Цели. Образовательные: повторить и
закрепить знания по темам «Основные классы
неорганических веществ», «Основные типы
химических реакций»; проверить степень усвоения
материала по данным темам.
Развивающие: продолжить формирование
экспериментальных навыков учащихся; развивать
интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и
четко формулировать и высказывать свои мысли,
логически рассуждать.
Воспитательные: воспитывать чувство
сопричастности к общему делу; содействовать
эстетическому развитию учащихся.
Оборудование и реактивы. Карточки с
заданиями для ответов у доски (приложение 1),
карточки с тестовыми заданиями для учащихся (приложение
2), карточки для определения эмоционального
настроения учащихся (приложение 3), газета с
подборкой дополнительного материала по теме,
рулетка с порядковыми номерами участников игры
(в качестве рулетки можно использовать юлу с
нарисованной стрелкой), пробирки, сухое горючее,
фарфоровая чашка, пипетка, держатель для
пробирок; таблетка норсульфазола, дихромат
аммония, железная скрепка, цинк (гранулы), медная
проволока, карбонат кальция, алюминий (пудра), йод
кристаллический, гидроксид меди(II), бенгальский
огонь, растворы хлорида железа(III), роданида
калия, сульфата меди(II), гидроксида натрия,
соляной кислоты, нитрата серебра, нитрата бария,
ацетата свинца(II), йодида калия.
ХОД УРОКА
Учитель. Здравствуйте! Я рада приветствовать
вас в Стране химических реакций.
Начнем урок с опыта «Фараоновы змеи». Для этого
на асбестированную сетку кладется таблетка
сухого горючего, на нее – таблетка
норсульфазола, затем сухое горючее поджигается.
На этом уроке мы повторим материал об основных
классах неорганических соединений, о типах
химических реакций и угадаем фразу,
зашифрованную на доске.
(Фразу лучше заранее написать на листе ватмана,
а буквы сверху закрыть квадратиками бумаги. По
мере угадывания квадратики снимаются и буквы
открываются.)
Ведущий. В Стране химических реакций
действуют следующие правила. Все работают и
стремятся набрать как можно больше баллов за
урок. В зависимости от количества баллов будут
выставляться отметки за урок. Чтобы получить
возможность заработать баллы, вы должны угадать
букву из фразы, как в телевизионной игре «Поле
чудес».
Обратите внимание на листочки, что лежат в
папках у вас на столах (приложение 1), там
указана стоимость каждого задания: дать ответ на
вопрос – 1 балл, назвать вещество – 2 балла,
определить тип реакции – 3 балла, написать
формулу вещества – 4 балла, расставить
коэффициенты в уравнении реакции – 5 баллов,
осуществить превращения – 10 баллов.
В этих же папках – ваши порядковые номера как
участников игры. Выполнив задание, участник
крутит рулетку и определяет следующего игрока.
Учащиеся, работающие за партами, тоже могут
получить баллы, если выполнят задание быстрее,
чем участник у доски.
Учитель. Чтобы определить, кто же первым будет
угадывать букву в зашифрованной фразе, проведем
тест. Напишите на листочке свою фамилию, в конце
урока вы его сдадите. На листочках – ваше первое
задание – тест (приложение 2), на выполнение
которого дается пять минут. Тот, кто первым
правильно ответит на все вопросы, становится
первым участником игры.
По истечении пяти минут учащиеся меняются
своими листочками с соседями по парте и
проверяют правильность выполнения заданий
(ответы проецируются на экран через
графопроектор), при этом за каждый правильно
выполненный номер дается 2 балла, т.е. максимум
баллов за тест – 10.
Если несколько учащихся выполнили тест
одновременно, то первым участником игры
становится тот, кто наберет 10 баллов. Если и таких
несколько, то задается вопрос: «К какому типу
относится реакция из опыта "Фараоновы змеи”?»
После того как определится первый участник, он
угадывает букву из фразы. Ему можно предложить
подсказку: одна из букв фразы совпадает с первой
буквой названия химического элемента
5-го периода, 7-го ряда, проявляющего в соединениях
степень окисления (с. о.) +6.
Учащийся. Этот элемент – теллур, и его первая
буква «т» имеется в зашифрованной фразе.
Поскольку буква угадана верно, то ученик
получает право выбрать себе задание и заработать
определенное количество баллов.
После выполнения задания ученик вращает
рулетку и определяет следующего участника игры.
Другой ученик тоже получает подсказку для
угадывания буквы и возможность выполнить
задание, заработать при этом баллы. И так до тех
пор, пока не будет угадана вся фраза.
Остальные учащиеся в это время выполняют
задания на листочках. Если они опережают
работающего у доски, то получают карточку с
баллами, которые соответствуют выполняемому
заданию.
Зашифрованная фраза: «Истинный химик – это и
теоретик, и практик».
Подсказки к отгадыванию букв: «т» – теллур (5-й
период, 7-й ряд, с. о. +6);
«и» – иттрий (5-й период, III группа, побочная
подгруппа);
«с» – сера (3-й период, с. о. –2);
«н» – натрий (3-й период, с. о. +1);
«й» – йод (5-й период, с. о. –1);
«х» – хлор (3-й период, с. о. –1);
«м» – магний (3-й период, с. о. +2);
«к» – кислород (2-й период, с. о. –2);
«э» – эрбий (элемент с порядковым номером 68);
«о» – олово (5-й период, 7-й ряд, с. о. +4);
«е» – европий (элемент с порядковым номером 63);
«р» – ртуть (6-й период, II группа, побочная
подгруппа);
«п» – полоний (6-й период, VI группа, главная
подгруппа);
«а» – алюминий (3-й период, с. о. +3). |
Учитель. Вы угадали все буквы и теперь
можете прочитать фразу, которая будет девизом
урока. Наш урок подтверждает правильность этого
утверждения, т. к. вы не только знаете теорию, но и
можете осуществлять химические реакции.
Ведущий. Ребята, подсчитайте, сколько баллов
вы заработали за урок (учитывая баллы за тесты) и
определите свои отметки: 30 баллов и более –
отметка «5», 20–29 баллов – отметка «4», 10–19 баллов
– отметка «3».
Учитель. На следующем этапе урока я
познакомлю вас с сокровищами Страны химических
реакций. Итак, я провожу реакции, а вы на
листочках записываете их схемы. Дома по этим
схемам вы должны будете составить уравнения
реакций.
П е р в о е с о к р о в и щ е. Жители этой
страны по желанию могут вызвать извержение
вулкана (опыт «Вулканчик»).
Схема:
В т о р о е c о к р о в и щ е. Здесь все искусные
врачи. Они могут лечить раны так, что при этом не
образуется никаких рубцов.
Схема:
хлорид железа(III) + роданид калия …………………….. .
Т р е т ь е c о к р о в и щ е. Эту реакцию
каждый из нас делал (демонстрация горения
бенгальского огня), и она тоже является
достоянием Страны химических реакций.
Схема:
магний + кислород ……………………………………. .
Прежде чем мы закончим урок, хотелось бы узнать
ваше настроение. Для этого на ваших столах лежат
карточки с изображениями лиц – веселого,
нейтрального и недовольного (приложение 3).
Выберите ту, которая соответствует вашему
состоянию, и возьмите ее себе, остальные карточки
оставьте на парте. На этом наш урок закончен.
Спасибо.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задания на 1 балл
(за каждый пункт вопроса)
1. Дайте определения веществ:
а) солей; б) оснований; в) оксидов; г) кислот.
2. Как читается закон сохранения массы
веществ?
3. Какие реакции называют:
а) реакциями разложения;
б) реакциями соединения;
в) реакциями замещения;
г) реакциями горения;
д) реакциями обмена?
Задания на 2 балла
Назовите вещества:
SO3, H3PO4, Al(OH)3, K2CO3,
P2O5, Ba(NO3)2,
Na2S, НNO2, BaCl2, Ag3PO4, KNO3,
FeCl3,
Na2SO4, Сu(NO3)2.
Задания на 3 балла
Определите типы химических реакций:
1) 2KBr + Cl2 = 2KCl + Br2;
2) SO3 + H2O = H2SO4;
3) 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3;
4) Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2H2O;
5) CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu;
6) 4Li + O2 = 2Li2O;
7) 2KClO3 = 2KCl + 3O2;
8) 2H2O2 = 2H2O + O2;
9) 2Mn2O3 + 3Si = 3SiO2 + 4Mn;
10) Na2CO3 + Ca(NO3)3 = CaCO3 +
2NaNO3;
11) 3AgNO3 + K3PO4 = 3KNO3 + Ag3PO4;
12) CaCO3 = CaO + CO2.
Задания на 4 балла
Запишите формулы: гидроксида железа(III);
угольной кислоты; фосфата калия; сульфата
алюминия; оксида калия; оксида алюминия;
азотистой кислоты; гидроксида кальция; нитрата
магния; сернистой кислоты.
Задания на 5 баллов
Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций:
1) Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + H2O;
2) MnO2 + H2 = H2O + Mn;
3) Al + Cl2 = AlCl3;
4) H2 + N2 = NH3;
5) HNO3 + Ca(OH)2 = Ca(NO3)2 + H2O;
6) KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2;
7) KClO3 = KCl + O2;
8) Na2O + H2O = NaOH;
9) Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O;
10) HCl + Zn = ZnCl2 + H2;
11) Fe2O3 + Mg = MgO + Fe;
12) CuO + HNO3 = Cu(NO3)3 + H2O.
Задания на 10 баллов
1. Осуществите реакцию между алюминием и
йодом. Для этого в фарфоровую чашку поместите
смесь алюминия и йода, а затем в середину горки
капните воды из пипетки. Что наблюдаете? Запишите
уравнение реакции, укажите, к какому типу она
относится.
2. Насыпьте в пробирку немного порошка
гидроксида меди(II), закрепите пробирку в
держателе и нагрейте. Что наблюдаете? Запишите
уравнение реакции, укажите, к какому типу она
относится.
3. К раствору сульфата меди(II) прилейте
немного раствора гидроксида натрия. Что
наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите,
к какому типу она относится.
4. В раствор сульфата меди(II) опустите
железную скрепку. Что наблюдаете? Запишите
уравнение реакции, укажите, к какому типу она
относится.
5. В раствор нитрата серебра опустите медную
проволоку. Что наблюдаете? Запишите уравнение
реакции, укажите, к какому типу она относится.
6. Насыпьте в пробирку немного карбоната
кальция и прилейте к нему соляной кислоты. Что
наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите,
к какому типу она относится.
7. К раствору ацетата свинца(II) прилейте
немного раствора йодида калия. Что наблюдаете?
Запишите уравнение реакции, укажите, к какому
типу она относится.
8. К раствору сульфата меди(II) прилейте
раствор нитрата бария. Что наблюдаете? Запишите
уравнение реакции, укажите, к какому типу она
относится.
9. В раствор соляной кислоты опустите две
гранулы цинка. Что наблюдаете? Запишите
уравнение реакции, укажите, к какому типу она
относится.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕСТ
Вариант 1
1. Укажите формулу соляной кислоты:
а) H2SO4; б) HNO3; в) H2S; г) HCl.
2. Укажите ряд веществ, где все соединения –
оксиды:
а) H2S, NH3, SO2, KOH;
б) CaO, MgO, Na2O, SO3;
в) KOH, NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2;
г) HNO3, HNO2, H2SO3, H2SO4.
3. После расстановки коэффициентов их сумма
в уравнении реакции
KMnO4 K2MnO4
+ MnO2 + O2
равна:
а) 5; б) 6; в) 7; г) 8.
4. Установите соответствие между формулами
и классами веществ:
а) MgSO4; б) Fe2O3; в) Zn(OH)2; г) H2SiO3;
1) оксиды; 2) кислоты; 3) соли; 4) основания.
5. Установите соответствие между
уравнениями реакций и их типами:
а) Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe;
б) Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O;
в) 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O;
г) 2H2 + O2 = 2H2O;
1) соединение; 2) разложение; 3) обмен;
4) замещение.
Подсчитайте ваши баллы.
Вариант 2
1. Укажите формулу карбоната кальция:
а) NH3; б) CaCO3; в) CaSO4; г) CaCl2.
2. Укажите ряд веществ, где все соединения –
кислоты:
а) NH3, HCl, KOH, NaCl;
б) NO2, HNO2, KNO3, N2O5;
в) H2S, H2SO3, H2SO4, HCl;
г) CuO, CaO, Al2O3, SiO2.
3. Сумма коэффициентов в уравнении реакции
4HNO3 = 4NO2 + 2H2O + O2
равна:
а) 5; б) 11; в) 7; г) 9.
4. Установите соответствие между формулами
и классами веществ:
а) HNO3; б) CO2; в) Ba(OH)2; г) K2S;
1) оксиды; 2) кислоты; 3) соли; 4) основания.
5. Установите соответствие между
уравнениями реакций и их типами:
а) CuSO4 = SO3 + CuO;
б) 2Al + 3Br2 = 2AlBr3;
в) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2;
г) MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O;
1) соединение; 2) разложение; 3) обмен; 4) замещение.
Ответы на вопросы тестов
Вариант 1. 1 – г. 2 – б. 3 – а. 4. 1 –
б; 2 – г; 3 – а; 4 – в. 5. 1 – г; 2 – в; 3 – б; 4 – а.
Вариант 2. 1 – б. 2 – в. 3 – б. 4. 1 –
б; 2 – а; 3 – г; 4 – в. 5. 1 – б; 2 – а; 3 – г; 4 – в.
|