окружность с помощью циркуля.
- Логические задачи и упражнения (4 ч) –
решение упражнений занимательного
характера, нестандартных задач, которые
требуют от ученика проявления
сообразительности
Пояснительная записка.
В курсе математики 2 класса получили
развитие основные методические идеи и
подходы в обучении, которые были заложены в
основе построения курса 1 класса.
Так, реализация идеи о разностороннем
математическом развитии младших
школьников в курс введена новая, для
начальной школы, содержательная линия
логико-математических понятий и отношений,
объединить многочисленные разрозненные
математические сведения, традиционно
относящиеся к алгебре, геометрии и другим
разделам математики, в несколько цельных
содержательных линий: элементы арифметики,
величины и их измерение, элементы алгебры и
геометрии.
Вместе с линией логико-математических
понятий получается шесть линий содержания
обучения, которые в курсе тесно
взаимосвязаны.
Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 2
класса. Он составлен на основе следующих
учебных пособий:
- Рудницкая В.Н. Математика. 2 класс.
Методика обучения.
- Рудницкая В.Н. Дидактические материалы.
- Кочурова Е.Э. Дружим с математикой.
Программа курса предполагает изучение
таких вопросов как «Числа и вычисления», «Величины»,
«Отношения между числами, величинами», «Алгебраические
представления», «Геометрические
представления», «Логические задачи и
упражнения».
Такой подбор материала преследует
следующие цели:
- создание базы для развития способностей
учащихся;
- восполнение некоторых содержательных
пробелов основного курса.
- на популярном, практическом уровне
познакомить учащихся с новыми
математическими понятиями.
Задачи:
- формирование умения называть лил
различать, определенные математические
объекты, сравнивать;
- моделировать учебную ситуацию;
- воспроизводить по памяти необходимые для
дальнейшего обучения конкретные знания (например,
таблицу умножения, сложения в пределах 20);
- развитие коммуникативных навыков в
процессе практической и игровой
деятельности.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны:
- знать названия и последовательность
натуральных чисел от20 до 100;
- уметь записывать цифрами и сравнивать
любые числа в пределах 100;
- знать наизусть таблицу сложения любых
однозначных чисел и результаты
соответствующих случаев вычитания;
- воспроизводить наизусть результаты
табличных случаев умножения любых
однозначных чисел и результаты табличных
случаев деления;
- различать числовое выражение и выражение
с переменной, периметр и площадь фигуры, луч
и отрезок;
- сравнивать два числа, характеризуя
результат сравнения словами «больше в», «меньше
в»;
- усвоить структуру задачи.
Учащиеся должны уметь решать
учебные и практические задачи:
- читать и записывать цифрами любые
двузначные числа;
- составлять простейшие выражения (сумму,
разность, произведение, частное);
- выполнять несложные устные вычисления в
пределах 100;
- применять свойства умножения и деления
при выполнении вычислений;
- решать составные текстовые задачи в два
действия (в различных комбинациях), в том
числе задачи на увеличение и уменьшение
числа в несколько раз;
- вычислять периметр и площадь
прямоугольника (квадрата)
- строить окружность с помощью циркуля;
- уметь представлять задачи в виде
схематических и символических моделей.
№ п\п |
Тема |
Кол-во часов |
Содержание, методические приемы |
|
Числа и вычисления |
12 |
|
1. |
Чтение и запись двузначных чисел.
Табличное сложение и вычитание. |
1 |
Изображение двузначных чисел с
помощью цветных палочек. Работа с
карточками (решение примеров на время). |
2. |
Сложение и вычитание двузначных
чисел. |
1 |
Практическое выполнение действий с
помощью цветных палочек. |
3-4 |
Задачи на сложение и вычитание. |
2 |
Решение задач различных видов. |
5. |
Проверочная работа. Тема: «Сложение и
вычитание двузначных чисел» |
1 |
|
6. |
Анализ проверочной работы. Решение
разных задач. |
1 |
Работа над ошибками |
7. |
Сложение чисел в пределах 100.
Вычитание в пределах 100. |
1 |
Частные и общие приемы сложения и
вычитания чисел, основанные на
поразрядном сложении и вычитании. |
8. |
Произведение двух чисел.
Решение задач. |
1 |
Знакомство с таблицей деления и
умножения. |
9. |
Частное двух чисел.
Решение задач. |
1 |
Нахождение доли числа делением. |
10. |
Табличные случаи умножения и деления
на 2, 3, 4,5,6. |
1 |
Использование знания таблицы
умножения на 2,3,4,5,6 для нахождения
результатов деления |
11. |
Проверочная работа. Тема: «Простые
задачи на умножение и деление». |
1 |
|
12. |
Анализ проверочной работы. Задачи на
умножение и деление. |
1 |
Работа над ошибками |
. |
Отношения между числами, величинами. |
6 |
|
13. |
Больше или меньше и на сколько. |
1 |
Кратное сравнение чисел. |
14. |
Во сколько раз больше или меньше? |
1 |
Решение задач на нахождение числа,
большего или меньшего данного в
несколько раз. |
15-16 |
Решение разных задач по пройденным
темам. |
2 |
Практические приемы сравнения чисел. |
17. |
Проверочная работа. Тема: «Решение
задач на уменьшение и увеличение в
несколько раз» |
1 |
|
18. |
Анализ проверочной работы. Табличные
случаи умножения и деления на 6, 7, 8, 9. |
1 |
Работа над ошибками. |
|
Алгебраические представления |
5 |
|
19. |
Переменная. Выражения с переменной и
его значения. |
1 |
Формирование понятия о переменной, а
также о выражении, содержащем одну
переменную |
20-21 |
Решение задач, содержащих переменную |
2 |
Нахождение значений выражений с
переменной при заданном наборе
значений этой переменной |
22. |
Проверочная работа. Тема: «Решение
задач содержащих переменную. Числовые
выражения» |
1 |
|
23. |
Анализ проверочных работ.
Составление числовых выражений.
Решение задач. |
1 |
Работа над ошибками. Решение задач. |
|
Величины |
5 |
|
24. |
Длина и ее единицы - метр, дециметр,
сантиметр.
Практическое решение задач по данной
теме. |
1 |
Измерение длин и расстояний с помощью
различных измерительных инструментов:
линейки, метровой линейки, рулетки.
Соотношение между единицами длины:
метром, дм, см. |
25. |
Периметр многоугольника |
1 |
Вычисление периметров любых
многоугольников. |
26. |
Площадь геометрической фигуры |
1 |
Правило вычисления площади
прямоугольника (квадрата). |
27. |
Цена, количество, стоимость. |
1 |
Решение задач с данными величинами. |
28. |
Проверочная работа. Тема: «Величины» |
1 |
|
|
Геометрические представления |
2 |
|
29. |
Отрезок. Луч. Числовой луч.
Многоугольник.
Практическое решение задач по данной
теме. |
1 |
Изображение луча, отрезка с помощью
линейки. Координата точки на луче.
Построение точек с заданными
координатами. |
30. |
Окружность. Её центр и радиус.
Практическое решение задач по данной
теме. |
1 |
Введение понятий о вершинах, сторонах
и углах, многоугольника.
|
|
Логические задачи и упражнения. |
4 |
|
31-34
|
Поиск закономерностей. Решение
логических задач. |
4 |
Решение нестандартных задач,
упражнений занимательного характера. |
|