ЦЕЛИ УРОКА: 1. Сформировать
представление об односоставных предложениях, их грамматических
особенностях, роли в художественной речи. 2. Развивать
языковую компетенцию школьников, логику, мышление, внимание к слову. 3. Прививать любовь
к творчеству А. С. Пушкина. ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Эпиграф на доске: «С русским языком
можно творить чудеса». © К. Г. Паустовский. 2.
Специальные
карточки с терминами. ХОД УРОКА: 1. Слово учителя. Я пригласила вас, господа, с тем,
чтобы сообщить… о чрезвычайном происшествии: в некоторых простых
предложениях исчезли главные члены. В одних – сказуемые, в других
подлежащие. Не верите? И правильно делаете. Всё нужно выверить,
исследовать самим. Может быть, они там вовсе не исчезали, а их там
просто нет и быть не может, и предложения вполне обходятся без них. В русском языке есть предложения с
неполной грамматической основой, так называемые односоставные. В речевой
практике такие предложения встречаются довольно часто. Я предлагаю вам сегодня сыграть в
деловую игру-детектив и провести расследование «В поисках грамматической
основы…» В ходе
следственного эксперимента вам предстоит выяснить грамматические
особенности различных предложений с неполной грамматической основой,
сравнить их, сделать выводы о роли таких предложений в художественной
речи. Итак, начинаем
следственный эксперимент. 2. На доске
записаны предложения: 1) Р…няет лес
багря…ый свой убор. 2) Дни поздней
осени бр…нят обыкновенно. 3) Люблю тебя
Петра творенье. 4) Простите
верные дубравы. 5) Мне (не)
спится. 6) Ведут ко мне
коня. 7) Волшебный
край! Очей отрада. Учащиеся записывают предложения, вставляя пропущенные буквы и
знаки препинания. Один ученик выходит к доске и вставляет
пропущенные знаки препинания, всё мотивирует. Класс проверяет правильность
выполнения задания. 3. Учитель просит учеников подчеркнуть во всех
предложениях грамматическую основу. Предварительно задаются вопросы: - Что такое грамматическая основа
предложения?
- Что называется
подлежащим? Сказуемым?
- Назовите
виды сказуемых.
Грамматические основы найдены и графически выделены. «Что вы
заметили интересного?» - спрашивает учитель. Предполагаемые ответы:
в первом предложении полная грамматическая основа. Это двусоставное
предложение (записи в тетради). Во втором, третьем, четвёртом, пятом, шестом предложениях
отсутствует подлежащее. В седьмом предложении нет сказуемого. Учащиеся должны догадаться (а учитель помочь им в этом), что
во втором предложении подлежащее мыслится как кто-то, многие люди,
некоторые, т.е. смысл обобщённый = все. В третьем предложении предполагается Я, в четвёртом – вы, т.е. лицо
определенно 1 или 2 (ед. или мн. число). Такие предложения называются определенно-личными. В пятом быть подлежащего и не может.
Это безличные предложения. В шестом предложении
подлежащее мыслится как они, слушатели. Но
обобщения вселенского смысла, как во втором предложении, нет. Такие предложения называются неопределённо-личными. В седьмом предложении нет сказуемого.
Есть только подлежащее край. Очень ёмко и
кратко. Только названо что-то. Такие предложения называются назывными, или номинативными. Учитель показывает карточки с
терминами (назв.) – видами предложений. 4.
Изучение
информативный листов «Характеристика предложений». Школьники должны определить, о каком
виде идёт речь в каждом конкретном случае. 1)
«Умолчание»
местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола «к украшению
важности служит». (М.
В. Ломоносов) 2) Лаконизм и фрагментарность отличают
…………… предложения. 3) Богатыми
возможностями выражения мыслей обладают …………… предложения. Для них
характерно наличие и простых глагольных, и составных глагольных, и
составных именных сказуемых. 4) «В них
действующее лицо мыслится неопределённо, неконкретно. Оно намеренно
устранено, намеренно представляется как неизвестное…» (А. М. Пешковский) 5)
В них
действие вне времени относится к любому, всякому лицу, у группе лиц.
Распространены в пословицах, поговорках, афоризмах. 5.
Игра
«Лишний свидетель». Задание: удалите лишнего свидетеля, т.е. лишнее предложение. 1)
Мороз и
солнце; день чудесный! 2) Ах, лейся, лейся,
ключ отрадный! 3) Сказка эту поведаю теперь я свету. 4)
Фонтан
любви! Фонтан живой! Учитель
обращает внимание на прелесть звучания пушкинских стихов. 6.
Вопрос
классу: Почему
Пушкин так любил использовать в своём творчестве односоставные
предложения? 7. Написание сочинения миниатюры по началу,
предложенному учителем: «Вечер. Беру томик стихов Пушкина…» 8.
Заключительное
слово учителя. Мы
убедились, что русский язык отличается богатством синтаксических
конструкций. Языковые средства способны выражать самые тонкие смысловые
оттенки. 9. Итоги урока. |