Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 12:20:02
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

В мире нетрадиционной грамматики
03.07.2010, 13:04:05

Перед тобой, мой неизвестный читатель, новый школьный проект в помощь учителю русского языка. Конечно, если уж быть до конца честным, новым его следовало бы назвать условно. Весьма условно. Ведь и опирается он все на тот же неизменный свод правил, которые спущены школе сверху, и упорно отрабатывается теми же учителями - словесниками, и сопротивляются его жестким схемам все такие же умные детские головы, избалованные новыми технологиями.

Долгие – долгие годы, названные сегодня застойными, я преподавал русский язык и литературу в обычной советской школе. Единственное сильное и непреходящее чувство на уроках русского языка – сожаление. Сожаление о бесцельном и упущенном, уныние и мучительная скука. Закованный в рамки школьной программы, я пытался быть свободным, изобретая старые велосипеды. Но требовали от учителя русского языка лишь правильного написания, изучения выданных нам орфограмм, доводя их до автоматизма, постановки нужных знаков препинания. Как оказалось, в наше время даже эти немудреные вещи стали такой редкостью, что о прошлой выучке можно только мечтать.

Последние годы я работаю в Израиле и снова преподаю русский язык. Здесь с еще большей силой и настойчивостью обрисовалась все та же проблема, но в новой интепретации – удержать в поле русского языка своих учеников. Они неудержимо уходили в другой язык. Но испытанная манера натаскивания и вбивания в голову исключений здесь никак не проходила. Тогда мне заново пришлось пересмотреть многие устаревшие методики и подходы к изучению языка.

Я все время задавался вопросом: неужели для изучения языка не нужна игра ума? Не нужно умение логически мыслить и находить удовольствие в решении сложных вопросов? Неужели нельзя составить хитро закрученные задачи, которые так хочется решить? Чем, в конце концов, язык хуже математики, физики или языков программирования, которые так востребованы в современной школе?

Из нужды и родились мои языковые и психометрические задачи. Я вынужден был перевести учение в игровые области, чтобы включить в работу голову, заставить задуматься, а не зазубривать. Обычное и скучное задание сделать творческим и зашифрованным. Дать импульс к расшифровке, пробудить живой интерес. Поэтому у меня даже традиционные упражнения направлены не только на закрепление каких - то навыков, а носят творческий характер.

«Вначале было Слово», - прямо сказано в Книге книг. Обычно это высказывание толкуют в переносном смысле. Мол – великое откровение было выражено в Слове, Слово божье дошло до нас и прочее. Нас же поразило, что те же слова можно прочитать и в прямом значении. Ведь любое предложение, разумная мысль, глубокая идея начинается с лексической молекулы – слова.

Как показали исследования лингвистов, в этом была своя правда – без великого Слова никто и никогда не мог обойтись.

Если же мы попытаемся препарировать отдельное русское слово, разобрать его, заглянуть внутрь, найти его истоки, то столкнемся с немалыми трудностями. В бесконечной вселенной русских слов трудно осмыслить или полюбоваться каждым звучащим или написанным словом, сложно найти тонкие внутренние связи с другими словами и смыслами. Но не окунувшись в стихию Слова, вряд ли поймешь глубину философского слова, современность журналистики, игровую легкость поэтического слова, ироничность публицистики, точность прозы.

Кроме того совершенно понятно, что слово – основная грамматическая единица языка, кирпичик, с помощью которого построен целый системный организованный мир Грамматики русского языка. В свою очередь смысловая молекула, состоящая из группы атомов: приставок, корней, суффиксов, окончаний, - построена по точным законам русского словообразования. Это сложный объемный многомерный мир, в котором переплетаются различные цепочки-формулы отдельных слов.

Например. Цепочка существительных с приставками на – и суффиксами – ени:

наименование, напластование, написание, наклонение, назидание, наполнение ...

Цепочка прилагательных и причастий с приставками на об- и суффиксами -енн :

обваленный, обжаренный, обвиненный, обреченный, обделенный, обмасленный ...

Цепочка глаголов с приставками за- и суффиксами – ива :

заклеивать, заклинивать, задергивать, загуливать, забрызгивать, задабривать.

Можно ли проследить все многообразие внутренних связей в русском слове, его структуру, точную этимологию, исторические изменения и связи его со словами родственных языков, заимствованные элементы, игру смыслов, сочетаемость с другими словами, воплощение и потери смысла в предложении. Не думаю, что в рамках школьной программы возможна даже постановка такой задачи. Однако, перестанем витать в облаках и углубляться в недра подземного мира, вернемся на грешную землю программы.

Весь первый раздел – известная всем область упражнений по русскому языку, но данных в нетрадиционной манере. Конечно, прежде всего мы должны закрепить опреленное правило, но все же не это главное. Главное – заглянуть вглубь слова, понять его самобытность, найти неожиданные связи с другими словами. И вторая цель - дать возможность самому ученику почувствовать себя открывателем, умелым игроком, способным ошибаться, сомневаться и отыгрываться.

 

Тренировочные упражнения по словообразованию 

Упражнение 1. Разберите слова по составу, добавьте свои той же конструкции.

Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница ;

закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный ;

возобновление, воссоединение, возрождение, воспламенение ;

неприспособленность, неустроенность, несовместимость ;

обесцвечивание, обезвоживание, обезболивание, обескровливание ;

 

Упражнение 2. Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.

Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник ;

белизна, крутизна, тупизна, новизна, желтизна ;

честность, точность, смелость, успокоенность ;

удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец .

 

Упражнение 3. Найдите корень, образуйте от него новые слова.

Изжога - ; наугад - ; сдержанный ;

соотнесенный ; прозорливый ; непогрешимый -

; предубеждение ;излишество ;

незамедлительный ; располагающий ; пробуждение –

; провозглашать .

 

Упражнение 4. Образуйте новые слова только с помощью различных суффиксов .

Например: шум: шумный, шуметь, шумливый, шумиха.

Шут , звук ,

круг , месть ,

место , свет .

 

Упражнение 5. Образуйте новые слова только с помощью приставок.

Кипеть - , стучать - ,

ставка - , ход - ,

бег - , кладка - ,

брошенный - , мытый - .

Упражнение 6. Образуйте новые слова с помощью приставок и суфффиксов.

След - , соль - ,

Дым - , цвет - ,

вред - , говор - ,

место - , щит - ,

спор - , суд - .

 

Упражнение 7. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.

Например : безветренный – ветер, закружиться – круг.

Наябедничать - , законченный - , погрешность - ,

намучиться - , продрогнуть - , ответвление - , преображение - , непринужденный - , неотчуждаемый - - , безупречный - .

 

Упражнение 8. В каждом столбике пропущен только один суффикс. Найдите его. Количество точек соответствует количеству букв.

Например : носиль ( . . . ) Ответ: -щик

набор( . . . )

настрой( . . . )

поме( . . . )

 

Част (. . .) арт (. . .) стол (. . )а ярк (. . . .) цени (. . . .)

участ (. . .) пиан (. . .) част (. . .)а низ (. . . .) мучи (. . . .)

работ (. . .) джаз (. . .) стран (. . .)а свят (. . . .) води (. . . .)

озор (. . .) гитар (. . .) круп (. . .)а точн (. . . .) писа (. . . .)

 

Упражнение 9. Вставьте приставки. В каждом столбике пропущена одна и та же приставка. Количество точек – это количество букв.

Например (. . .) стрелка Ответ : при - стрелка

(. . .) кидка при - кидка

(. . .) мерка при - мерка

(. . .) бавка при - бавка

( . . ) возка ( . . ) жигание (. . . ) росток ( . . . ) лечься ( . . . ) гул

( . . ) садка ( . . ) живление (. . . ) пасок ( . . . ) дуться ( . . . ) лет

(. . ) ездка ( . . ) мирание ( . . .) писчик ( . . . ) влечься ( . . . ) хлада

( . . ) грузка ( . . ) тухание (. . . ) ранок ( . . . ) литься ( . . . ) бег

 

Упражнение 10. Разберите слова по шагам. Шаг – это ход, при котором отсекается приставка или суффикс, но слово должно сохранять смысл.

Например: засориться - , сор. (2 шага)

засорить сорить

Разгорячиться , горяч (2 шага)

Недосказанность , , сказ (3 шага)

Умилостивить , , , милый (3 шага)

Умудриться , мудрый (2 шага)

Соподчинительный , , чин (3 шага).

Теперь по шагам соберите слово, используя минимум шагов.

Смотр , , , предусмотрительный.

Род , , , прародительница.

Страсть , , , небеспристрастный

Интерес , , , незаинтересованный.

Хранить , , , предохранительница.

 

Упражнение 11. Придумайте новые слова по данному образцу.

Об (тёс) анный на (пар) ник не (вид) имый под (леч) ить вы (корч) евать

об (наж) ённый на (езд) ник не (люд) имый под (пил) ить вы (брак) овать

об (вин) ённый на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) овать

об ( ) анный на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) евать

об ( ) ённый на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) овать

 

Упражнение 12. Выделите в каждом столбике слово, образованное отличным от других спосом образования.

Например: набивщик Ответ : натурщик

наклейщик

натурщик

настройщик

Загогулина перепончатый содержатель обесцененный

закорючка перерывчатый сожитель обеспеченный

запонка переливчатый создатель обеспокоенный

заготовка переметчивый соискатель обесцвеченный

Упражнение 13. Составьте выражения со словами, которые образованы неморфологическим способом.

Например: рабочий день, рабочий на заводе.

Больной - , больной - ; холостой - , холостой – , горбатый - , горбатый - , будущее - ,

будущее - , прямая - , прямая - , детская - ,

выходной - , выходной - , контрольная - , контрольная - , настоящее - , настоящее - ,

мороженое - , мороженое - , легкие - , легкие - - ,новенький - , новенький - .
Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, конспект урока, урок русского языка в школе, скачать бесплатно, русский язык, Орфография, для учителя, письмо
Просмотров: 1185 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0