Пожалуй, все-таки можно высказать некоторые фундаментальные принципы,
которые объединяют всю вальдорфскую педагогику в единое целое.
Во-первых, это принцип целостности, опирающийся на понимание человека
как цельного троичного существа, «состоящего» из тела, души и духа,
которые обусловливают друг друга, а в педагогике выступают как
целостность мышления, чувства и воли.
Педагогика построена таким способом, что в учебном плане эта
целостность сохраняется. То есть, наряду с когнитивными или знаниевыми
компонентами, выделяются еще эстетический и практический, как отдельные
линии содержания образования. Каждый день и в каждом предмете стараются
задействовать всего человека. Урок начинается с того, что дети заходят в
класс и включаются в его ритмическую часть – они двигаются, читают
хором стихи, в особенности в младших классах, поют. Ритмическая часть
объединяет художественный элемент, элемент движения – задействованы
телесность, фантазия, творческое самовыражение.
Так происходит каждый
день, в младших классах до 20-30 минут. Потом наступает так называемый
основной урок, похожий на наш обычный урок. Но и он обладает ритмическим
членением, активность учителя и активность учеников сменяют друг друга,
интенсивное включение и внимание и пауза, выдох, когда можно походить
по классу, и т.д. Завершается все рассказом учителя в конце урока.
Получается, что каждый урок – небольшая художественная композиция,
пронизанная музыкально-ритмическим элементом. |