Декларируемая цель вальдорфской педагогики – это здоровая личность,
по формулировке Штайнера, «полноценный человек». В знаниевой педагогике
цель – человек, имеющий знания. Почему? Потому что именно знания
вооружают людей для переделки мира, для решения проблем, стоящих перед
«человечеством». Вот и нужно было его вооружить, грубо говоря, знаниями,
и тогда, глядишь, он справится с теми проблемами, которые есть в
природном и социальном мире. Эта основная парадигма целой эпохи, науки
Нового времени.
Вспомним Бэкона: «Знание – сила!» В советской идеологической системе
эта мысль присутствовала очень мощно. Помните высказывание Мичурина: «Не
стоит ждать милостей от природы, взять их у нее – вот наша задача».
Маркс в своих знаменитых тезисах к Фейербаху сформулировал эту мысль для
философии: «Не понимать, постигать, интерпретировать мир, нет! Задача
философа – переделка мира». Этот подход к миру как месту
преобразовательной деятельности человека путем научного знания – очень
мощная историческая парадигма. Она до сих пор живет во многих умах. Она
очень сильна в идеологии развивающего обучения и пока является основной,
часто неосознаваемой посылкой в отечественной школе вообще. Есть,
конечно, и другие вещи, но эта – главная. В рамках основной философской
предпосылки развивается и философия педагогики: создать теорию для
эффективного управления развитием человека. Это все различные варианты
основной бэконовской парадигмы. Вальдорфская педагогика устроена иначе. Она утверждает, что ученик на
выходе должен быть здоровой, полноценной личностью. Причем здоровье
понимается здесь расширительно, не только как физическое. Получение
научного знания – это только один и, быть может, не самый существенный
момент для человеческой жизни в целом. Человек не только активный
деятель, переделывающий и покоряющий «просторы Вселенной», но и
родитель, основывающий семью и воспитывающий детей, человек, у которого
помимо рабочих дней есть еще и выходные дни, не говоря о вечерах,
человек с широкими или узкими интересами и т.д. Не знание и научное
понятие сами по себе важны, а то, как понятие – мышление – встроено в
целого человека. Является ли мышление заинтересованным, по выражению
М.Бахтина, «участным» мышлением или нет? Доставляет ли человеку радость
красота? Способен ли человек довести начатое дело до конца? Является ли
его психосоматическая база устойчивой к стрессам и перегрузкам? Активная
деятельность в мире – да! Наука – да! Но всё зависит от того, кто, т.е.
что за человек, действует в мире или занимается наукой. Отдельный
человек, таким образом, первичнее «человечества» и «научно-технического
прогресса».
Здоровье человека тем отличается просто от здоровья, что предполагает
гармоническое сочетание тела, души и духа, а не их противостояние,
ведущее к разного рода неврозам и психосоматическим расстройствам.
Значит, важно прорабатывать и укреплять эти взаимные связи между
разнородными элементами, а не выносить здоровье в отдельную
оздоровительную программу, поправляющую нездоровую саму по себе
педагогику. Поэтому, например, в вальдорфе на физкультуре проводятся
подвижные игры, связанные с фантазией, приключениями, с проявлением
эмоций. И получается, что через физкультуру мы выходим на все три сферы,
хотя, конечно, на физкультуре акцент делается на физическом развитии. И
так каждый предмет по-своему работает на целостного, здорового
человека.
|