Цель: Через исследование событий помочь
осмыслить конфликт рассказа.
Задачи.
Образовательная:
- знакомство с творчеством В. Солоухина;
- самостоятельное осмысление учащимися событий в
их взаимосвязи, характеров героев.
Развивающая:
- развитие навыков критического мышления,
мотивации выбора решения;
- обогащение опыта эмоциональных переживаний
учащихся;
- развитие устной и письменной речи учащихся,
умение работать с таблицей.
Воспитательная: воспитание думающих,
отвечающих за свои поступки людей, умеющих
радоваться победе над самим собой.
Д/з:
1. В. Солоухин. Рассказ "Мститель” - не
дочитывать до конца 2 абзаца.
2. Тип урока - углубление и корректировка
восприятия произведения в процессе его анализа.
4. Вид - развитие критического мышления.
5. Методы обучения - аналитически – оценочный,
поисковый.
6. Формы работы учащихся - работа в парах; работа
с таблицей и художественным текстом,
выразительное чтение, беседа.
7. Самооценка, взаимооценка.
8. Художественный программный текст, таблица
"Стратегия
критического мышления”.
9. "Обучение жизненно – важным навыкам”, Н. П.
Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт. С.- П.,
Образование – культура , 2002 год.
План урока.
1. Вступительное слово - 2-3 мин.
2.Беседа с классом - 4 мин.
3. Аналитическая работа по тексту - 20- 22 мин.
4. Выразительное чтение рассказа - 4 мин.
5. Рефлексия - 6-7 мин.
6. Вывод - 3 мин.
7. Итог - 2 мин.
8. Д/з. - 1 мин.
Ход урока
Детство не только яркая,
но и очень ответственная пора.
В. Солоухин
Вопросы к уроку: (запись на доске)
- На что похожа месть?
- Почему рассказ назван "Мститель”?
I. Слово учителя о писателе. (Используется
вступительная статья учебника литературы )
II. Беседа с классом.
- Какого цвета ваше настроение? / учащихся на
партах цветные лепестки из бумаги, они
приклеивают их на общий лист в виде цветка.
Значение цветов дети уже знают. Если нет - есть
возможность сейчас об этом поговорить/.
(Значение цветов: Синий - умение
сопереживать, жёлтый – изменчивость, красный –
воля к победе, зелёный – упорство, способность к
критическому анализу, фиолетовый – желание
нравится, коричневый – отсутствие
удовлетворённости, чёрный – болезненность
переживаний, белый – ожидание изменений.)
- Какие ассоциации вызывает у вас слова месть,
мститель? (Месть - намеренное причинение зла с
целью отомстить за обиду)
- Знакомо ли вам чувство, которое испытывает
герой в начале рассказа?
- Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации?
Каким был их финал?
Работа с эпиграфом
- Согласны ли вы с высказыванием Солоухина о
роли детства в жизни человека?
III. Аналитическая работа по тексту (с
применением таблицы "Стратегия критического
мышления”) - работа в парах.
1. Выделите в тексте проблему
(Внутренний конфликт: желание отомстить –
нежелание бить доверчивого приятеля, т.е. детская
обида - умение прощать, принять правильное,
мудрое решение).
2. Опишите проблему
Вспомогательные вопросы:
- Кто из героев вам более симпатичен?
- Почему? Каковы герои?
- Витька. Потому что он наблюдателен, находчив, с
ним интересно, он многое умеет, доверчив.
- Рассказчик. Потому что он, хоть и обидчив, но
горд, не любит плакать, не умеет бить
беззащитного, умеет принимать правильные
решения, умеет видеть красоту простых вещей.)
Итак: В чём проблема героя?
(Рассказчик хочет отомстить за обиду, но всё
время отодвигает, оттягивает этот момент.)
3. Определение вариантов решения проблемы
(А) побить Б) простить)
4. Решение проблемы
Вспомогательные вопросы:
- Какой из вариантов, на ваш взгляд, наилучший?
Почему? (Простить, потому что при мысли о мести у
Витьки "под ложечкой начинает ныть и сосать”. Он
радуется любой отсрочке мести.)
- Как поступили бы вы?
- Что лежало в основе плана мести героя? (Обман)
- Назовите этапы решения проблемы рассказчиком.
(1. Обида. 2. "Злодейский замысел”. 3.
Искусственное разжигание обиды. 4. Интерес к
предложениям Витьки. 5. Общие интересы.)
IV. Выразительное чтение рассказа до конца
5. Рефлексия
- Был ли финал рассказа неожиданным для вас?
- Что помогло тебе принять решение, близкое к
авторскому? (Почему ты ошибся?)
- Назовите подсказки автора. (Витька поверил в
искренность приглашения, рассказчик дал слово. С
Витькой интересно, в лесу так красиво и хорошо,
прогулка весела и приятна – жизнь хороша, в ней
нет места обидам и мести.)
V. Вывод
- Почему рассказ назван "Мститель”? (В названии
звучит авторская ирония: несочетаемость
грозного названия и финальной фразы: "Мне
делается легко и приятно от принятого решения не
бить Витьку” …)
- Довольны ли вы таким финалом? (Выбор решения -
важный момент в жизни каждого человека.
Правильный выбор нужно учиться делать с детства.
Витька - молодец. Он помог разобраться в своих
чувствах рассказчику, который может теперь себя
уважать.)
- Изменился ли цвет вашего отношения к героям?
Наклейте лепестки нового цветка.
- Чем он отличается от прежнего? Почему?
VI. Итог
- Оцените свою работу на уроке. Поставьте оценку
в таблицу.
- Сделайте комплимент тому ученику, чьи ответы
вам понравились больше всех (3-4 уч-ся)
Д/з: Дать ответ на вопрос: На что похожа месть?
или
Какие уроки извлёк рассказчик из этой истории?
Стратегия решения проблем
(приёмы критического мышления )
Шаг |
Содержание работы с текстом |
Мои наблюдения |
1. |
Выделите в тексте проблему
(Какой главный вопрос должны решить герои?) |
|
2. |
Опишите её. (Выявите суть
вопроса). Какой важной информацией снабдил вас
автор? |
|
3. |
Определите варианты подходов к
решению проблемы. (Каковы, на ваш взгляд, два
главных способа выхода из создавшейся ситуации?) |
|
4. |
Действуйте. (Предложите решение.)
Какой из выбранных вами способов наилучший?
Почему? |
|
5. |
Сделайте вывод: 1) Было ли у вас
решение, близкое к авторскому?
2) Что помогло вам принять решение (информация в
тексте, собственные дополнительные знания)
3) Что помешало (невнимательно читал, не
проанализировал ситуацию, не хватило фантазии,
знаний, собственного опыта.)? |
|
|