Цель игры: развитие интереса учащихся
к предмету, обобщение знаний по теме «Лексика»,
воспитание чувства коллективизма, обучение
культуре работы в группе.
Задачи:
- прививать интерес к изучению русского языка;
- формировать внутреннюю потребность
непрерывного пополнения знаний;
- обучать умению работать в команде;
- культивировать свойственную человеку жажду
познания нового.
ХОД ИГРЫ
I. Вступительное слово учителя:
«С русским языком можно творить чудеса. Нет
ничего такого в жизни и в нашем сознании, что
нельзя было бы передать русским словом. Звучание
музыки, спектральный блеск красок, игру света,
шум и тень садов, неясность сна, тяжкое
громыхание грозы, детский шепот и шорох морского
гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей
– сложных и простых, – для которых не нашлось бы
в нашем языке точного выражения». (К.Паустовский)
Для всего в русском языке есть великое
множество хороших слов и названий. В процессе
сегодняшней игры, я думаю, мы в этом не раз
убедимся.
Цель нашей игры, которая называется «В волшебном
мире слов» – повторить и обобщить знания по
одному из интереснейших разделов русского языка
– «Лексике».
Ведущий:
«В урочный день,
В урочный час
Мы снова рады видеть вас –
Веселых и находчивых друзей
Берите в руки карандаш,
Мы начинаем вечер наш,
Садитесь поскорей.
Пусть кому-то повезет,
А кому-то нет...
И не нравится вопрос,
И не сходится ответ,
Но все ж....
Берите в руки карандаш,
Мы начинаем вечер наш».
– Здравствуйте, дорогие друзья! В нашем
состязании принимают участие 2 команды. Итак,
скрестим шпаги находчивости, знаний и умений.
Пусть победит сильнейший. Команды, прошу вас
выйти и поприветствовать друг друга.
1-я команда:
«Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть».
2-я команда:
«Мы отвечаем дружно
И здесь сомнений нет
Сегодня будет дружба
Владычицей побед».
1-я команда:
«И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания».
2-я команда:
«И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепче с ней».
Обе команды поют песню о КВНе (на мотив песни
"Улыбка" В. Шаинского):
«Любит КВН наш дружный класс
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори».
Припев:
«Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить».
Команды приветствуют жюри и вручают им
эмблемы с надписью:
«Вам и слава, и почет!
Все мы любим точный счет!»
Болельщики:
«За команду мы «болели»!
И помочь друзьям сумели!»
II. Представление команд («Виктория»,
«Знайки», «Дружба»)
А) приветствие;
Б) газеты; (газета «В волшебном мире слов»)
В) эмблемы.
III. Игра
1. Разминка: эпиграф зашифрован, в нем
видны только половинки букв. Попробуйте
прочитать зашифрованную здесь русскую народную
пословицу, она станет сегодня девизом нашей игры. («Смекалка
в каждом деле поможет») – 1 балл
После угадывания: «Итак, знания,
смекалка и немного удачи – вот ваши главные
помощники в сегодняшней игре».
2. Конкурс «Следствие ведут знатоки»
Каждой команде я задаю по 2 вопроса. За каждый
правильный ответ – 1 балл.
1) Культура Древней Греции оставила
неизгладимый след в истории человечества.
Сохранился он и в нашем языке. Мы пользуемся
греческими научными терминами, многие из нас
носят греческие имена: Алексей – защитник, Макар
– счастливый. Иной раз на нашем столе бывает
кушанье, название которого восходит к греческому
и означает, что отведать его, это испытать
настоящее удовольствие, даже счастье. Назовите
это блюдо. (Макароны)
2) Слово «полигон» по-гречески означает
многоугольник. Изобразите как выглядит в плане
здание американского Пентагона.
3) В «Руслане и Людмиле» читаем:
Но между тем, какой позор
Являет Киев осажденный
Не слишком ли суров А.С. Пушкин? Ведь речь идет о
несчастье – почему же позор? (Зрелище)
4) Князя Олега прозвали Вещим, потому что ему
ведома была всякая весть. А почему известного
сказочного героя прозвали Кощеем? (От слова
«кость»)
5) Испания… Яркое солнце, бой быков… Как далеко
это все от нас. Однако, входя в свою квартиру,
каждый из нас непременно проходит через такое
место, которое могло бы напомнить ему об Испании
и ее экзотических традициях. Что это за место? (Коридор)
6. В узбекском языке глагол куру
означает «сохнуть». Какое существительное,
образованное от него, заимствовано из узбекского
языка русским и как приблизительно его можно
перевести. (Курага – сушеные абрикосы без
косточек)
3. Фразы-перевертыши
– Попробуйте каждое слово заменить антонимом,
можно контекстуальным, и прочитать
загаданные фразы. (Ответы: солнечный круг, небо
вокруг; сильнее кошки зверя нет; с песней весело
шагать по просторам)
4. «Художник понял все буквально»
Мы попросили художников организовать
небольшую выставку картин. Наши художники
постарались и выполнили заказ к сроку. Но то ли
волнения, то ли от незнания кое-что напутали.
– Скажи, что художники изобразили на картинах? (Фразеологизмы)
–
Что такое фразеологизмы?
– Как художники поняли и изобразили
фразеологизмы? (Буквально, в прямом смысле)
– Замените фразеологические обороты синонимическими
выражениями(по 2 выражения команде): солдат стоял на часах
– находился в карауле,
охранял; ее посадили под замок
– заперли закрыли; у нее на сердце лежал камень
– испытывала
тяжелое чувство; с головой ушел в книги
– целиком, полностью
погрузился в чтение; сидел на шее у отца
– был на иждивении,
обременял; сел в калошу
– попал в неловкое положение.
5. «Переводчик»
а) Замените все слова в предложениях, кроме
служебных, синонимами.
б) Переведите ст.славянские по происхождению
слова на современный русский язык.
6. Домашнее задание
– Сейчас мы с вами совершим небольшую
экскурсию в музей слов и названий.
1) Почему мы так говорим? (на этот вопрос ответит
история)
- долгий ящик
- затрапезный вид
- ходить козырем
- казанские сироты
- концы в воду
- труса праздновать
2) Откуда эти названия? (Вы начали изучать
географию. Знаете теперь названия всех частей
света. А каково происхождение этих названий?)
- Азия. Это слово возникло от финикийского
асу (восход), так назывались все страны к востоку
от Средиземного моря. Впервые название Азия
встречается в поэмах Гомера.
- Европа (от греческого Erebus – закат,
мрак). Страна, где заходит солнце).
- Африка. Название это появилось у римлян,
которые воспроизводили его от племени афри,
жившего вокруг древнего Карфагена.
- Австралия (от латинского terraaustralis –
южная земля). Исследователь Флиндерс после
своего путешествия в 1800-1803 гг. предложил название
Австралия, и оно закрепилось за этим материком,
который ранее назывался Новой Голландией.
- Америка. Называется так по имени Америго
Веспуччи, который первым из европейцев вступил
на землю вновь открытого материка в 1499 г. И позже
описал подробно Новый Свет. Колумб, которому
приписывается открытие Америки, на самом
материке не был, он открыл по существу только
Антильские острова, находящиеся у берегов
Америки.
- Антарктида. Шестой по счету материк, открыт
русскими мореплавателями Лазаревым и
Беллинсгаузеном в начале 19 века. Антарктида
расположена в области Южного полюса. Название
означает буквально «земля, противоположная
Арктике». Арктикой же называется область
Северного полюса (от лат. arktos – север, ночь).
Слушаем выступления команд. За домашнее
задание – 3 балла.
7. Конкурс капитанов: разгадайте ребусы
(изображение какого-либо слова или предложения
при помощи комбинации букв, рисунков, цифр). 0,5
балла за каждый разгаданный ребус.
8. "Эрудит"
1) Объясните разницу в значении слов, составив
словосочетания. За каждую пару слов – 1
балл.
– Как называются такие слова? (Паронимы)
2) Слова-палиндромы (перевертыши)
В данные тексты вместо точек вставьте
существующие палиндромы – 3 балла.
9. Корректор
– Правильно ли истолкованы значения этих слов
и сочетаний? Если неправильно, то в чем кроется
причина ошибок? (По 0.5 баллов за словосочетание)
Слова употреблены здесь в переносном значении, а
толкование дано по прямому значению слов.
Прекрасный пол – "паркет" Дать по шапк
е – "умело распорядиться
дефицитным товаром" Наложить на себя руки
– "исходное
положение в гимнастике" Дать дуба
– "выполнить план
лесозаготовок" Не все дома
– "время летних отпусков" Медвежий угол
– "место обитания
медведя"
– Найдите лишнее слово. Отредактируйте
предложения. (По 1 баллу за правильный ответ)
1) Мальчик ушиб колено ноги.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Он написал свою автобиографию.
2) Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
Стоя на крыльце, мимо меня проехали сани.
Вернувшись домой, начался дождь.
3) Дедушка присел на пенек, собиравший грибы.
Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.
Подгоняемая лодка волнами неслась к берегу.
10. Веселый футболист
– Какие буквы и цифры составляют его фигуру? (9
букв и 6 цифр)
IV. Подведение итогов. Вручение призов |