Современное образование в основном ориентировано на теоретический тип
научного знания, на естественнонаучные и инженерно-технологические
модели мышления. В то же время в отечественной теории педагогики
постоянно ведется спор и осуществляется критика сциентизма. Существует
термин, невозможный ни для одной европейской страны, – гуманитарные или
гуманистические технологии – это все равно что деревянное железо, ибо
как гуманитарная, так и гуманистическая парадигма была сформулирована и
распространилась как альтернатива технологическому направлению,
отталкиваясь от него. Это противоречие, так сказать, внутри теории.
Другое противоречие: несмотря на фронтальную критику знаниевой школы и
предметоцентризма, на практике такой предметно-ориентированный или
знаниево-ориентированный подход остается доминирующим. В результате в
головах школьников возникает мозаика из не связанных друг с другом
кусков знания. Почему же мы так прочно держимся именно за такой подход?
Причины этого важно осознать, иначе нам не удастся найти практический
выход из сложившейся ситуации, одной критики для этого мало. Скорее
всего причина заключается в том, что такой тип знаниевой педагогики
легче поддается контролю, описанию и операционализации. Можно спокойно
вызвать ребенка к доске, вытянуть из него то, что он выучил, или дать
ему контрольную работу, провести аттестацию, аккредитацию. Таким типом
педагогики легче управлять. Для госструктуры это удобно. Это не
внутренний педагогический вопрос, а Удобство управления, внешнего
контроля за деятельностью школы. Попытки реформировать педагогическую
систему постоянно натыкаются на данное обстоятельство, так как
педагогика в основной своей части остается целиком и полностью
государственной и регулируемой извне, сколько бы мы ни говорили о
частичной автономии школы. В вальдорфской педагогике есть положение о том, что школа должна быть
некоей автономной самоуправляющейся единицей в системе общественного
целого, потому что самое существенное в педагогике – это как раз то, что
остается за кадром при внешнем контроле, что с трудом поддается
формализации и операционализации. Однако это не значит – что хочу, то и
ворочу, т.е. полное отсутствие всякого государственного контроля.
Необходимо создание альтернативных путей эволюции – экспертной оценки
деятельности школы, – и лишь при этом условии возможно практическое
изменение односторонней знаниевой ориентации школы. Теория здесь мало
чем может помочь, потому что в теории, т.е. на бумаге, все эти проблемы
можно решить достаточно легко, а потом с умным видом говорить, что наука
не отвечает за то, что практики не используют результаты научных
исследований и разработок.
|