Возьмем другой пример – математику. Дается задание: что есть 12?
Такое задание позволяет обнаружить разным детям разные варианты решения,
причем все – правильные, например: 6+6, 5+7, 3+3+3+3, 4+4+4+4 и т.д.
Есть и такие «красивые» варианты: 1+2+3+3+2+1. То есть помимо математики
включаются моменты индивидуализации и социализации. Ребенок, как
говорят вальдорфцы, учится постигать, что то, что делает по-своему
другой человек, тоже может быть правильным.
Так мы имеем социальное воспитание на уроках математики.
Кроме того, идти от целого к частям – это «органический способ
мышления», в то время как сложение результата из отдельных элементов –
механистический. Последний тоже важен, но он должен быть дополнен первым
– для той же целостности. Это важно, так как в наше время все еще
доминирует механистический способ и такая односторонность может быть
опасной.
А еще в математике есть ритм – дети хлопают, топают, играют в
ритмические числовые игры. Здесь вместе с мышлением и чувством
подключаются телесность («воля») и эстетический элемент («душа»).
Получается, что математика нужна не только для счета и развития чисто
когнитивных способностей, но и для развития телесно-душевно-духовного
здоровья. А так, казалось бы, чисто абстрактная вещь, которая никакого
отношения к личности не имеет. Еще раз напомним, Штайнер говорил, что
здоровье заключается не в том, что человек не болеет, а в том, есть ли у
него здоровое взаимодействие между мышлением, чувством и волей.
Увлеченный человек – человек более здоровый, а скучающий, перегруженный
теоретическим знанием «эрудит», с этой точки зрения, нездоров.
Такие вещи для Вальдорфа типичны. К сожалению, в вальдорфскую
педагогику еще, как говорится, «не ступала нога ученого человека». Это
связано с тем, что Штайнер прочно ассоциируется с религиозной
философией, мистикой и т.д., а ученые обычно испытывают стойкое
предубеждение к подобным вещам. Безусловно, разобраться в антропософии
Штайнера – дело весьма непростое. Там есть много такого, что выходит
далеко за рамки научного дискурса. Но там есть и многое, что в эти рамки
вполне входит. Для педагогики важно то, что можно понять без всякой
мистики.
|