Обратим внимание на два основных значения понятия «альтернатива».
Во-первых, альтернатива – это существование возможности выбора, мы можем
выбирать между разными путями, разными направлениями. Во-вторых,
понятие альтернативы, актуальное, в частности, для образования, состоит в
том, что могут существовать разные педагогические системы и
направления, и эти подходы альтернативны друг другу, т.е. их невозможно
практически соединить.
Конечно, можно позаимствовать из разных педагогических систем
отдельные элементы, самые лучшие, и соединить их. Но так получается не
всегда. Например, проектный подход в обучении, ориентированный в первую
очередь не на знание, а на действие и направленный на формирование
ключевых компетенции, очень трудно соединить с обычным традиционным
подходом, потому что там все другое: организация обучения, распределение
часов, роль учителя, подготовка учителя. Каждый подход в педагогике
тянет за собой, как хвост, целый ряд следствий, которые меняют всё.
При учителецентрированной педагогике учитель находится во главе
класса и преподает, стоя или сидя перед ними. Это влечет за собой и
соответствующую форму помещения – то, как организован класс, как сидят
ученики. Если же мы возьмем принцип групповой работы, он будет
определять иную организацию работы учеников, другую расстановку столов в
классной комнате. Получается, основной принцип той или иной педагогики
влечет за собой массу других вещей: и распределение времени к течение
дня, и форму контроля результата и т.д. И мы не можем их соединить. Их
невозможно соединить не потому, что они, допустим, противоположны, а
потому что реальное время ограничено и приходится выбирать. То есть,
конечно, теоретически говорить о соединении различных альтернативных
подходов можно, но в жизни приходится выбирать. Уход от единого методического принципаЧто касается вальдорфской педагогики, нужно отметить, что она
наиболее сложная по сравнению с другими педагогиками, например с
педагогикой М. Монтессори или педагогикой Дж.Дьюи. Прежде всего потому,
что здесь не берется за основу какой-то один принцип, который затем
проводится через всю систему и из которого мы можем дедуктивно вывести
вообще все. Например, Монтессори-педагогика построена на идее, что
ребенок развивается сам. Это альтернатива тому, что взрослый извне,
своими действиями направляет – читай: навязывает – ребенку, как и с
какой скоростью ему развиваться. «Помоги ребенку сделать это самому» –
девиз педагогики. Дидактический материал выстраивается таким образом,
чтобы ребенок, самостоятельно занимаясь с ним, развивался в
самодвижении. Конечно, идея саморазвития – это важная идея, и она должна
присутствовать в любой педагогике, но здесь она проводится начиная с
дошкольников через всю систему как основной принцип.
Вальдорфская педагогика отличается тем, что считается с глубокими
метаморфозами развития ребенка в разных возрастах и на разных ступенях. В
зависимости от этого подходы кардинально меняются. Вальдорфский детский
сад – это одна ситуация, младшая и средняя школа – это две абсолютно
другие ситуации, а старшая школа – еще третья ситуация. Это первое, что
нужно учитывать.
Второе – это методология отдельных предметных областей. Здесь,
казалось бы, и можно взять за основу некий единый методологический
принцип. Скажем, тот, что есть чувственное познание и есть теоретическое
познание – знаменитый принцип развивающего обучения, который проводится
по всем предметам. Вальдорф же говорит, что каждый предмет имеет свою
собственную внутреннюю логику. Допустим, у словесности (речь, слово,
литература, история, гуманитарное) есть своя методология.
Естественнонаучное направление имеет свою. Живая и неживая природа – две
свои методологии, два разных типа мысли. У Штайнера в книге «Теория
познания гётевского мировоззрения» дается такая система наук, и каждая
наука имеет свою методологию в соответствии с качественной особенностью
своего предмета. Таким образом, применительно к вальдорфской педагогике мы можем говорить
о плюрализме методов и методологии. При наложении метаморфозы возрастов
на методологический и методический плюрализм каждый раз появляется
некоторый свой подход в определенном возрасте для каждого предмета.
|