Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 20:19:31
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

В поисках грамматической основы…
18.09.2010, 13:15:52

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Сформировать представление об односоставных предложениях, их грамматических особенностях, роли в художественной речи.

2. Развивать языковую компетенцию школьников, логику, мышление, внимание к слову.

3. Прививать любовь к творчеству А. С. Пушкина.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.   Эпиграф на доске: «С русским языком можно творить чудеса». © К. Г. Паустовский.

2.   Специальные карточки с терминами.

ХОД УРОКА:

1.   Слово учителя.

Я пригласила вас, господа, с тем, чтобы сообщить… о чрезвычайном происшествии: в некоторых простых предложениях исчезли главные члены. В одних – сказуемые, в других подлежащие. Не верите? И правильно делаете. Всё нужно выверить, исследовать самим. Может быть, они там вовсе не исчезали, а их там просто нет и быть не может, и предложения вполне обходятся без них.

В русском языке есть предложения с неполной грамматической основой, так называемые односоставные. В речевой практике такие предложения встречаются довольно часто.

Я предлагаю вам сегодня сыграть в деловую игру-детектив и провести расследование «В поисках грамматической основы…»

В ходе следственного эксперимента вам предстоит выяснить грамматические особенности различных предложений с неполной грамматической основой, сравнить их, сделать выводы о роли таких предложений в художественной речи.

Итак, начинаем следственный эксперимент.

2.   На доске записаны предложения:

1)                  Р…няет лес багря…ый свой убор.

2)                  Дни поздней осени бр…нят обыкновенно.

3)                  Люблю тебя Петра творенье.

4)                  Простите верные дубравы.

5)                  Мне (не) спится.

6)                  Ведут ко мне коня.

7)                  Волшебный край! Очей отрада.

Учащиеся записывают предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Один ученик выходит к доске и вставляет пропущенные знаки препинания, всё мотивирует.

Класс проверяет правильность выполнения задания.

3.   Учитель просит учеников подчеркнуть во всех предложениях грамматическую основу. Предварительно задаются вопросы:

  1. Что такое грамматическая основа предложения?
  2. Что называется подлежащим? Сказуемым?
  3. Назовите виды сказуемых.

Грамматические основы найдены и графически выделены. «Что вы заметили интересного?» - спрашивает учитель.

Предполагаемые ответы: в первом предложении полная грамматическая основа. Это двусоставное предложение (записи в тетради).

Во втором, третьем, четвёртом, пятом, шестом предложениях отсутствует подлежащее. В седьмом предложении нет сказуемого.

 

Учащиеся должны догадаться (а учитель помочь им в этом), что во втором предложении подлежащее мыслится как кто-то, многие люди, некоторые, т.е. смысл обобщённый = все.

В третьем предложении предполагается Я, в четвёртом – вы, т.е. лицо определенно 1 или 2 (ед. или мн. число).

Такие предложения называются определенно-личными.

В пятом быть подлежащего и не может. Это безличные предложения. В шестом предложении подлежащее мыслится как они, слушатели. Но обобщения вселенского смысла, как во втором предложении, нет.

Такие предложения называются неопределённо-личными.

В седьмом предложении нет сказуемого. Есть только подлежащее край. Очень ёмко и кратко. Только названо что-то. Такие предложения называются назывными, или номинативными.

Учитель показывает карточки с терминами (назв.) – видами предложений.

4.   Изучение информативный листов «Характеристика предложений».

Школьники должны определить, о каком виде идёт речь в каждом конкретном случае.

1)                     «Умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола «к украшению важности служит».

(М. В. Ломоносов)

2)                     Лаконизм и фрагментарность отличают …………… предложения.

3)                     Богатыми возможностями выражения мыслей обладают …………… предложения. Для них характерно наличие и простых глагольных, и составных глагольных, и составных именных сказуемых.

4)                     «В них действующее лицо мыслится неопределённо, неконкретно. Оно намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное…»

(А. М. Пешковский)

5)                     В них действие вне времени относится к любому, всякому лицу, у группе лиц. Распространены в пословицах, поговорках, афоризмах.

5.   Игра «Лишний свидетель».

Задание: удалите лишнего свидетеля, т.е. лишнее предложение.

1)                     Мороз и солнце; день чудесный!

2)                     Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

3)                     Сказка эту поведаю теперь я свету.

4)                     Фонтан любви! Фонтан живой!

Учитель обращает внимание на прелесть звучания пушкинских стихов.

6.   Вопрос классу:

Почему Пушкин так любил использовать в своём творчестве односоставные предложения?

7.   Написание сочинения миниатюры по началу, предложенному учителем:

«Вечер. Беру томик стихов Пушкина…»

8.   Заключительное слово учителя.

Мы убедились, что русский язык отличается богатством синтаксических конструкций. Языковые средства способны выражать самые тонкие смысловые оттенки.

9.   Итоги урока.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, Орфография, письмо
Просмотров: 1441 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0